Конспект «Нормативно-правовые основы деятельности психолого-педагогического консилиума»
Слайд 1
Тема сегодняшнего выступления «Нормативно-правовые основы деятельности психолого-педагогического консилиума»
Слайд 2
Современная модель развития образования основана на стратегической цели государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Целевыми ориентирами развития образования становятся:
расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, создание и нормативное закрепление системы «инклюзивного» обучения.
институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей.
Слайд 3
Большую важность для развития лиц с ОВЗ имеют выше перечисленные документы:
-Указ Президента РФ от 21.08.2012 N1201 (ред. от 20.12.2016) «О Комиссии при Президенте
Российской Федерации по делам инвалидов» (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов»)
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544 H (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N30550)
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N1297 (ред. от 21.07.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на2011-2020 годы»
- Постановление Правительства РФ от 24.01.2017 N68 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011- 2020 годы».
Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является
государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы,
утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175.
Программа определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям- инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Слайд 4
- «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до
2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015)
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы»,
На региональном уровне разработаны следующие нормативно –правовые документы:
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.04.2016. № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»), ч.II
-Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства НСО от 19.04.2016 № 103-рп).
-Концепция развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства НСО от 26.09.2017 № 379-рп).
Слайд 5
В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество».
Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровнедошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
В данном нормативном документе в качестве ключевых принципов выделяются следующие:
защита прав каждого ребенка,
максимальная реализация потенциала и сбережение здоровья каждого ребенка,
особое внимание уязвимым категориям детей и их полная интеграция в общество.
Слайд 6
Предлагаются основные меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Слайд 7
Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Впервые данный закон нормативно закрепил новые важные понятия, связанные с возможностью получения образования лицами с ОВЗ.
Ст.2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Слайд 8
Ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» (п. 5)
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 9
Ст.79 «Организация получения образования обучающимися c ограниченными возможностями здоровья»
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированными образовательными программами, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
Общее образование обучающихся с ОВЗ реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Согласно п. 4 ст. 79 образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 10
Зачем создавать консилиум
Психолого-педагогический консилиум (ППк) необходим, чтобы создать специальные условия для детей, которые в них нуждаются. Это требование установило Минпросвещения в распоряжения от 09.09.2019 № Р-93.
Внимание: специалисты ППк должны работать с детьми с ОВЗ, а также с детьми без ОВЗ, но которые испытывают трудности в освоении образовательных программ или нуждаются в особом режиме обучения по медицинскому заключению.
Задачи и функции нового органа схожи с задачами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), который школы и детские сады создавали на основе письма Минобразованияот 27.03.2000 № 27/901-6. Главное различие в том, что ПМПк открывали по собственному усмотрению, законодательство не регламентировало его деятельность, а ППк необходимо создать всем, кто обучает детей, для которых нужны специальные условия, и использовать для этого распоряжение Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93.
Слайд 11
Какие условия создать для детей с ОВЗ.
Перечень специальных условий устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).Она выдает заключение, в котором рекомендует ребенку специалистов сопровождения образовательную программу, форму и условия обучения. Если родители принесли заключение ПМПК в школу, образовательная организация обязана выполнить все рекомендации, которые там указаны.
Слайд 12
Психолого-педагогический консилиум «общие рекомендации (которые описывает ПМПк) по созданию специальных условий обучения» переводит в конкретную практику школы, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения ППк:
Слайд 13
ППк:
• выявляет трудности в освоении образовательных программ, особенности в развитии, со-циальной адаптации и поведении детей, чтобы принять решение о психолого-педагогическом
сопровождении;
• разрабатывает рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей;
• консультирует, как оказывать детям психолого-педагогическую помощь, создавать специ-альные условия получения образования;
• контролирует, как выполняются рекомендации.
Слайд 14
Алгоритм создания специальных условий в образовательной организации:
Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом.
После того как родители (законные представители) предоставили в образовательную организацию документы, подтверждающие статус ребенок-инвалид» (справка бюро МСЭ, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида) для «ребенка с ОВЗ» (заключения) образовательная организация проводит заседания психолого-педагогического
консилиума по вопросу необходимости создания для ребенка специальных условий образования, необходимости направления на ПМПК) с обязательным привлечением родителей (законных представителей). ГОТОВИТ характеристику — представления на ребенка, определяет характер и продолжительность оказания необходимой психолого-педагогической помощи, составляет на ребенка индивидуальный план коррекционно-развивающей работы специалистов, разрабатывает рекомендации о необходимости обращения на ПМПК.
Слайд 15
Семья и школа выполняют ключевую роль в образовании и поддержке детей с ОВЗ . В семье ребенок осваивает первичные формы коммуникации, навыки самообслуживания, получает первый опыт взаимодействия с социумом, что предполагает важность и значимость консультативной поддержки семьи. Школа в свою очередь, осуществляет комплексный процесс образования, воспитания и развития; психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации; социально-психологическую помощь семье.
Организация инклюзивного образования предполагает реорганизацию всей жизни школы. Основное условие успеха в работе с детьми с ОВЗ — это сформированная команда единомышленников. Администрация, учителя, психологи, и родители должны говорить на одном языке, взаимодействовать друг с другом. Только при созданий таких условий, возможно, эффективно реализовать образовательную деятельность и социальную адаптацию ребенка, в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.
Слайд 16
Как организовать заседания консилиума
Заседания консилиума проводят по графику, не реже одного раза в полугодие. Такая периодичность позволит оценивать динамику обучения и коррекции детей, вносить изменения и дополнения в рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению.
Слайд 17
Внеплановые заседания проводятся, если:
• зачислили нового ребенка, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении;
• наступила отрицательная или положительная динамика обучения и развития ребенка;
• появились новые обстоятельства, влияющие на обучение и развитие ребенка, изменились запросы
родителей, педагогических и руководящих работников организации;
• возникли конфликты.
Слайд 18
Какую документацию должен вести консилиум
Во время работы члены консилиума составляют протоколы, заключения, представления на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), ведут журналы. Примерный перечень документов есть в приложении № 1 к распоряжению Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93.
Протокол заседания. Секретарь консилиума ведет протокол. Его надо оформить в течение пяти дней
Слайд 19
Заключение.
Коллегиальное решение консилиума фиксируют в заключении. В нем дают обобщенную характеристику ребенка, рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению для педагогов и родителей.
Заключение подписывают все члены ППк в день заседания.
Внимание: важно, чтобы родителей ознакомились с заключением в этот же день. Если родители не согласны с выводами консилиума, то должны выразить свое мнение в письменной форме в последнем разделе заключения.
В течение трех рабочих дней, необходимо ознакомить с заключением педагогов и других специалистов, которые работают с ребенком, участвуют в его психолого-педагогическом сопровождении.
Слайд 20
Секретарь ППк вносит информацию о заключениях в журнал регистрации, используя готовый образец.
Слайд 21
Представление на ПМПК. Если консилиум решил, что ребенка надо направить на психолого-медико-педагогическую комиссию, то выдает представление. Оно содержит общую характеристику ребенка, условия обучения, информацию о профилактической работе. Представление на ПМПК выдают родителям под подпись. Секретарь ППк вносит информацию об этом в журнал.
Слайд 22
На обучающегося, который получает психолого-педагогическое сопровождение оформляется карта развития ребенка.
В ней надо хранить результаты комплексного обследования, характеристику или педагогическое представление на ребенка, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Во время сопровождения ученика или воспитанника в карту вносят информацию о его обучении, коррекционно-развивающей работе.
Хранится карта развития у председателя консилиума. Администрация образовательной организации, педагоги и другие специалисты могут получить ее по запросу.
Спасибо за внимание!