Психологическое занятие.
Тема: «Темперамент и выбор профессии»
программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9 классов
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: формирование понятий о типах темперамента, освоение навыками понимания людей с разными типами темперамента, понять, в каких профессиях будет наиболее успешным тот или иной тип темперамента.
Задачи занятия:
Образовательная: познакомить учащихся с понятиями тип темперамента и характер;
-научить выделять основные типы темперамента и учитывать свой тип темперамента при выборе профессионального пути;
-способствовать повышению у учащихся знаний о мире профессий.
Развивающая: развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии;
-дать представление о том, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма;
- развивать навыки работы с диагностическим материалом.
Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к индивидуально-психологическим особенностям людей с разными типами темперамента;
-содействовать стремлению к выбору будущей профессии.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint, тест и бланк для каждого учащегося.
Методы и приемы работы: анализ главной мысли, обсуждение,презентация «Темперамент и выбор профессии»,диагностика темперамента (тест Айзенка), дискуссия, рефлексия.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о понятии «темперамент», умеют выделять и определять основные виды темперамента, знают свой преобладающий тип темперамента, ознакомлены с рекомендациями по выбору профессии, понимают индивидуальность человека.
1. Организационно-мотивирующий этап.
- Здравствуйте, дорогие старшеклассники!
- Наверное, каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет. Пройдёт еще немного времени и вам предстоит сделать важный выбор в вашей жизни – определиться с профессией. И от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.
-А, как вы считаете, что нужно учитывать при выборе профессии?(Ответы учащихся).
1слайд(тема урока).
- Верно. На этом занятии мы поговорим с вами об особенности личности - темпераменте.
Актуализация знаний у учащихся.
2 слайдРабота с эпиграфом- Как вы думаете, что этими словами хотел нам сказать знаменитый немецкий психолог Вильгельм Вундт?
- Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Ответьте на вопрос, почему в выборе профессии следует учитывать особенности темперамента? Может, это делать не обязательно? (Ответы учащихся).
Объяснение нового материала.
3 слайд (определение темперамента и характера).
- На уроках биологии вы изучали высшую нервную деятельность, в том числе и темперамент. Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.
Темперамент не следует путать с характером.
4 слайд На самом деле классификаций темпераментов очень много.
Но наиболее известной является классификация четырех типов темперамента.
5 слайдПонятие темперамент и деление людей по темпераментам появилось еще в Древней Греции.
У разных людей они смешаны в разных пропорциях. Преобладание той или иной жидкости и определяет тип темперамента. Само понятие темперамент в переводе с латинского языка означает – соразмерность, правильная мера.
6 слайдНаучное обоснованиеучения о темпераменте.
7 слайдВыбор будущей профессии.
2. Основной этап.
Диагностическая работа. Учащиеся получают тест Айзенка, бланк для ответов.
- Сегодня мы с вами определим свой тип темперамента и выясним, какие профессии рекомендуются каждому типу.
После диагностики, учащимся предлагается изучить характеристику типов темперамента, рекомендации по каждому из них.
- Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. И всё же, поднимите руку те учащиеся, у которых определился преобладающий тип темперамента – сангвиник.
8 слайдПредлагаю ознакомиться схарактеристикой типа сангвиник.
9 слайдРекомендации…
10 слайдРекомендации по выбору профессии…
11-12 слайды (картинки профессий сангвинического типа).
13 слайдИтак, сангвиник …
А сейчас, я предлагаю, поднять руку учащимся у кого определился тип темперамента – холерик.
14 слайдХолерический тип…
15 слайдРекомендации холерику…
16 слайдРекомендации по выбору профессии…
17-18 слайды (картинки профессий холерического типа).
19 слайдИтак, холерики …
Если в классе есть меланхолики, то узнаем их характеристику.
20 слайдМеланхолический тип…
21 слайдРекомендациимеланхолику…
22 слайдРекомендации по выбору профессии…
23-24 слайды (картинки профессий меланхолического типа).
25 слайдИтак, меланхоликам …
Вероятно, в классе естьфлегматики, надо узнать, какие они?
26 слайдФлегматический тип…
27 слайдРекомендациифлегматику…
28 слайдРекомендации по выбору профессии…
29-30 слайды (картинки профессий флегматического типа).
31 слайдИтак, у флегматиков…
32 слайдПсихологи считают…
Заключительный этап
- Мы с вами сегодня не только познакомилисьс типами темперамента, но и определили свой, выяснили, какие профессии соответствуют каждому типу.Получили рекомендации по выбору профессии.
Рефлексия.
- Как вы считаете, наше занятие оказалось для вас полезным?
-Что показалось сложным, что простым?Что вы приобрели в ходе занятия?
-Будете ли вы применять полученные знания, навыки в своей жизни и в каких ситуациях?- Задумалисьли вы над выбором профессии? (Ответы учащихся).
- Я верю, что каждый из вас сделает правильный выбор профессионального пути. Мне очень было приятно с вами работать!
- Занятие окончено. Всем спасибо! До свидания!