УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Класс: 1 – 2
Дата: 14.11.2024 г.
Тема занятия: Занимательные эксперименты. (Мы дышим воздухом. Воздух есть везде) (1 класс)
Занимательные эксперименты (Что такое пустота? Опыт. «Поиск воздуха») (2 класс)
Цель занятия: создание условий для расширения знаний учащихся о воздухе и его свойствах.
Задачи: активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, ученый); развивать познавательный интерес детей, умение делать выводы о воздухе, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов; воспитывать и прививать интерес к исследованию; формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов; воспитывать и прививать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде
Используемые приемы, методы, технологии обучения
Приемы: отгадывание загадки, беседа, опыты и эксперименты, наблюдение, рассказ
Методы: практические, словесные, игровые, наглядные
Материалы и оборудование: целлофановый пакет, пластмассовые трубочки, цветная бумага, воздушные шары, стаканчики, вода.
Ход занятия
I Эмоционально-установочный (эмоциональное включение)
Мотивация деятельности.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
II Пропедевтический (подготовительный)
Слайд 1
- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями.
- А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Ответы детей
III Деятельностный (Исследовательская, проектная, конструкторская…) Постановка проблемы
- Чем мы вдыхаем воздух?
Ответы детей.
- Давайте вдохнем легко и плавно носом, а выдохнем ртом. А теперь вдохнем протяжно ртом и выдохнем носом. Получилось?
Ответы детей
- Воздух – это смесь газов. Он необходим для всего живого на Земле: растений, животных и людей.
Ответы детей
- А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Задерживать дыхание очень опасно.
Вывод: человек не может без воздуха, без дыхания невозможна жизнь.
- Но, чтобы быть здоровыми, необходимо дышать чистым свежим воздухом.
- К сожалению, ежедневно в атмосферу Земли выбрасывается огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух.
- А как вы думаете, кто и что загрязняет воздух?
- Дым сигарет, выхлопные газы, выбросы отработанных газов заводов, которые при вдыхании вызывают различные заболевания.
Слайд 2
- Именно поэтому во всем мире люди заботятся о чистоте окружающей среды.
- А что мы с вами можем сделать для того, чтобы дышать свежим воздухом?
- Надо проветривать помещение, сажать растения дома и на улице, чаще гулять в парках, скверах, в лесу, где много деревьев.
- Давайте попробуем увидеть воздух.
Проводится гимнастика для глаз
Вправо смотрим – ничего,
Влево смотрим – ничего.
Раз – два, раз – два – посмотри.
Глазки шире распахни.
Вверх глаза ты подними,
Вниз скорее посмотри,
Воздух в комнате найди.
- Увидели мы воздух? Он какой?
Ответы детей
- Воздух есть везде: на земле, под землей и высоко в небе. Он каждый день находится вокруг нас. Я вам сейчас докажу, что этот самый воздух есть в этой комнате.
Опыт «Что в пакете?»
- Целлофановый пакет. Положите его в руку и сожмите в кулак. Посмотрите, что в нем?
Ответы детей
- Теперь, стоя на месте, мы будем размахивать пакетом. Наберем воздух и закрутим пакет. Почему он надулся и стал плотным? Чем он заполнен? На что похож пакет?
Ответы детей
- Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Что произошло с пакетом? Интересно, почему?
Ответы детей
- А вот интересно узнать, где же еще прячется воздух? Я приглашаю провести опыты.
Опыт «Поиск воздуха»
- Возьмите стакан и переверните его вверх дном. Затем медленно опускайте его в контейнер с водой, стакан надо держать ровно. Почему стакан внутри остался сухим? Почему вода в стакан не попадает?
Ответы детей
Опыт «Загадочные пузырьки»
- Опустите снова стакан в воду, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что происходит?
Ответы детей
Опыт «Ветер – движение воздуха»
- Воздух всегда вокруг нас, как мы можем почувствовать его?
Ответы детей
Дети конструируют из цветной бумаги веер
- Возьмите веер. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Ответы детей
Опыт «Воздух в человеке»
- Поднесите свою ладонь ко рту или к носу и подышите. Сделайте губы трубочкой и подышите на ладонь. Какой воздух вы почувствовали?
Ответы детей
- Сейчас вы увидите воздух, который выходит из вас. Перед вами стакан с водой и трубочка, подуйте в трубочку. Что наблюдаем?
Ответы детей
- Ребята, к нам сегодня на занятие прилетели два воздушных шарика. Один веселый, толстый, румяный, а второй - бледный, худой и грустный. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что в нем нет воздуха, он сдулся.
- А что нужно делать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети. Надо его посильнее надуть.
- Как вы думаете, что находится внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети. Воздух.
- Откуда же берется воздух?
Дети. Мы его выдыхаем.
Опыт «Воздух можно услышать»
- Давайте надуем шарики. Где сейчас воздух? Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики. Что происходит?
Ответы детей
Надуть воздушный шар, отпустить его и обратить внимание на траекторию и длительность полета. (Шарик двигает вылетающий из него воздух).
Вывод: Для того чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть; воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Воздух, попадая внутрь шарика, растягивает его, делает упругим.
IV Эмоционально-рефлексивный (оценочный)
Подведение итогов занятия.
- Где находится воздух? (повсюду)
- Можем ли мы увидеть воздух? (нет)
- Как называется воздух, который движется? (ветер)
- Как долго мы можем прожить без воздуха? (совсем немного)
- Как сделать так, чтобы воздух на планете Земля оставался чистым?