Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за занятие (мероприятие): _____________
ВПД. 2. Организация внеурочной деятельности и общения обучающихся
МДК 02.09 Практикум по организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности: занимательная математика
Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности: занимательная математика
по теме: «Числовые головоломки»
2 «А» класс
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с понятием “числовой ребус”.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «числовые головоломки»; активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
Развивающая: развивать логическое мышление, речь, воображение, строить рассуждения; пополнение словарного запаса; развитие речи;
Воспитательная: формирование познавательного интереса; воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи; воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.
Планируемые результаты:
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявлять самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к чужому мнению; мотивация к работе на результат.
Метапредметные:
Формирование регулятивных УУД: ставить цель, сохранять её в течение всего занятия, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии; контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процесс; проявлять волевые усилия.
Формирование коммуникативных УУД: уметь слушать, слышать и понимать партнеров, при необходимости задавать вопросы уточняющего характера; достаточно полно и четко выражать свои мысли, управлять поведением, при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликт.
Формирование познавательных УУД: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, обобщать; ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные: правильно употреблять в речи математические понятия; уметь решать логические задачи, примеры; уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в царство Логики. А в конце постараетесь ответить на вопрос: зачем мы развиваем своё логическое мышление? Нам нужно выполнить много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать дружно. А начнём с “мозговой гимнастики”.
II. Мозговая гимнастика
(Ученик показывает движения классу, учитель объясняет.)
– Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
– А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
– Ну, а для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
III. Разминка
– Сейчас небольшая подготовка к активной работе – разминка. Вы должны как можно быстрее дать правильные ответы на мои вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Будьте внимательны!
- Какое сегодня число? А день недели?
- Наименьшее однозначное число. (0)
5 + 3 – 4 + 0 – 1 = ..? (3)
- Сколько гласных звуков в русском языке? (6) а букв? (10)
- Во дворе куры. У всех кур 10 лап. Сколько кур во дворе? (5)
- В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? (5)
- У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3)
- Какая буква пятая с начала алфавита? (д) а пятая с конца? (ы)
- Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
- Над цветком мелькает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
IV. Развитие концентрации внимания
– Сегодня бабочка будет нашей помощницей. Она приготовила для вас интересные задания.
Игра “Внимание”: в течение 3 секунд я показываю вам одну за другой карточки. Вы должны запомнить и нарисовать то, что увидели. (Рис. 1)
Риc. 1
– Я покажу вам карточки ещё раз, а вы проверьте, всё ли правильно нарисовали. Если все ваши рисунки правильные – нарисуйте рядом ещё одну бабочку. Встаньте те, к кому “прилетела” дополнительная бабочка.
– Теперь пересчитайте бабочек: руки сцепите за спиной в “замочек”. Не водя рукой по линиям, а лишь водя глазами, сосчитайте бабочек и впишите ответ. (Рис. 2)
Рис. 2
– Проверьте. (На доске переворачивается бабочка, на которой написан ответ “10”.)
Поднимите руку те, у кого получился такой же ответ.
– Бабочка не сидит на месте. Она перелетает с цветка на цветок. Нам нужно проследить за её полётом. Игра “Куда перелетела бабочка?” Посмотрите на квадрат. В одной из клеток сидит бабочка – исходный пункт работы. Я говорю, как из этой клетки по полю перелетает бабочка, а вы не прикасаясь рукой к таблице, глазами отслеживаете её путь. По команде “стоп” в последней клетке ставите цифру. Затем из той же исходной точки следите за другим полётом. Начали! (1 ученик работает у доски.)
1) От исходной клетки – 1 клетка вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз – стоп.
2) От исходной клетки – 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх – стоп.
3) От исходной клетки – 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево – стоп. (Рис. 3)
Рис. 3.
– Как вы понимаете слово “ребус”? А что значит – числовой ребус?
V. Весёлая переменка
– Перед новыми заданиями немного отдохнём.
Утром бабочка проснулась, (протираем глазки)
Потянулась, улыбнулась. (Из положения упор присев постепенно выпрямляем туловище, руки вперёд, вверх.)
Раз – росой она умылась, (умываемся)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела. (машем руками, как крыльями)
У цветка остановилась, (присели)
Над цветочком закружилась.
VI. Работа с числами, числовыми рядами и ребусами
– Цветочки, над которыми мы сейчас кружились, как бабочки, не простые, а с числовыми ребусами. Внимание!
Из каких цифр состоят числа: 36, 48, 15?
Чем похожи числа: 8 и 81, 66 и 16, 21 и 28?
Чем отличаются числа: 4 и 40, 17 и 71?
Дан ряд чисел. Чем они похожи и чем отличаются?
15, 25, 35, 45, 65.
Разделите числа на группы: 4, 15, 49, 50, 7, 20, 3, 36.
Какое число лишнее? Почему?
2, 15, 5, 6, 9.
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел:
1, 2, 4, 7, 11, … (+ 1, + 2, +3, ..)
– Ребята из другого класса тоже хотят научиться решать числовые ребусы. Чтобы им было легче, они просили вас составить правило – алгоритм их решения. Посмотрите, в классе развешены таблицы с этапами этого алгоритма. Соберите их последовательно так, как вы рассуждаете при решении числовых ребусов.
Число – цифра.
Сравнение.
Группа (классификация).
Предположение (гипотеза).
Проверка.
VII. Зрительная гимнастика
– Вы много работали, решали, и ваши глаза устали. Поэтому мы сейчас проведём для них гимнастику. Вы должны, не поворачивая головы, выполнять задания.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где крыльцо, а где окно.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
VIII. Работа в группах
– Чтобы помочь ребятам из другого класса научиться разгадывать числовые ребусы, составим для них интересные задания. Образуйте 3 группы. Для каждой группы – карточка.
Карточка 1
Продолжите ряд ещё на три числа:
40, 35, 30. …
Составьте свой ряд чисел, подчиняющийся некоторой закономерности.
Карточка 2
Разделите числа на две группы:
8, 5, 20, 13, 95, 6, 17, 1
Составьте своё задание на классификацию чисел.
Карточка 3.
Зачеркните лишнее число:
6, 12, 14, 15, 18
Составьте своё задание на исключение лишнего числа.
(Свои работы дети оформляют маркерами на листах бумаги. После выполнения лидер группы защищает числовой ребус у доски.)
IX. Итог
– Понравилось вам работать с числовыми ребусами? Почему? Произошли ли в вас какие-то изменения? Так зачем нам развивать логическое мышление?
X. Рефлексия
– У вас на столах лежат бабочки. Раскрасьте свою бабочку в такой цвет, который соответствует вашему настроению, и прикрепите её на букет.