План занятия.
Тема: Азбука Оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы.
Цель: Познакомить детей с «Азбукой оригами», изучить условные обозначения.
Задачи занятия: Развивать моторику кистей и пальцев, развивать пространственное воображение, творческое мышление, научиться сдедовать устным инструкциям.
Оборудование и дидактический материал: схемы, плакаты, бумага, ножницы, карандаши и линейка.
1.
Для того, что бы прочитать схему даже самого сложного изделия, достаточно запомнить небольшой набор условных обозначений. Большая их часть была введена в практику еще в середине ХХ века известным мастером Акирой Йошизавой. Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую, даже самую сложную работу. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. Для записывания того или иного приема могут быть использованы различные их комбинации.
В данном файле дополнительно приведены англоязычные термины, которые используют для описания процесса складывания в посвященной оригами англоязычной литературе. Они уже давно установились и являются столь же общепризнанными, как и условные обозначения.

2.
Все, даже самые сложные модели в оригами, сделаны с помощью складок всего двух типов – так называемых «долин» и «гор». Эти складки являют собой взаимные противоположности – на листе, перевернутом на противоположную сторону, все «долины» превращаются в «горы». Можно сказать, что при «столкновении» они взаимно уничтожаются, делая исходный лист снова плоским. Это как плюс и минус или «да» и «нет». Аналогично тому, как протоны с электронами, формируют атомы, из которых мы все состоим, эти два начала, два типа противоположных линий создают все многообразие пространственных конструкций из бумаги.
3.Используют четыре основных линии:
_ _ _ _ Линия сгиба «долина» (Valley fold) (зеленый квадрат, см. п.4-6);
_.._.._ .._ Линия сгиба «гора» (Mountain fold) (желтый квадрат, см. п. 7-9);
_______ Линия после перегиба - сплошная (эта линия была горой или долиной на одном предыдущих этапов складывания; в данном примере - коричневый квадрат); Часто их опускают, дабы не загромождать чертеж.
……………. Невидимая или воображаемая линия (X-ray Line) (в данном примере оранжевый квадрат).

4.
Сгиб или складка «долина» (Valley fold) – это сгиб на себя. Иногда эту складку еще называют вогнутой. После выполнения операции линия должна оказаться во внутренней части изделия – «в долине».

5.
a/ Сделать линию сгиба «долиной», означает согнуть на себя (Fold forward).
b/ Стрелка нередко указывает, к какой намеченной линии надо согнуть край (Edge).
c/ Помощь в работе могут оказывать отмеченные углы или точки. В данном случае угол (Corner) должен совпасть с линией.
d/ Линия сгиба проходит между отмеченными точками.
6.a/ Согнуть и разогнуть (Fold and unfold). Этот прием еще называют предварительным сгибанием или наметкой. Если нет надобности делать складку целиком, то делают т.н. «защип» - край или точку, которая будет использована позднее. Иногда стрелку, соответствующую складке рисуют одной дугой, но с двумя наконечниками по краям дуги.
b/ Прием «завернуть» (Fold over and over).

7.
Сгиб или складка «гора» (Mountain fold) – это сгиб от себя. Также, ее еще называют выпуклой. После выполнения операции линия должна оказаться снаружи – на горе.
8.a/ Сделать линию сгиба «горой», означает согнуть от себя (Fold behind).
b/ Стрелка нередко указывает, куда именно должен попасть край бумаги. Невидимая часть стрелки изображается точками.
Для «долин» и «гор» используют разные виды стрелок. Стрелочки, соответствующие складкам горой обычно рисуют c полыми наконечниками.

9.
При выполнении действия «согнуть назад» фигурка обычно переворачивается на противоположную сторону. Линия «гора» при этом превращается в «долину». Загнутая назад и невидимая часть может быть показана точками.

10.
Складка молния или ступенька – это сочетание «долин» и «гор». Один сгиб делается вовнутрь, другой наружу. В некоторых источниках его еще называют эшелонным сгибом.

11.
Складка-«молния» может приводить к различным результатам в зависимости от взаимного положения «горы» и долины».

12.
a/ Если на двух слоях бумаги изображена одна складка-молния, оба листа сгибаются одновременно.
b-с/ Если изображена «двойная складка-молния», оба листа сгибаются не зависимо, и результат зависит от положения линий «долины» и «горы».

13.
Пример применения приема «двойная складка-молния» при работе с согнутой пополам полоской. В данном случае, вертикальная складка (Vertical crease) – «долина»; складка под углом - «гора».

14.
Пример применения приема «двойная складка-молния» при работе с согнутой пополам полоской. В данном случае, вертикальная складка (Vertical crease) – «гора»; складка под углом (Corner) , соответственно - « долина».

15.
Примеры применения знака «тянуть», «тащить», «вытянуть» (Push) обозначают вот такими широкими стрелками. Они указывают направление действия.

16.
Прием «раскрыть и расплющить карман» (Squash fold).
Жирная галочка над 4-ым этапом – знак, обозначающий, куда необходимо нажать, надавить или вогнуть.

17.
Прием вгибания вовнутрь (Inside reverse fold). В данном примере вгибается вовнутрь вершина базовой формы «двойной треугольник».

18.
a-b/ Поворот в одной плоскости (Rotate the paper). Обычно на 90 или 180° - иногда их указывают внутри знака: между замыкающихся в окружность двух стрелок.
b-c/ Переворот на другую сторону (без поворота)(Turn the paper over).
c-d/ Переворот с одновременным поворотом.

19.
Прием «выгнуть наружу» (Outside reverse fold). Иногда этот прием называют – «внешняя складка».

20.
Прием «вогнуть вовнутрь» (Inside reverse fold). Иногда этот прием называют – «внутренняя складка».

21.
a/ Открытая сторона (Open side) – фигурка расположена на столе так, что бы мы могли видеть внутреннюю часть.
b/ Закрытая сторона (Closed side) - фигурка расположена по отношению к нам глухой стороной.

22.
a/ Расположение цветом будущей модели книзу.
b/ Расположение цветом будущей модели кверху.
c/ Использование одноцветной бумаги.
d/ Держать здесь.

23.
Знак в виде прямой стрелочки, на которую нанесено несколько рисок, означает повтор действия, указанного на чертеже. Количество рисок – количество повторений. Повторы, как правило, на соседних симметричных сторонах или углах. Реже – сзади. Иногда рядом со стрелкой указывают номера этапов складывания, которые необходимо повторить. Если они не указаны, то повторяется текущее действие.
В данном примере углы квадрата складываются к его центру. Можно нарисовать четыре линии сгиба и четыре стрелочки, идущие от углов квадрата к его центру. А можно просто нарисовать только одну линию со стрелочкой и справа вверху от чертежа - стрелочку с тремя рисками, которая означает, что действие нужно повторить еще три раза со всеми углами.

24.
Если необходимо вставить одну часть в другую, то одна и та же стрелка будет частично состоять из прямой линии и частично из пунктирной. Это обозначение поможет разобраться: какая из двух частей будет помещаться вовнутрь, а какая из них будет снаружи. Точки на концах стрелки - точки соприкосновения деталей.


26.
Для тех, кто свободно владеет английским, может использовать расширенную версию голосария на английском: http://www.origami-usa.org/glossary
27.При подготовке данной работы была использована следующая литература:
a/Афонькин С.Ю., Афонькин Е.Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2008.
b/ Богатова И.В. 32 оригинальные модели. – М.: Мартин, 2008.
c/ Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2004.
d/ Роблес М. Оригами для всей семьи. – ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2010.