СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект воспитательного занятия «Первые понятия о метрологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательного занятия «Первые понятия о метрологии»»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МУ ДО «Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

_________________ Т.Р. Тихонова
















Конспект воспитательного занятия

«Первые понятия о метрологии»








Автор-составитель:

Бычкова Анна Ивановна

педагог-организатор

подросткового клуба «Дружба»











Саратов, 2023


Возраст: 5–6 лет.

Тип: занятие изучения нового материала

Цель:Формирование у учащихся представления значимости точности в измерениях, знакомство с понятием «метрология».

Задачи:

Обучающие:

познакомить с измерением «рост человека»;

уточнить и расширить представление об измерительных инструментах;

дать первичные представления о профессии «метролог».

Развивающие:

содействовать развитию познавательного интереса;

содействовать развитию умения взаимодействия в игре.

Воспитательные:

содействовать воспитанию взаимоподдержки;

содействовать воспитанию осознания значимости точности результата.

Планируемые результаты:

Предметные:

ребенок познакомится:

  • с первичными понятиями о профессии «метролог»;

  • с элементарными измерительными инструментами (линейка, сантиметровая лента, ростомер).

ребенок может усвоить:

  • приемыизмерений роста человека различными измерительными инструментами;

ребенок может осознать:

  • важностьточности результата измерения роста человека для использования в жизни (покупки одежды);

Занятие окажет влияние на формирование следующих интегрированных качеств:

  • социально-коммуникативные качества: взаимодействие с детьми и взрослыми;

  • взаимодействие с педагогом в процессе решения поставленных педагогом или совместно с педагогом задач.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные: беседа, объяснение. Практические: упражнения, игра. Наглядные: демонстрация приемов, иллюстрации.

Ресурсы, оборудование и материалы:

1 рулетка, 1 сантиметровая лента (исправная), 1 сантиметровая лента (испорченная), линейка, напольный ростомер, кофта, таблица определения размера, таблица с именами детей.



Ход занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

  1. Организационно-мотивационный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивация к деятельности.

Здравствуйте, ребята. Рада встречи с вами. У всех сегодня хорошее настроение? Только сейчас я получила голосовое сообщение от Юлии Владимировны, мамы Вовы. Давайте его послушаем вместе?

Сообщение: Анна Ивановна, я сейчас нахожусь в магазине, покупаю толстовку для Вовы. Хотела попросить Вас помочь мне, измерить рост Владимира.

Коммуникативная.









Настроены выслушать сообщение






Мотивация на оказание помощи.






  1. Актуализация знаний

Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).

-Ребята, а вы знаете, чем можно измерить рост?


-Кроме линейки рост можно измерить сантиметровой лентой, рулеткой (метром), ростомером.

Показывает измерительные инструменты.

Коммуникативная










Ответы









  1. Основной этап

Выполнить заданиес помощью педагога на применение знания, запланированного для изучения.

Давайте измерим рост Володи.

Ход работы: Педагог объясняет и демонстрирует приемы измерения роста человека при помощи сантиметровой ленты.

Правильное измерение роста человека при выборе одежды – очень важно. Если мы измеряем неправильно, то одежда может быть или очень длинной, или наоборот – короткой.

Молодцы! Справились с заданием.

Сейчас мы позвоним маме Вовы и скажем его рост.

Звонит Ю.В:

Юлия Владимировна, Вову измерили, его рост определили - …, хотим примерить новую вещь.

Ребята, а пока мы ждем обновку Вовы, давайте посмотрим мультфильм «38 попугаев», в котором удав захотел узнать свою длину и что из этого вышло.

Ребята, вы внимательно смотрели м/фильм? Тогда ответьте на вопросы:

Можно ли по таким меркам, определить длину удава?

Можно ли в магазине купить одежду по этим меркам?

Побуждает учащихся к высказыванию собственного мнения.

Измерять нужно измерительными инструментами, тогда рост одежды будет подобран правильно.

Практическая

Познавательная


Цель: Измерить рост человека, используя сантиметровую ленту как измерительный инструмент.

Проводят измерения роста учащегося сантиметровой лентой под руководством педагога (сантиметровая лента с дефектом)




Коммуникативная









Познавательная










Коммуникативная

(анализируют, высказывают свое мнение)







Сотрудничество с педагогом





Искомая величина роста человека.























Смотрят м/фильм









Ответы на вопросы Выводы.


(Звонок в дверь, педагог выходит и вносит обновку Вовы).

Вова, давай примерим обновку.

Выполняют примерку толстовки. Она оказалась длинной.

Педагог выдвигает проблему

Как же так вышло, ребята? Мы же измеряли не попугаями, мартышками и слонятами. Мы измеряли рост Вовы, правильно, измерительным инструментом.

Давайте, ребята, рассмотрим наш измерительный инструмент – сантиметровую ленту. Сравним ее с другими измерительными инструментами.

Так вот в чем дело! Сантиметровая лента испорченная! Можно ли такой лентой измерять, ребята?

Правильно. Измерить то можно, но результат измерения будет неправильный. Поэтому мы и определили рост Вовы неправильно. Какой вывод можно сделать? Что нужно для правильного измерения?

Неточные измерения будут не только тогда, когда измеряют мартышками, попугаями и слонами, но и когда измеряют инструментами с дефектом. Результаты измерения будут точными при использовании точных, не испорченных измерительных инструментов.

Ребята, какие еще измерительные приборы вы знаете?

Верно. К измерительным приборам относятся не только линейка, сантиметровая лента, метр-рулетка.

Измерить мы можем не только длину, но и вес (массу) чего-либо, расход воды, газа, электричества. Для этого служат весы, а также счетчики воды, газа, электричества. Знакомы ли вам такие приборы?

Важно ли чтобы они работали правильно и были точными?

Конечно, важно! Чтобы это обеспечить существует наука, специалисты которой следят за точностью работы приборов и измерительных инструментов. Эта наука – метрология.

Метроло́гия (от греч. «мера» + «мысль; причина») – наука об измерениях, обеспечении их точности.

А метрологи – это специалисты, которые осуществляют контроль измерительной техники, начиная от линеек и весов и заканчивая военной и медицинской техникой, где особо важна точность.

Весы в продуктовом магазине, банкомат, полицейские радары, фары автомобиля, счетчики воды, газа, электричества – все они проходят технический осмотр.

И у нас в Саратове работают метрологи. Совсем рядом с нами находится «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний имени Б.А. Дубовикова в Саратовской области». Его специалисты испытывают продукцию, производят поверку бытовых приборов учета. Вы бы хотели побывать там и посмотреть как работают метрологи?

Мы обязательно сходим туда на экскурсию, чтобы вы познакомились с инженерами-метрологами, техниками-метрологами и побольше узнали об их профессии.

Ребята, у нас новые парты и они еще неотрегулированные по высоте. А кто догадается, что нужно знать, чтобы их правильно отрегулировать? Правильно, мне нужно знать рост каждого из вас. Вот сейчас мы и будем измерять рост ростомером. А если он тоже испорчен, как сантиметровая лента? Ведь он не новый! Давайте, как юные метрологи его поверим. Кто догадается, как это можно сделать?

У меня есть новая сантиметровая лента, давайте проверим ростомер ей. Совпадут ли значения на новой сантиметровой ленте и ростомере? Если совпадут, тогда мы можем сказать, что ростомер точный?

Что получилось? Показания на сантиметровой ленте совпали с ростомером? Значит, он точный. Можно мерить ваш рост.


Теперь я смогу отрегулировать парты и стулья под ваш рост.

Практическая деятельность.










Коммуникативная

Познавательная





Познавательная

Практическая

(рассматривают сантиметровую ленту, сравнивают с другими измерительными инструментами, находят, что она с дефектом).


Коммуникативная

(отвечают на вопросы, формулируют вывод)

















Коммуникативная


















Познавательная



























































Практическая









Выявление затруднения и его причины.









Ответы на вопросы

Выводы








Обнаружение причины неточности измерения.







Выводы.





















Ответы.










Вспоминают измерительные приборы, используемые дома, в быту.




Знакомятся с новым понятием «метрология», «метролог».



































































Проверяют ростомер сантиметровой лентой и рулеткой.


По очереди встают на ростомер.

Записывает полученные данные в таблицу


Получают результат измерения своего роста.

  1. Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


Ребята, сегодня мы вспомнили о некоторых инструментах измерения длины, попробовали измерять этими инструментами, сделали вывод, что они должны быть исправные, узнали, кто следит за правильностью работы измерительных инструментов, познакомились с наукой «метрология». Сейчас каждый возьмется за сантиметровую ленту и скажет, что понравилось на занятии, а что было трудным и не очень понятным!

Берутся за сантиметр и отвечают на вопрос.

рефлексивная

коммуникативная

называют не менее 1 затруднения;

определяют не менее 1 заинтересовавшего момента




Ведущий

Содержание

Визуальное сопровождение

  1. Организационно-мотивационный этап

Педагог

Здравствуйте, ребята. Сейчас я получила голосовое сообщение от Юлии Владимировны, мамы Вовы. Давайте его послушаем?


Учащиеся

Слушают сообщение: Анна Ивановна, я в магазине покупаю кофту для Вовы. Хотела попросить Вас измерить рост Владимира.


  1. Актуализация знаний учащихся

Педагог

Ребята, а вы знаете, чем можно измерить рост?



Учащиеся

Ответы детей.


Педагог

Кроме линейки ростможно измерить сантиметровой лентой,рулеткой (метром), ростомером. (Показывает измерительные инструменты). Давайте измерим рост Володи.



Практическая работа:

Цель: Измерить рост человека, используя сантиметровую ленту как измерительный инструмент.

Ход работы: Педагог объясняет и демонстрирует приемы измерения роста человека при помощи сантиметровой ленты.


Учащиеся

Измеряют Вову сантиметровой лентой (лента с дефектом).


Педагог

Правильное измерение роста человека при выборе одежды – очень важно. Если мы измеряем неправильно, то одежда может быть или очень длинной, или наоборот – короткой.


Педагог

Сейчас мы позвоним маме Вовы и скажем его рост. (Звонит Ю.В: Юлия Владимировна, Вову измерили, его рост определили -…, хотим примерить новую вещь).

Ребята, а пока мы ждем обновку Вовы, давайте посмотрим мультфильм «38 попугаев», в котором удав захотел узнать свою длину и что из этого вышло.


Учащиеся

Смотрят мультфильм.


Педагог

Обсуждение просмотренного мультфильма.

Можно ли по таким меркам, определить длину удава? Можно ли в магазине купить одежду по этим меркам?


Учащиеся

Ответы детей.


Педагог

Измерять нужно измерительными инструментами, тогда ростодежды будет подобран правильно. (Звонок в дверь, педагог выходит и вноситобновку Вовы). Вова, давай примерим обновку.


Учащиеся

Примеряет. (Она оказывается емумала).


Педагог

Как же так вышло, ребята? Мы же измеряли не попугаями, мартышками и слонятами. Мы измеряли рост Вовы, правильно, измерительным инструментом.


Учащиеся

Ответы детей


  1. Работа по теме

Педагог

Давайте, ребята, рассмотрим наш измерительный инструмент – сантиметровую ленту.Сравним ее с другими измерительными инструментами.


Учащиеся

Рассматривают ленту, сравнивают с другими измерительными инструментами, находят, что она с дефектом.


Педагог

Так вот в чем дело! Сантиметровая лента испорченная! Можно ли такой лентой измерять точно, ребята?


Учащиеся

Отвечают на вопрос.


Педагог

Правильно. Измерить то можно, но результат измерения будет неправильный. Поэтому мы и определили рост Вовы неправильно. Какой вывод можно сделать? Что нужно для правильного измерения?


Учащиеся

Ответы детей.


Педагог

Неточные измерения будут не только тогда, когда измеряют мартышками, попугаями и слонами, но и когда измеряют инструментами с дефектом.Результаты измерения будут точными при использованииточных, не испорченных измерительных инструментов.

Ребята, какие еще измерительные приборы вы знаете?К измерительным приборам относятся не только линейка, сантиметровая лента, метр-рулетка.

Измерить мы можем не только длину, но и вес (массу) чего-либо, расход воды, газа, электричества. Для этого служат весы, а также счетчики воды, газа, электричества. Знакомы ли вам такие приборы?

Важно ли чтобы они работали правильно и были точными?


Учащиеся

Отвечают на вопрос.


Педагог

Конечно, важно! Чтобы это обеспечить существует наука, специалисты которой следят за точностью работы приборов и измерительных инструментов. Эта наука –метрология.

Метроло́гия (от греч. «мера» + «мысль; причина») – наука об измерениях, обеспечении их точности.

А метрологи – это специалисты, которые осуществляют контроль измерительной техники, начиная от линеек и весов и заканчивая военной и медицинской техникой, где тоже очень важна точность.

Весы в продуктовом магазине, банкомат, полицейские радары, фары автомобиля, счетчики воды, газа, электричества – все они проходят технический осмотр.

И у нас в Саратове работают метрологи. Совсем рядом с нами находится «Государственный региональный центр стандартизации, метрологиии испытаний имени Б.А. Дубовикова в Саратовскойобласти». Его специалистыиспытывают продукцию, производят поверку бытовых приборов учета.где можно проверить более 100 видов средств измерений, Вы бы хотели побывать в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова и посмотреть как они работают?








Учащиеся

Ответы детей


Педагог

Мы обязательно сходим туда на экскурсию, чтобы вы познакомились с инженерами-метрологами, техниками-метрологами и побольше узнали об их профессии.

Ребята, у нас новые парты и они ещенеотрегулированные. А кто догадается, что нужно знать, чтобы их правильно отрегулировать по высоте?


Учащиеся

Отвечают на вопрос.


Педагог

Правильно, мне нужно знать рост каждого из вас. Вот сейчас мы и будем измерять рост ростомером. А если он тоже испорчен, как сантиметровая лента? Ведь он не новый! Давайте, как юные метрологи его проверим. Кто догадается, как это сделать?


Учащиеся

Ответы детей.


Педагог

У меня есть новая сантиметровая лента, давайте проверим ростомер ей. Совпадут ли значения на новой сантиметровой ленте и ростомере? Если совпадут, тогда мы можем сказать, что ростомер точный?


Учащиеся

Проверяют ростомер сантиметровой лентой.


Педагог

Что получилось? Показания на сантиметровой ленте совпали с ростомером? Значит, он точный. Можно мерить свой рост.


Учащиеся

По очереди встают на ростомер.


Педагог

Записывает полученные данные в таблицу.

Теперь я смогу отрегулировать парты и стулья под ваш рост.


  1. Рефлексия

Педагог

Ребята, сегодня мы вспомнили о некоторых инструментах измерения длины, попробовали измерять этими инструментами, сделали вывод, что они должны быть исправные, узнали, кто следить за правильностью работы измерительных инструментов, познакомились с наукой «метрология». Вам понравилось наше занятие? Что понравилось делать? Что было трудно выполнять?

Сейчас каждый возьмется за сантиметровую ленту и скажет, что понравилось на занятии, а что было трудным и не очень понятным!


Учащиеся

Берутся за сантиметр и отвечают на вопрос.