1.Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели занятия. | - Здравствуйте! - 2022 год объявлен в России Годом культурного наследия. Сегодня мы попробуем ненадолго окунуться в мир культурного наследия нашей Родины. Как называется наша Родина? (Россия), а наша малая Родина? (Республика Бурятия). Посмотрите, мы сегодня одеты в национальную одежду нашей большой Родины (встаньте, посмотрите на одежду) и малой Родины (встаньте, посмотрите на одежду). А как вы понимаете слово НАСЛЕДИЕ? Это от поколения к поколениям, из уст в уста наши деды, прадеды передают наследие. Что же передают? Посмотрите на слайд - вы видите … радугу. Какое настроение возникает тогда, когда мы видим РАДУГУ? (хорошее) У нас так же есть радуга, но непростая, а РАДУГА НАСЛЕДИЯ. Прочитайте Что же дали нам деды, прадеды, что оставили?– Это и есть культурное наследие. Я знаю, вы любите и потешки, и загадки, и песни, танцы, сказки. А больше всего вы любите..? - ИГРЫ. Итак, тема нашего занятия: «Игра, как часть культурного наследия». В какие современные игры вы любите играть? Я знаю, вас не оторвать от телефонов, компьюторов… А раньше, как вы думаете, во что играли дети, когда не было смартфонов, планшетов? Вы заметили, что в играх используются те предметы, которые были рядом? Занимались земледелием или скотоводством- оставались солома или косточки, делали из них игрушки. И цель нашего занятия – сравнение игры наших предков с современной игрой. | СЛАЙД 1 Дети одеты в национальную одежду русского и бурятского народов (по четыре человека). СЛАЙД 2 - НАСЛЕДИЕ СЛАЙД 3 На доске прикреплено изображение радуги. На красной полосе радуги – «потешки». На оранжевой полосе – «загадки». На жёлтой полосе – «песни». На зелёной полосе– «игры». На голубой полосе – «стихи». На синей полосе – «сказки». На фиолетовой полосе – «одежда». СЛАЙД 4 |
3. Актуализация знаний о народных играх. | - Какие вы знаете игры наших предков, то есть народные игры? Вспомните названия игр по фотографиям: «Волк и ягнята», «Табун», «Иголка, нитка, узелок», «Невод», «Корзинки», «Цепи кованные», «Посадка картошки» и т.д.. Зашивала мама порванную одежду – появилась игра «Иголка, нитка, узелок». Ловил отец рыбу – придумалась игра «Невод»… | СЛАЙД 5 |
4. Бурятская игра «Щелканье костей» или «Шагаай наадан». | Я хочу познакомить вас со стихотворением Цырен-Дулмы Цыреновны Дондогой. Я прочитаю его сначала на бурятском языке, а потом переведу. Вы догадались, о какой игре это стихотворение? В какую игру мы часто играем в группе и даже играли в «Степном кочевнике» в селе Ацагат? - Да, в игру наших предков «Щелканье костей» или «Шагаай наадан». Прочитайте о этой игре: «Краеведы предполагают, что эту игру кочевые племена знали еще ранее 13 века. Она была не только символом жизни и плодородия, но и символом скотоводства, обозначающего 5 драгоценностей бурят». Подойдите к столу, вспомним 5 драгоценностей бурят - название костей этой игры. Я вам покажу фотографию животного, а вы - найдите соответствующую кость. Молодцы! Поиграем. Кто же выиграл? | СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙДЫ 8- 12 Названия косточек игры «Шагаай наадан» на бурятском и русском языках. Дети играют на столе. СЛАЙД 13- чёрный. |
5. «Чапаев» Физ. минутка | А какая игра нашего времени по действию (по щёлканью) похожа на игру Шагаай наадан? В ней мы щелкаем по своим предметам, чтобы выбить предметы соперника? Об этой игре расскажет стихотворение Данил. - Да, это шашки. Как вы думаете, что обозначает слово «шашки»? На какое слово похоже слово «шаш..ки»? Да, на маленькие «шаги» или шажки. Маленькими шажками, как пешки, подойдите к черному квадрату. Что надо сделать, чтобы получилась доска для игры в шашки? Да, не хватает квадратов белого цвета. Уберите лишние чёрные квадраты. Составьте слово из открывшихся букв. ЧАПАЕВ. Кто такой Чапаев? Да, Чапаев был героем войны. В любые времена мальчики любят играть в войнушку. И оружие войска Чапаева– «шашки»- дети заменили на игровые шашки и стали лихо скакать по игровой доске. Пощёлкайте, как и в игре Шагаай наадан шашки друг друга. Кто начинает? – Белые. Какие вы молодцы! | СЛАЙД 14 СЛАЙД 15 Дети играют в шашки, сделанные из одноразовых тарелочек |
6. «Русские шашки» | Проверим наши знания об игре в шашки. Ответим на вопросы теста «Знаем шашки». - Правильно, молодцы! Я вижу, что вы все будущие гроссмейстеры, проведём соревнования. Всех приглашаю к сражению! Но время не стоит на месте, и мы идем в ногу со временем, в шашки мы можем поиграть не только за столом, но и виртуально. Игры на компьютерах – 4 пары: 1 пара – Дебют. 2 пара – Тактика «жертва шашки». 3 пара – Эндшпиль - три дамки против одной. 4 пара – Тактика «Комбинация ловушек, контрударов». | СЛАЙДЫ 16-39. Дети выбирают правильный ответ из трёх возможных. СЛАЙД 40 |
7. Подведение итогов. | - Посмотрим на наш поезд времени. Какой этап занятия вам понравился? Отметьте смайликом. У каждого смайлик находится с обратной стороны спинки стула. Радуга наследия. Народные игры. Игра «Шагай наадан». Игра «Чапаев». Тест «Знаем шашки» Компьютерные шашки По вашим смайликам я вижу, что вы любите и народные игры и современные. Я рада, что вы умеете играть не только в компьютерные игры, но и народные. Игра учит нас не боятся трудностей, логически мыслить, рассуждать, принимать верное решение. И уметь достойно проигрывать. И я верю, что игра будет сопровождать вас всю жизнь. И мы с вами не должны забывать эти добрые традиции и опыт дедов и прадедов и передавать его своим детям. Спасибо за занятие! | СЛАЙД 41 Дети выбирают понравившийся этап. |