СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект воспитательного часа с применением цифровых образовательных ресурсов "Жизнь и традиции кубанских казаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательного часа с применением цифровых образовательных ресурсов "Жизнь и традиции кубанских казаков"»

4


Цель: воспитание любви к малой Родине.

Задачи:

Воспитательные: знакомство детей с жизнью и традициями казаков, приобщение детей к народным традициям, воспитание чувства уважения к старшим поколениям, любви к родному краю, чувства патриотизма к родным местам.

Развивающие: развитие познавательного интереса к истории своего народа.



Ход занятия

Звучит гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (ответ детей - Россия). А как называют людей, живущих в России? (ответ детей - Россияне). Правильно, мы россияне и Россия наша Родина. Среди просторов нашей большой страны есть, край, где мы живем, где наш родной дом, наша родная земля – Кубань.

Когда говорят о России,

Я вижу родную Кубань.

Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы –

Все это – родная Кубань.

Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывет за комбайном комбайн.

Огни городские, гудки заводские –

Все это – родная Кубань.

Все вы должны знать, что мы – потомки кубанских казаков, которые очень давно прошли с берегов Черного моря на кубанскую землю. Долгим казался казакам путь по цветущей кубанской земле. Наконец подошли они к высокому берегу Кубани, к тому месту, где Кубань впадала маленькая речка Коросун. Место было удобно, его с трех сторон окружала вода быстрой реки Кубань. Атаман Захария Чепега сказал: «Здесь граду быть». Сюда привезли нехитрые пожитки, оружие и походную церковь, и стали строить крепость – центр города, который получил название Екатеринодар. А сейчас мы называем этот город Краснодар. Казаки переселялись на Кубань целыми куренями. Курень – это казацкое поселение, позже их стали называть станицами. Казаки создавали куреня около рек, на плодородных землях. Улицы были широкими, с центральной площадью и церковью посередине. Центральная площадь называлась – Майдан. В целях обороны селенья окружались глубоким рвом и земляным валом. Станица охранялась караулом. Мужчины всегда были вооружены, даже во время ловли рыбы, полевых работ, охоты. Женщины и девушки тоже владели оружием и в отсутствие мужчин защищали свои станицы. Разными были казаки: большая часть русские, а также украинцы, татары, осетины. У каждого войска были свои обычаи, но всех их объединяло одно: доблесть, честь, любовь к родной земле. Какие казацкие пословицы о любви к Родине вы знаете?

Дети: Казаку милее родная сторона.

Казаку честь родину беречь.

Казацкому роду нет переводу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка:

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из–под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плече.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.

Воспитатель: Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относись к старшим.

Уважай мать, сестру, жену.

Надо заботиться о своих родителях, когда они станут старенькими.

Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: В казачьих семьях почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В общении со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. А вы знаете, как на Кубани обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель: Обычаи уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил: при появлении старшего по возрасту все должны были встать; если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке; если без формы, то снять шапку и поклониться; в присутствии старших не разрешалось сидеть, разговаривать, курить; нельзя обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.

Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем в игру «Передай подкову»:

Дети становятся в круг, звучит музыка, под музыку передают подкову друг другу. У кого в руках останется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, приседает, читает стихотворение и т.д.(предварительная подготовка).

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках?

Дети: Казак в беде не плачет.

Казак без службы – не казак.

Где враг, там и казак.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Но, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани? Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а еще на повозках, телегах. Так кого же можно назвать верным другом казака? Правильно конь был верным другом казака. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки и призом на этих скачках были племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьих лошадях?

Дети: Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Сам погибай, а коня выручай.

Воспитатель: Хорошие пословицы вы знаете, молодцы. Главным оружием у казаков был кинжал. Покупать его считалось позором. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.

Ребята, а еще у казаков были священные символы. Кто знает, какие? (дети - герб, флаг.) И сейчас на Кубани есть свои символы. Проверим, знаете ли вы их. Нужно сложить из отдельных фрагментов герб Кубани. А из полосок составить флаг Краснодарского края (дети работают в парах).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно с этим справились. Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели и веселились. Рожденные народом песни отражают стремление человека жить в мире, добре, согласии друг с другом, любви.


Ребенок: Дивный Краснодарский край!!! Житница России.
Твои бескрайние поля, пролегли на мили.
Здесь под небом голубым райский сад цветущий,
А в полях твоих стоит вечный хлеб насущный.
По Кубани, по реке хутора гнездятся,
Солнца нежные лучи в той реке резвятся.
Рыбаки блесну кидают в плавное теченье,
Солнцем одаренный край!!! Божье сотворенье.
Знать, по щедрости Творца природа одарила,
Нивы, реки и моря, всё в одном вместила.
Люди едут отдыхать сюда со всей России.
Ах, какая благодать, край ты сердцу милый.
Есть под небом чудный рай. Это Краснодарский край!!!

Воспитатель: Я познакомила вас с жизнью и традициями казаков. Наше занятие подходит к концу. Мне хотелось бы поверить, что оно прошло не в пустую. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Мы гордимся прошлым, будущим и настоящим нашей Кубани. А на последок давайте послушаем песню «Ой, да на Кубани».