1 | Организационно-мотивационный этап (7-10 минут) | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина. Давайте мы с вами сыграем в игру и немного познакомимся. Игра №1 «Как тебя зовут? Расскажи о себе?» -Ребята, сядьте по кругу. Я к вам буду перекатывать мяч, и задавать вопрос: «Как тебя зовут?», «Расскажи о себе, чем любишь заниматься?». Вы называете своё имя, немного рассказываете о себе и катите мяч назад. Игра №2 «Реклама» -Разделитесь на пары и в течение двух минут вы будете задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Какой твой любимый цвет?», «Сколько тебе лет?», «Какое твоё любимое занятие?» Затем вы должны прорекламировать своего товарища, рассказав о нём. -Ребята, вы большие молодцы! Послушайте стихотворение. Уважая других – Ты уважаешь себя, Унижая других – Ты унижаешь себя, Помогая другим – Ты себе помогаешь, Защищая других – Ты себя защищаешь! И прощая других – ЖИЗНЬ себе упрощаешь! И совсем по-другому себя ощущаешь! -А кто из вас услышал из стихотворения очень важные слова? Как вы думаете, какие это слова? | -Приветствие. -Рассаживаются по кругу. -Называет имя и говорит немного о себе только тот ребёнок, у которого мяч и перекатывает его назад. -Дети делятся на пары. -Задают друг другу вопросы. -Рассказывают друг о друге то, что запомнили. -Слушают стихотворение. -Уважение и самоуважение. |
2 | Этап занятия «Аудирование» (7-10 минут) | -Прослушайте внимательно рассказ «На горке» Николая Носова. Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать. — Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься. А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то, как следует, не умеет! Подъехал к горке. — О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку — бух носом! — Ого! — говорит. — Скользкая! Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может. «Что делать?» — думает. Думал, думал — и придумал: «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх. — Вот теперь, — говорит, — скачусь! Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: — Как же теперь по песку кататься? И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят — горка песком посыпана. — Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? — Нет, — говорит Котька, — я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на нее взобраться. — Ах ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься? Котька говорит: — Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься. — Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься. — Ну, я не знаю, — говорит Котька. — Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату! Котька отвязал коньки и взял лопату. — Засыпай песок снегом! Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили. — Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься. А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал. — Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет! Вопросы: 1.Кто строил снежную горку? 2.В какое время суток ребята закончили строить горку? 3.Чем занимался Котька Чижов во время строительства горки? 4.Что было на ногах у Котьки, когда он вышел во двор? 5.Почему Котьке никак не удавалось взобраться на вершину горки? 6.Какое решение пришло Котьке в голову по поводу скользкой горки? 7.Удалось ли Котьке прокатиться с горки? 8.Кто является главным героем рассказа? 9.Кто вновь засыпал горку снегом? 10.Почему ребята сами не восстановили горку? 11.А как вы думаете, чему учит данный рассказ? -Отлично! Вы большие молодцы! | -Слушают внимательно аудио рассказ «На горке» Николая Носова. 1.Только дети 2.К обеду 3.Сидел дома и смотрел в окно 4.Коньки 5.Он плохо стоял на коньках, и горка была скользкая 6.Посыпать её песком 7.Нет 8.Котька 9.Котька 10.Кто испортил тот пусть и чинит 11.Рассказ учит быть трудолюбивым, инициативным, принимать участие в общественных делах, с уважение и добросовестно относиться к чужой работе, обязательно нужно извиниться и предложить свою помощь, если что-то испортил. |
3 | Этап занятия «Говорение» (10 минут) | -Дети, есть на свете такая пословица: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут». -Как вы понимаете эту пословицу? -Нужно ли любить и уважать себя и других людей? Почему? Ребята, прослушайте стихотворение Елены Завизон «Уважение». Уважают собаку за добрый нрав, Льва и тигра – за сильное тело. Уважают героя за то, что он прав. А людей уважают за дело. Уважают цветы за красивый вид, А черешни – за плод их спелый. Мухомор уважают – он ядовит. А людей уважают за дело. Уважают стрелы за быстрый полёт. Лошадей – за галоп их смелый. А людей уважают за дело. Человек не гриб, не цветок, не побег, Не зверь и даже не птица, И чтоб дело его не забылось во век, Человек обязан учиться. Чтоб сады зеленели, дома росли, Чтоб в сердцах звенело стремленье, Нужно стать достойным Родной Земли, Заслужив её уваженье. -А что вы услышали из стихотворения? -О чём в нём говорится? -Какое слово часто встречалось? -А как вы понимаете слово «уважение»? -Согласны ли вы с тем, что каждый человек имеет право на уважение? -Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали? -Как ещё проявляется уважение? -За что можно уважать людей? -Можно ли уважать себя? Почему? Для чего? -Как вы понимаете, что такое «самоуважение»? -Кого и что вы уважаете? | -Для того чтобы уважали нас нужно самим научится уважать себя, и с уважением относиться к другим людям. -Да нужно. Тот, кто не уважает себя, поэтому и относится плохо к другим. -Всех уважают несмотря ни на что. -Говорится о неповторимости каждого живого и неживого предмета, человека, о том, что каждый человек ком-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения. -Уважение -Уважение – это отношение одного человека к другому. -Да -Да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло во что-то больше, а разумная доля должна присутствовать в человеке. -Ответы детей. |
4 | Этап занятия «Чтение» (10 минут) | -Чтение рассказа М. Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших» Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает: — Ты почему плачешь? Может, тебя обидели? — Нет. Никто меня не обижал. — В чём же дело? — Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь… уважать… старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы? — Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе. — Правда, поможешь? — Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память? — Не жалуюсь! — Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам… — Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить? — Я воспитанный козлёнок, вот и всё. — А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да? — Ничего такого я, кажется, не говорил, — смутился Мармеладик. — Однако мне пора. И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь Тпру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать…» Поравнялся ослик с лошадью и говорит: — Здравствуйте, лошадь Тпру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду. — А ещё что? — улыбнулась старая Тпру. — А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь. — Прекрасно! — похвалила Тпру. — Но для чего ты мне об этом говоришь? — Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился? — Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет? — Конечно, хочу! — В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно? — Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу? -Почему Ослик в конце сказки всё-таки решил помочь Лошади? -Как бы вы поступили? -Получилось ли у Ослика уважать старших? -Как вы уважаете старших? Как вы им помогаете? | -Читают рассказ М. Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших» -Ответы учащихся |
6 | Этап занятия «Письмо» (15 минут) | Давайте мы с вами немного попишем. Сейчас у вас будет мини диктант. -Знаете ли вы, как проходит диктант? Если не знают: Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, вы должны его внимательно слушать, после я каждое предложение вам прочитаю по 2 раза: первый раз – для понимания смысла предложение, второй – под запись предложение. В конце я ещё раз прочитаю весь текст, но в этот раз паузы между предложениями буду увеличены для того чтобы вы успели проверить правописание всех слов или дописать те слова, которые пропустили. Диктант называется: «Родина» (Если совсем не умеют писать, то даём раскраску, где изображён фрагмент уважения к людям и после совместно анализируем). Родина. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок. Это деревня, близкие люди, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества маленьких таких уголков и состоит наша огромная великая Родина. Каждый человек любит свой дом, свою улицу, свой двор, тех людей, которые его окружают и уважают, те люди, которых уважает он. И из этой любви складывается большое уважение и любовь к Родине. Повторяю текст еще 2 раза, для того чтобы дети проверили себя, собираю работы. | -Готовятся к диктанту -Ответы детей -Внимательно слушают учителя -Пишут диктант |
7 | Активная речевая деятельность (20 минут) | Ребята, а давайте вместе с вами проговорим скороговорки. Скороговорка №1.Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день Только выйду за ворота Всем идущим на работу: Кузнецу, врачу, ткачу – «С добрым утром!» - я кричу. «Добрый день!» - кричу я в след Всем идущим на обед. «Добрый вечер!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. Скороговорка №2. Очень вежливая лошадь Шла, кивая головой, Поздоровалась со всеми, Поздоровалась со мной. Угостил её печеньем. Постояли мы чуть-чуть. И вздохнула грустно лошадь: Мол, пора и дальше в путь. На прощание кивнула И понятно всё без слов – Это лошадь мне сказала: «До свиданья» Будь здоров!» Скороговорка №3. Папа разбил драгоценную вазу, Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашёлся: Взглянул им в глаза, И робко и тихо «простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже. -Мы купим другую, Есть лучше в продаже… «Простите!», Казалось бы, что в нём такого? А вот ведь какое чудесное слово. -А как вы считает, во всех ли скороговорках присутствовали слова уважения и вежливости? -А давайте мы с вами поиграем. Игра № 3 «Что такое хорошо, а что такое плохо» -Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие – нет? Докажите. Папа кричит на сына из-за того, что он плохо учится. Девочка не пошла, навестить больную бабушку, потому что ей задали много уроков. -Ребята, а давайте посмотрим сценку, которая называется «Секретная проверка» Автор: Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла и открыла дверь. Вбежала внучка, бросив портфель на пол, протараторила: Внучка: Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть. Бабушка: Во-первых, (автор: сказала бабушка) ступай осторожней, я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу? Внучка: Секретное поручение. Автор: внучка побежала в свою комнату, взяла какую-т книжку и уткнулась в неё. Бабушка поставила разогревать суп. Бабушка: Иди, ешь, внученька. Автор: Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила её перед тарелкой, не глядя, протянула руку. Внучка: Где у нас чёрный хлеб? Бабушка: Да вот же, перед носом твоим. Автор: Бабушка налила суп. Внучка: Сметаны Автор: Бабушка подала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени. Бабушка: полвторого. Внучка: Ой, мне уже пора. Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают своим родителя и проявляют к ним уважение и уважают себя. Бабушка: И к тебе придут? Внучка: Может быть. Ну, я побежала…. Автор: Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять! -Чего девочка не сделала и что должна была сделать с самого начала прихода домой? -Какие нормы поведения нарушила девочка? -Какое отрицательное качество проявилось у девочки? -Проявила ли девочка уважение к своей бабушке? Игра №4 «Учимся уважать» Детям выдаются красивые бумажные цветы. Ребёнок передаёт этот цветок и говорит, за что уважает. Дальше передаётся цветок по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут, за они уважают друг друга. -Молодцы! Игра №5 «Я желаю тебе…», «Я уважаю тебя за то…» Дети в парах говорят друг другу, за что они уважают и рассказывают то, что желают друг другу, после каждая пара меняется до тех пор, пока все дети не скажут, чего они желают друга и за что уважают. Отлично, вы большие молодцы! Вы хорошо справились со всеми играми. А теперь подведём итоги нашего с вами занятия. | -Повторение каждой скороговорки по 2-3 раза. Каждый раз как можно быстрее. -Да -Выдаются карточки с речевыми ситуациями -Мальчик поступил неправильно, так как слабых не обижают их нужно защищать, помогать. Не нужно и вовсе никого обижать, нужно как можно больше помогать людям. -Папа поступает неправильно. Нужно возможно поговорить с ребёнком, спросить какие у него трудности, какую тему он не понял, попытаться поговорить в спокойной обстановке для папы и ребёнка. Найти общее решение и научиться уважать друг друга, так как это одна семья. -Да, человек поступил правильно, он уважает, и заботиться о братьях наших меньших. Без еды животные могут погибнуть, поэтому нужно помогать и им и проявлять уважение, а особенно в зимнее время года. -Мальчик поступил правильно. Он смелый, не испугался хулиганов, поспешил на помощь и помог девочке. -Девочка поступила неправильно по отношению к своей бабушке, так как в первую очередь нужно иметь уважение к старшим. К бабушке можно было сходить и проведать её 10-15 минут, ей было бы очень приятно, а дальше вернуться и продолжить выполнять задания. Девочка не уважает свою бабушку, возможно, потому что не уважает себя. -Дети играют сценку, а остальные наблюдают, рефлексируют. -Девочка не должна была бросать портфель на пол, даже если сильно торопилась. Могла бы сама разогреть, себе поесть и взять сметану, а не просить об этом бабушку. Она могла извиниться перед бабушкой за то, что она так поступила. -Эгоизм, бессердечие. -Нет. Рассаживаются в круг. -Я уважаю Мишу, потому что он добрый человек. После передаёт цветок другому ученику. |