Выполнить заданиес помощью педагога на применение знания, запланированного для изучения. | Давайте измерим рост Володи. Ход работы: Педагог объясняет и демонстрирует приемы измерения роста человека при помощи сантиметровой ленты. Правильное измерение роста человека при выборе одежды – очень важно. Если мы измеряем неправильно, то одежда может быть или очень длинной, или наоборот – короткой. Молодцы! Справились с заданием. Сейчас мы позвоним маме Вовы и скажем его рост. Звонит Ю.В: Юлия Владимировна, Вову измерили, его рост определили - …, хотим примерить новую вещь. Ребята, а пока мы ждем обновку Вовы, давайте посмотрим мультфильм «38 попугаев», в котором удав захотел узнать свою длину и что из этого вышло. Ребята, вы внимательно смотрели м/фильм? Тогда ответьте на вопросы: Можно ли по таким меркам, определить длину удава? Можно ли в магазине купить одежду по этим меркам? Побуждает учащихся к высказыванию собственного мнения. Измерять нужно измерительными инструментами, тогда рост одежды будет подобран правильно. | Практическая Познавательная Цель: Измерить рост человека, используя сантиметровую ленту как измерительный инструмент. Проводят измерения роста учащегося сантиметровой лентой под руководством педагога (сантиметровая лента с дефектом) Коммуникативная Познавательная Коммуникативная (анализируют, высказывают свое мнение) | Сотрудничество с педагогом Искомая величина роста человека. Смотрят м/фильм Ответы на вопросы Выводы. |
| (Звонок в дверь, педагог выходит и вносит обновку Вовы). Вова, давай примерим обновку. Выполняют примерку толстовки. Она оказалась длинной. Педагог выдвигает проблему Как же так вышло, ребята? Мы же измеряли не попугаями, мартышками и слонятами. Мы измеряли рост Вовы, правильно, измерительным инструментом. Давайте, ребята, рассмотрим наш измерительный инструмент – сантиметровую ленту. Сравним ее с другими измерительными инструментами. Так вот в чем дело! Сантиметровая лента испорченная! Можно ли такой лентой измерять, ребята? Правильно. Измерить то можно, но результат измерения будет неправильный. Поэтому мы и определили рост Вовы неправильно. Какой вывод можно сделать? Что нужно для правильного измерения? Неточные измерения будут не только тогда, когда измеряют мартышками, попугаями и слонами, но и когда измеряют инструментами с дефектом. Результаты измерения будут точными при использовании точных, не испорченных измерительных инструментов. Ребята, какие еще измерительные приборы вы знаете? Верно. К измерительным приборам относятся не только линейка, сантиметровая лента, метр-рулетка. Измерить мы можем не только длину, но и вес (массу) чего-либо, расход воды, газа, электричества. Для этого служат весы, а также счетчики воды, газа, электричества. Знакомы ли вам такие приборы? Важно ли чтобы они работали правильно и были точными? Конечно, важно! Чтобы это обеспечить существует наука, специалисты которой следят за точностью работы приборов и измерительных инструментов. Эта наука – метрология. Метроло́гия (от греч. «мера» + «мысль; причина») – наука об измерениях, обеспечении их точности. А метрологи – это специалисты, которые осуществляют контроль измерительной техники, начиная от линеек и весов и заканчивая военной и медицинской техникой, где особо важна точность. Весы в продуктовом магазине, банкомат, полицейские радары, фары автомобиля, счетчики воды, газа, электричества – все они проходят технический осмотр. И у нас в Саратове работают метрологи. Совсем рядом с нами находится «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний имени Б.А. Дубовикова в Саратовской области». Его специалисты испытывают продукцию, производят поверку бытовых приборов учета. Вы бы хотели побывать там и посмотреть как работают метрологи? Мы обязательно сходим туда на экскурсию, чтобы вы познакомились с инженерами-метрологами, техниками-метрологами и побольше узнали об их профессии. Ребята, у нас новые парты и они еще неотрегулированные по высоте. А кто догадается, что нужно знать, чтобы их правильно отрегулировать? Правильно, мне нужно знать рост каждого из вас. Вот сейчас мы и будем измерять рост ростомером. А если он тоже испорчен, как сантиметровая лента? Ведь он не новый! Давайте, как юные метрологи его поверим. Кто догадается, как это можно сделать? У меня есть новая сантиметровая лента, давайте проверим ростомер ей. Совпадут ли значения на новой сантиметровой ленте и ростомере? Если совпадут, тогда мы можем сказать, что ростомер точный? Что получилось? Показания на сантиметровой ленте совпали с ростомером? Значит, он точный. Можно мерить ваш рост. Теперь я смогу отрегулировать парты и стулья под ваш рост. | Практическая деятельность. Коммуникативная Познавательная Познавательная Практическая (рассматривают сантиметровую ленту, сравнивают с другими измерительными инструментами, находят, что она с дефектом). Коммуникативная (отвечают на вопросы, формулируют вывод) Коммуникативная Познавательная Практическая | Выявление затруднения и его причины. Ответы на вопросы Выводы Обнаружение причины неточности измерения. Выводы. Ответы. Вспоминают измерительные приборы, используемые дома, в быту. Знакомятся с новым понятием «метрология», «метролог». Проверяют ростомер сантиметровой лентой и рулеткой. По очереди встают на ростомер. Записывает полученные данные в таблицу Получают результат измерения своего роста. |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Ребята, сегодня мы вспомнили о некоторых инструментах измерения длины, попробовали измерять этими инструментами, сделали вывод, что они должны быть исправные, узнали, кто следит за правильностью работы измерительных инструментов, познакомились с наукой «метрология». Сейчас каждый возьмется за сантиметровую ленту и скажет, что понравилось на занятии, а что было трудным и не очень понятным! Берутся за сантиметр и отвечают на вопрос. | рефлексивная коммуникативная | называют не менее 1 затруднения; определяют не менее 1 заинтересовавшего момента |