СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по теме «Уважение и самоуважение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по теме «Уважение и самоуважение»»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д. Л. КАЛАРАША»















Тема: «Уважение и самоуважение»

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

(зачётная работа)








Выполнила: Докучаева Екатерина Васильевна

Группа ПНК-32, курс 3

Специальность 44.02.02 Преподавание в

начальных классах





Хабаровск, 2024

Конспект внеурочного занятия с детьми-инофонами младшего школьного возраста

Тема

Формирование умений аудирования, чтения, говорения, письма. Тема встречи: «Уважение и самоуважение»

Направление

Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся

Цель от учителя

Организация деятельности обучающихся направленной на формирование представлений об умении видеть и ценить в себе положительные качества.

Цель от ученика

Узнать о новых положительных качествах «уважение», «самоуважение»

Задачи

Дидактические: 1)узнать о понятиях «уважение», «самоуважение»; 2)на данной основе совершенствовать умения писать, читать, говорить на русском языке; 3)анализировать текст, применять знания в практических ситуациях.

Развивающие: развитие языковой культуры, речевых навыков; уважение к себе и другим людям.

Воспитывающая: воспитывать уважение к своему и другим народам, уважении и достоинстве человека.

Планируемые результаты

Личностные: Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине-России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этнических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Метапредметные: Познавательные: 1)базовые логические действия: сравнивать объекты (понятия «уважение» и «самоуважение») устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 2)базовые исследовательские действия: с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; 3)работа с информацией: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию.

Коммуникативные: 1)общение: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; 2)совместная деятельность: ответственно выполнять свою часть работы; распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Регулятивные: 1)самоорганизация: планировать свои действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2)самоконтроль: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Уровень усвоения

1

Оборудование

Презентация, аудиоматериалы, дидактические материалы, наглядность (карточки, тексты), компьютер









Этапы занятия, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационно-мотивационный этап

(7-10 минут)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина. Давайте мы с вами сыграем в игру и немного познакомимся.

Игра №1 «Как тебя зовут? Расскажи о себе?»

-Ребята, сядьте по кругу. Я к вам буду перекатывать мяч, и задавать вопрос: «Как тебя зовут?», «Расскажи о себе, чем любишь заниматься?». Вы называете своё имя, немного рассказываете о себе и катите мяч назад.

Игра №2 «Реклама»

-Разделитесь на пары и в течение двух минут вы будете задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Какой твой любимый цвет?», «Сколько тебе лет?», «Какое твоё любимое занятие?» Затем вы должны прорекламировать своего товарища, рассказав о нём.

-Ребята, вы большие молодцы! Послушайте стихотворение.

Уважая других – Ты уважаешь себя,

Унижая других – Ты унижаешь себя,

Помогая другим – Ты себе помогаешь,

Защищая других – Ты себя защищаешь!

И прощая других – ЖИЗНЬ себе упрощаешь!

И совсем по-другому себя ощущаешь!

-А кто из вас услышал из стихотворения очень важные слова? Как вы думаете, какие это слова?

-Приветствие.



-Рассаживаются по кругу.

-Называет имя и говорит немного о себе только тот ребёнок, у которого мяч и перекатывает его назад.


-Дети делятся на пары.

-Задают друг другу вопросы.

-Рассказывают друг о друге то, что запомнили.

-Слушают стихотворение.






-Уважение и самоуважение.

2

Этап занятия «Аудирование»

(7-10 минут)

-Прослушайте внимательно рассказ «На горке» Николая Носова.

Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься. А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему.

А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то, как следует, не умеет! Подъехал к горке.

— О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку — бух носом!

— Ого! — говорит. — Скользкая!

Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» — думает.

Думал, думал — и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

— Вот теперь, — говорит, — скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

— Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят — горка песком посыпана.

— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

— Нет, — говорит Котька, — я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на нее взобраться.

— Ах ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

— Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

— Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

— Ну, я не знаю, — говорит Котька.

— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

— Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

— Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

— Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

Вопросы:

1.Кто строил снежную горку?

2.В какое время суток ребята закончили строить горку?

3.Чем занимался Котька Чижов во время строительства горки?

4.Что было на ногах у Котьки, когда он вышел во двор?

5.Почему Котьке никак не удавалось взобраться на вершину горки?


6.Какое решение пришло Котьке в голову по поводу скользкой горки?

7.Удалось ли Котьке прокатиться с горки?

8.Кто является главным героем рассказа?

9.Кто вновь засыпал горку снегом?

10.Почему ребята сами не восстановили горку?

11.А как вы думаете, чему учит данный рассказ?






-Отлично! Вы большие молодцы!

-Слушают внимательно аудио рассказ «На горке» Николая Носова.





















































1.Только дети

2.К обеду

3.Сидел дома и смотрел в окно

4.Коньки

5.Он плохо стоял на коньках, и горка была скользкая

6.Посыпать её песком

7.Нет

8.Котька

9.Котька

10.Кто испортил тот пусть и чинит

11.Рассказ учит быть трудолюбивым, инициативным, принимать участие в общественных делах, с уважение и добросовестно относиться к чужой работе, обязательно нужно извиниться и предложить свою помощь, если что-то испортил.

3

Этап занятия «Говорение»

(10 минут)

-Дети, есть на свете такая пословица: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут».

-Как вы понимаете эту пословицу?



-Нужно ли любить и уважать себя и других людей? Почему?


Ребята, прослушайте стихотворение Елены Завизон «Уважение».

Уважают собаку за добрый нрав,

Льва и тигра – за сильное тело.

Уважают героя за то, что он прав.

А людей уважают за дело.

Уважают цветы за красивый вид,

А черешни – за плод их спелый.

Мухомор уважают – он ядовит.

А людей уважают за дело.

Уважают стрелы за быстрый полёт.

Лошадей – за галоп их смелый.

А людей уважают за дело.

Человек не гриб, не цветок, не побег,

Не зверь и даже не птица,

И чтоб дело его не забылось во век,

Человек обязан учиться.

Чтоб сады зеленели, дома росли,

Чтоб в сердцах звенело стремленье,

Нужно стать достойным Родной Земли,

Заслужив её уваженье.

-А что вы услышали из стихотворения?

-О чём в нём говорится?





-Какое слово часто встречалось?

-А как вы понимаете слово «уважение»?


-Согласны ли вы с тем, что каждый человек имеет право на уважение?

-Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?



-Как ещё проявляется уважение?

-За что можно уважать людей?

-Можно ли уважать себя? Почему? Для чего?

-Как вы понимаете, что такое «самоуважение»?

-Кого и что вы уважаете?



-Для того чтобы уважали нас нужно самим научится уважать себя, и с уважением относиться к другим людям.

-Да нужно. Тот, кто не уважает себя, поэтому и относится плохо к другим.





















-Всех уважают несмотря ни на что.

-Говорится о неповторимости каждого живого и неживого предмета, человека, о том, что каждый человек ком-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.

-Уважение

-Уважение – это отношение одного человека к другому.

-Да

-Да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло во что-то больше, а разумная доля должна присутствовать в человеке.

-Ответы детей.

Разминка «Правила уважения» (3 минуты)

Сейчас я буду говорить предложение. Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет-то взмах руками перед собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»

-Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

-Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.

-Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослого или сверстника.

-Нужно ли уважать других для того, чтобы уважали вас.

-Дети повторяют действия совместно с учителем.

4

Этап занятия «Чтение»

(10 минут)

-Чтение рассказа М. Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших»

Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает:

— Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?

— Нет. Никто меня не обижал.

— В чём же дело?

— Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь… уважать… старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?

— Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.

— Правда, поможешь?

— Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память?

— Не жалуюсь!

— Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам…

— Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?

— Я воспитанный козлёнок, вот и всё.

— А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?

— Ничего такого я, кажется, не говорил, — смутился Мармеладик. — Однако мне пора.

И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь Тпру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать…»

Поравнялся ослик с лошадью и говорит:

— Здравствуйте, лошадь Тпру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.

— А ещё что? — улыбнулась старая Тпру.

— А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.

— Прекрасно! — похвалила Тпру. — Но для чего ты мне об этом говоришь?

— Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?

— Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?

— Конечно, хочу! — В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?

— Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу?


-Почему Ослик в конце сказки всё-таки решил помочь Лошади?

-Как бы вы поступили?

-Получилось ли у Ослика уважать старших?

-Как вы уважаете старших? Как вы им помогаете?

-Читают рассказ М. Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших»














































-Ответы учащихся

5

Занимательная речевая разминка

(3 минуты)

Очень я себя люблю,

Очень уважаю.

Потому что я расту!

Ночью сплю.

А днём играю,

Плаваю и загораю.

Бегаю и кушаю…

Маму с папой слушаю!

-Дети обнимают себя


-Поднимают руки вверх

-Приседают, руки под шею

-Прыгают на месте

-Изображают движение пловца

-Бегают на месте

-Наклонятся вперёд

6

Этап занятия «Письмо»

(15 минут)

Давайте мы с вами немного попишем. Сейчас у вас будет мини диктант.

-Знаете ли вы, как проходит диктант?

Если не знают: Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, вы должны его внимательно слушать, после я каждое предложение вам прочитаю по 2 раза: первый раз – для понимания смысла предложение, второй – под запись предложение. В конце я ещё раз прочитаю весь текст, но в этот раз паузы между предложениями буду увеличены для того чтобы вы успели проверить правописание всех слов или дописать те слова, которые пропустили.

Диктант называется: «Родина»

(Если совсем не умеют писать, то даём раскраску, где изображён фрагмент уважения к людям и после совместно анализируем).

Родина.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок. Это деревня, близкие люди, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества маленьких таких уголков и состоит наша огромная великая Родина. Каждый человек любит свой дом, свою улицу, свой двор, тех людей, которые его окружают и уважают, те люди, которых уважает он. И из этой любви складывается большое уважение и любовь к Родине.

Повторяю текст еще 2 раза, для того чтобы дети проверили себя, собираю работы.

-Готовятся к диктанту


-Ответы детей

-Внимательно слушают учителя







-Пишут диктант

7

Активная речевая деятельность (20 минут)

Ребята, а давайте вместе с вами проговорим скороговорки.

Скороговорка №1.Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу:

Кузнецу, врачу, ткачу –

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я в след

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Скороговорка №2. Очень вежливая лошадь

Шла, кивая головой,

Поздоровалась со всеми,

Поздоровалась со мной.

Угостил её печеньем.

Постояли мы чуть-чуть.

И вздохнула грустно лошадь:

Мол, пора и дальше в путь.

На прощание кивнула

И понятно всё без слов –

Это лошадь мне сказала:

«До свиданья» Будь здоров!»

Скороговорка №3. Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянул им в глаза,

И робко и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

-Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»,

Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

-А как вы считает, во всех ли скороговорках присутствовали слова уважения и вежливости?

-А давайте мы с вами поиграем.

Игра № 3 «Что такое хорошо, а что такое плохо»

-Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие – нет? Докажите.

  • Самый сильный мальчик во дворе бьёт слабых.





  • Папа кричит на сына из-за того, что он плохо учится.







  • Человек кормит бездомных животных.






  • Мальчик защитил девочку от хулиганов.



  • Девочка не пошла, навестить больную бабушку, потому что ей задали много уроков.








-Ребята, а давайте посмотрим сценку, которая называется «Секретная проверка»

Автор: Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла и открыла дверь. Вбежала внучка, бросив портфель на пол, протараторила:

Внучка: Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть.

Бабушка: Во-первых, (автор: сказала бабушка) ступай осторожней, я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

Внучка: Секретное поручение.

Автор: внучка побежала в свою комнату, взяла какую-т книжку и уткнулась в неё. Бабушка поставила разогревать суп.

Бабушка: Иди, ешь, внученька.

Автор: Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила её перед тарелкой, не глядя, протянула руку.

Внучка: Где у нас чёрный хлеб?

Бабушка: Да вот же, перед носом твоим.

Автор: Бабушка налила суп.

Внучка: Сметаны

Автор: Бабушка подала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени.

Бабушка: полвторого.

Внучка: Ой, мне уже пора. Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают своим родителя и проявляют к ним уважение и уважают себя.

Бабушка: И к тебе придут?

Внучка: Может быть. Ну, я побежала….

Автор: Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять!

-Чего девочка не сделала и что должна была сделать с самого начала прихода домой?




-Какие нормы поведения нарушила девочка?

-Какое отрицательное качество проявилось у девочки?

-Проявила ли девочка уважение к своей бабушке?

Игра №4 «Учимся уважать»

Детям выдаются красивые бумажные цветы. Ребёнок передаёт этот цветок и говорит, за что уважает. Дальше передаётся цветок по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут, за они уважают друг друга.

-Молодцы!

Игра №5 «Я желаю тебе…», «Я уважаю тебя за то…»

Дети в парах говорят друг другу, за что они уважают и рассказывают то, что желают друг другу, после каждая пара меняется до тех пор, пока все дети не скажут, чего они желают друга и за что уважают.

Отлично, вы большие молодцы! Вы хорошо справились со всеми играми. А теперь подведём итоги нашего с вами занятия.

-Повторение каждой скороговорки по 2-3 раза. Каждый раз как можно быстрее.

































-Да



-Выдаются карточки с речевыми ситуациями


-Мальчик поступил неправильно, так как слабых не обижают их нужно защищать, помогать. Не нужно и вовсе никого обижать, нужно как можно больше помогать людям.

-Папа поступает неправильно. Нужно возможно поговорить с ребёнком, спросить какие у него трудности, какую тему он не понял, попытаться поговорить в спокойной обстановке для папы и ребёнка. Найти общее решение и научиться уважать друг друга, так как это одна семья.

-Да, человек поступил правильно, он уважает, и заботиться о братьях наших меньших. Без еды животные могут погибнуть, поэтому нужно помогать и им и проявлять уважение, а особенно в зимнее время года.

-Мальчик поступил правильно. Он смелый, не испугался хулиганов, поспешил на помощь и помог девочке.

-Девочка поступила неправильно по отношению к своей бабушке, так как в первую очередь нужно иметь уважение к старшим. К бабушке можно было сходить и проведать её 10-15 минут, ей было бы очень приятно, а дальше вернуться и продолжить выполнять задания. Девочка не уважает свою бабушку, возможно, потому что не уважает себя.

-Дети играют сценку, а остальные наблюдают, рефлексируют.



























-Девочка не должна была бросать портфель на пол, даже если сильно торопилась. Могла бы сама разогреть, себе поесть и взять сметану, а не просить об этом бабушку. Она могла извиниться перед бабушкой за то, что она так поступила.

-Эгоизм, бессердечие.

-Нет.


Рассаживаются в круг.

-Я уважаю Мишу, потому что он добрый человек. После передаёт цветок другому ученику.

8

Итог занятия

(2 минуты)

О чём мы говорили на занятии?

Над чем заставило вас задуматься занятие?

Как мы должны относится к окружающим?

Как мы должны относиться к себе?

Какие важные качества нужно проявлять?

Хотите ли вы, чтобы вас уважали?

Каждый ли человек достоин уважения?

А как вы чувствуете себя, когда вас уважают?

Сегодня каждый из нас на занятии узнал о себе что-то хорошее. Мы поняли: если любить и уважать себя, то тогда и другие будут относиться к тебе с любовью и уважением. (Повторяем все хором)

Про уважение и самоуважение

Ответы детей

С уважением, пониманием, вежливостью

Уважать себя, не приносить себе вреда

Уважение и самоуважение

Ответы детей

Да

Ответы детей

9

Рефлексия

(2 минуты)

-Ребята, возьмите чистый лист бумаги и обведите свою ладонь цветными карандашами. Пусть ваши ладошки станут символом уважения ко всем окружающим людям.

-Возьмите свой рисунок. Давайте встанем в круг, повернёмся и вытянем руку с нарисованной ладошкой. Подарим свою доброту, радость и уважение другим людям.

Отлично! Благодарю вас за интересную работу на занятии!

-Обводят свою ладонь цветными карандашами.


-Выполняют действия учителя