Конспект внеурочного занятия "Умелые ручки".
Тема:
Животный мир Крайнего Севера. Аппликация (обрывание) Цель: узнать какие животные живут на Крайнем Севере и создать аппликацию.
Задачи:
1.Познакомить с животными и птицами, обитающими на Таймыре;
Узнать об их адаптации к суровым условиям Арктики;
Указать на характерные особенности животных (птиц);
Рассказать об использовании в аппликации приема обрывания.
2. Развивать внимание, наблюдательность, память;
Настроить на поиск цветовой гаммы (колорит);
Расширить представление о добре и зле.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, интерес к художественному труду, умение слушать других.
Оборудование:
Слайды с изображением животных и птиц Таймыра; работы учащихся, выполненные в технике «обрывания».
Материалы к уроку:
Простой карандаш, резинка, цветная бумага, белая бумага Ф. А-3, клей-карандаш, тряпочка.
Ход урока
Организационный момент.
– Что понадобиться на уроке, поднимите вверх: простой карандаш, резинка, цветная бумага, клей-карандаш.
Ознакомление с темой.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Крайний север, полуостров Таймыр. Мы узнаем, какие животные и птицы обитают на полуострове Таймыр, их характерные особенности.
Вступительная беседа.
– Кто знает, какие звери и птицы обитают на Крайнем Севере?
(«Олень», «Заяц», «Волк», «Песец», «Куропатка», «Белый медведь», «Гусь», «Утка» )
А вы знаете, что на Таймыре еще очень много разных животных и птиц, и некоторые из них занесены в Красную книгу. Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. (Показываются слайды с изображением животных и птиц). Какие животные и птицы изображены на них? (Дети называют).
Давайте мы с вами рассмотрим оленя, росомаху и сову, чтобы узнать, какие у них особенности. Как вы думаете, что помогает оленю выдерживать такие суровые зимы? («Мех»).
Правильно. У оленя зимой все туловище покрыто шерстью, нет ни одного голого места. И шерсть у него полая (с маленькими отверстиями), чтобы пропускать воздух. А еще олень очень выносливое животное, он способен передвигаться на большие расстояния. Как вы думаете, для чего? («Чтобы добывать корм»).
Теперь посмотрите на полярную сову. Какие у нее особенности? («Большие глаза»; «Пухлая»).
Правильно. А вы знаете, что сова – хищная птица, и она приспособилась к холоду и беззвучному полету своим рыхлым оперением. Каждое перо крыльев совы – маленькая пуховая подушка, и каждую зиму у нее отрастают меховые штаны. У совы особое зрение – она способна видеть маленькие предметы.
Посмотрите, какой у росомахи интересный мех («Длинный»; «Желтая полоска на меху»). Да, росомаха обладает мехом, который на морозе не покрывается инеем.
А какие еще особенности у росомахи? («Длинный хвост», «У нее хвост, как у лисы, только черный»). Главное приспособление росомахи к суровым условиям Таймыра – всеядность. У нее сильные зубы, она может перегрызть хребет оленя.
Теперь давайте перечислим характерные особенности других животных и птиц. (Дети называют).
Практическое задание.
Мы с вами рассмотрели оленя, сову и росомаху. Перечислили особенности других животных и птиц. Сейчас каждый из вас выбирает себе животное (птицу). (Дети называют, кого они выбрали). Берем в руки простой карандаш и делаем рисунок на белом листе бумаги.
Напоминаю: изображение животного (птицы) рационально заполняет плоскость листа и располагаться по центру, чтобы с правой и с левой стороны было одинаковое расстояние. Не следует делать изображение слишком маленьким. Обратите внимание на пропорции фигуры животного (птицы). Какая часть самая маленькая? («Голова»). А самая большая? («Туловище»).
Дети самостоятельно рисуют животное или птицу на белом листе бумаги.
Кто скажет, что такое аппликация? («Когда вырезают бумагу и клеят»; «Из ткани тоже вырезают и клеят»).
Да. Аппликацию можно выполнить и без помощи ножниц, не вырезая бумагу, а обрывая ее, т.е. кусочками (мозаикой). Такой прием аппликации называется «обрывание». («А я знаю, мы в садике так делали»).
Посмотрите на эту работу. (Показываю работу ученика, выполненную ранее). Обратите внимание, как аккуратно приклеены кусочки цветной бумаги. Какими цветами бумаги выполнена работа? («Синий», «Голубой», «Фиолетовый», «Розовый»). Видите, все цвета холодные, выполнены в одной цветовой гамме (близкие).
Давайте попробуем подобрать цветовую гамму для вашего животного (птицы). Обратите внимание на природный цвет шерсти животного и оперения птицы, и постарайтесь подобрать близкие по тону. Можно использовать 3 – 4 цвета бумаги. (Дети выбирают).
Поднимите вверх и покажите те цвета бумаги, которые вы выбрали.
От каждого цвета бумаги обрываем кусочки и складываем каждый цвет отдельно.
Берем клей-карандаш и аккуратно приклеиваем на изображение животного (птицы). Обратите внимание: в вашей работе не должно быть белых промежуточных пятен между кусочками бумаги. Старайтесь приклеивать близко друг к другу – это нужно для того, чтобы работа смотрелась цельно, не раздробленно.
Выполняем мелкие детали (глаза, клюв и т.д.).
(Дети выполняют работу самостоятельно, а учитель зачитывает краткую характеристику каждого выбранного животного (птицы), чтобы дети могли составить загадку).
Беседа по теме урока.
Какие животные и птицы обитают на полуострове Таймыр?;
Как они приспосабливаются к суровым условиям жизни?
Итог урока.
Выставляем работы на доске. Дети высказывают свои суждения: какие животные и птицы получились особенно красивыми, выполнены аккуратно. Ученики зачитывают загадки. Какая загадка самая интересная?
Рефлексия. А теперь прошу вас ответить на вопрос, если вам понравилось занятие, поднимите желтый смайлик, если нет, то синий.