СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ, представленного на республиканский конкурс «Воспитатель года СКОУ - 2022» среди воспитателей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Республики Бурятия.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Игра, как часть культурного наследия» 

Тип занятия: комплексное применение знаний и способов действия (закрепление).

Цель: формирование ценностного отношения к культурному наследию и традициям народов РФ через сравнение игры наших предков с современной игрой.

Задачи:

Образовательная: популяризировать культурные традиции и самобытность народов Республики Бурятия через представление о разновидностях народного творчества.

Коррекционно-развивающие: развивать пространственные представления посредством игровой деятельности; речь учащихся; коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре народов, проживающих на территории Республики Бурятия, патриотизм, любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ, представленного на республиканский конкурс «Воспитатель года СКОУ - 2022» среди воспитателей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Республики Бурятия.»

Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл. адрес: [email protected]


КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ,

представленного на республиканский конкурс «Воспитатель года СКОУ - 2022» среди воспитателей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Республики Бурятия.


Воспитатель: Дылыкова Туяна Даша-Доржиевна

Воспитательная программа школы разработана на основе:

- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ № 1599.

- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Группа: «Орлёнок»

Тема занятия: «Игра, как часть культурного наследия»

Тип занятия: комплексное применение знаний и способов действия (закрепление).

Цель: формирование ценностного отношения к культурному наследию и традициям народов РФ через сравнение игры наших предков с современной игрой.

Задачи:

Образовательная: популяризировать культурные традиции и самобытность народов Республики Бурятия через представление о разновидностях народного творчества.

Коррекционно-развивающие: развивать пространственные представления посредством игровой деятельности; речь учащихся; коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре народов, проживающих на территории Республики Бурятия, патриотизм, любовь к Родине.

Формы реализации видов деятельности: игра, беседа, физминутка, работа на компьютере с интерактивным тестом и парной игрой.

Оборудование и дидактический материал:

Радуга, кости в мешочке, шашки - тарелочки, шашечница на столах с закрытыми белыми квадратами, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку. https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-zaniatiiu-na-temu-igra-kak-chast-k.html


Подготовительная работа:

  • Реализация рабочей программы по организации воспитательной работы «Чудо шашки»,

  • Реализация долгосрочного проекта «Шагай наадан».  

  • Посещение Ацагатского этнокомплекса «Степной кочевник» и Новобрянского национального центра семейской культуры «Узорочье».

  • Знакомство и формирование интереса к истории и творчеству народов Бурятии.

  • Знакомство с биографией Чапаева Василия Ивановича

  • Систематическая организация игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Словарная работа - уточнить понятие слова «наследие».



п/п

Этапы

Содержание

Дидактическое обеспечение


I. Мотивационно-целевой этап


1.Организационный момент.


2. Сообщение темы и цели занятия.



- Здравствуйте!

- 2022 год объявлен в России Годом культурного наследия.


Сегодня мы попробуем ненадолго окунуться в мир культурного наследия нашей Родины.

Как называется наша Родина? (Россия), а наша малая Родина? (Республика Бурятия).

Посмотрите, мы сегодня одеты в национальную одежду нашей большой Родины (встаньте, посмотрите на одежду) и малой Родины (встаньте, посмотрите на одежду).

А как вы понимаете слово НАСЛЕДИЕ? Это от поколения к поколениям, из уст в уста наши деды, прадеды передают наследие. Что же передают?

Посмотрите на слайд - вы видите … радугу.

Какое настроение возникает тогда, когда мы видим РАДУГУ? (хорошее)

У нас так же есть радуга, но непростая, а РАДУГА НАСЛЕДИЯ. Прочитайте

Что же дали нам деды, прадеды, что оставили?– Это и есть культурное наследие.


Я знаю, вы любите и потешки, и загадки, и песни, танцы, сказки. А больше всего вы любите..? - ИГРЫ. Итак, тема нашего занятия: «Игра, как часть культурного наследия».

В какие современные игры вы любите играть? Я знаю, вас не оторвать от телефонов, компьюторов…

А раньше, как вы думаете, во что играли дети, когда не было смартфонов, планшетов? Вы заметили, что в играх используются те предметы, которые были рядом? Занимались земледелием или скотоводством- оставались солома или косточки, делали из них игрушки.

И цель нашего занятия – сравнение игры наших предков с современной игрой.


СЛАЙД 1






Дети одеты в национальную одежду русского и бурятского народов (по четыре человека).

СЛАЙД 2 - НАСЛЕДИЕ

СЛАЙД 3


На доске прикреплено изображение радуги. На красной полосе радуги – «потешки».

На оранжевой полосе – «загадки».

На жёлтой полосе – «песни».

На зелёной полосе– «игры».

На голубой полосе – «стихи».

На синей полосе – «сказки».

На фиолетовой полосе – «одежда».

СЛАЙД 4





II. Операционно-содержательный этап.


3. Актуализация знаний о народных играх.


- Какие вы знаете игры наших предков, то есть народные игры? Вспомните названия игр по фотографиям: «Волк и ягнята», «Табун», «Иголка, нитка, узелок», «Невод», «Корзинки», «Цепи кованные», «Посадка картошки» и т.д..

Зашивала мама порванную одежду – появилась игра «Иголка, нитка, узелок». Ловил отец рыбу – придумалась игра «Невод»…

 СЛАЙД 5






4. Бурятская игра «Щелканье костей» или «Шагаай наадан».


Я хочу познакомить вас со стихотворением Цырен-Дулмы Цыреновны Дондогой. Я прочитаю его сначала на бурятском языке, а потом переведу.

Вы догадались, о какой игре это стихотворение?

В какую игру мы часто играем в группе и даже играли в «Степном кочевнике» в селе Ацагат? - Да, в игру наших предков «Щелканье костей» или «Шагаай наадан».

Прочитайте о этой игре: «Краеведы предполагают, что эту игру кочевые племена знали еще ранее 13 века. Она была не только символом жизни и плодородия, но и символом скотоводства, обозначающего 5 драгоценностей бурят».

Подойдите к столу, вспомним 5 драгоценностей бурят - название костей этой игры.

Я вам покажу фотографию животного, а вы - найдите соответствующую кость.

Молодцы!

Поиграем. Кто же выиграл?

СЛАЙД 6







СЛАЙД 7


СЛАЙДЫ 8- 12 Названия косточек игры «Шагаай наадан» на бурятском и русском языках.


Дети играют на столе. СЛАЙД 13- чёрный.

5. «Чапаев»



Физ. минутка



А какая игра нашего времени по действию (по щёлканью) похожа на игру Шагаай наадан? В ней мы щелкаем по своим предметам, чтобы выбить предметы соперника? Об этой игре расскажет стихотворение Данил.

- Да, это шашки. Как вы думаете, что обозначает слово «шашки»? На какое слово похоже слово «шаш..ки»? Да, на маленькие «шаги» или шажки. Маленькими шажками, как пешки, подойдите к черному квадрату. Что надо сделать, чтобы получилась доска для игры в шашки?

Да, не хватает квадратов белого цвета. Уберите лишние чёрные квадраты.


Составьте слово из открывшихся букв. ЧАПАЕВ. Кто такой Чапаев? Да, Чапаев был героем войны. В любые времена мальчики любят играть в войнушку.

И оружие войска Чапаева– «шашки»- дети заменили на игровые шашки и стали лихо скакать по игровой доске.

Пощёлкайте, как и в игре Шагаай наадан шашки друг друга. Кто начинает?

– Белые.

Какие вы молодцы!










СЛАЙД 14


СЛАЙД 15


Дети играют в шашки, сделанные из одноразовых тарелочек


6. «Русские шашки»



Проверим наши знания об игре в шашки. Ответим на вопросы теста «Знаем шашки».

- Правильно, молодцы!

Я вижу, что вы все будущие гроссмейстеры, проведём соревнования. Всех приглашаю к сражению!

Но время не стоит на месте, и мы идем в ногу со временем, в шашки мы можем поиграть не только за столом, но и виртуально.

Игры на компьютерах – 4 пары:

1 пара – Дебют.

2 пара – Тактика «жертва шашки».

3 пара – Эндшпиль - три дамки против од­ной.

4 пара – Тактика «Комбинация ловушек, контрударов».

СЛАЙДЫ 16-39. Дети выбирают правильный ответ из трёх возможных.






СЛАЙД 40





III Рефлексивно-оценочный этап


7. Подведение итогов.


- Посмотрим на наш поезд времени. Какой этап занятия вам понравился? Отметьте смайликом. У каждого смайлик находится с обратной стороны спинки стула.

Радуга наследия.

Народные игры.

Игра «Шагай наадан».

Игра «Чапаев».

Тест «Знаем шашки»

Компьютерные шашки

По вашим смайликам я вижу, что вы любите и народные игры и современные. Я рада, что вы умеете играть не только в компьютерные игры, но и народные. Игра учит нас не боятся трудностей, логически мыслить, рассуждать, принимать верное решение. И уметь достойно проигрывать.

И я верю, что игра будет сопровождать вас всю жизнь. И мы с вами не должны забывать эти добрые традиции и опыт дедов и прадедов и передавать его своим детям.

Спасибо за занятие!

СЛАЙД 41

Дети выбирают понравившийся этап.