СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятий по эксперемен Мероприятия Видеоуроки Кабинет Экзамены, ЕГЭ, ОГЭ Разное Факультативы Классные часытированию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятий по эксперемен Мероприятия Видеоуроки Кабинет Экзамены, ЕГЭ, ОГЭ Разное Факультативы Классные часытированию»

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.


Тема: "Куда делась вода?".

Цель: Развитие дивергентного мышления.

Задачи: Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о свойствах воды: прозрачность, бесцветность, текучесть.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воды – испаримость.

Материалы и оборудование:

Электрический чайник с кипятком, плоская тарелка, охлажденные бутылки или банки на подгруппу детей из 3-4 человек.

Опыт 1: "Испарение воды" проводится только воспитателем! Дети должны быть постоянно в поле зрения. Необходимо продумать как сохранить холод предметов.

Кипяток в чайнике, ставим на стол. Над носиком чайника подержать тарелку, охлажденную в морозилке. Одного ребенка можно попросить подержать под блюдцем столовую ложку и собрать в нее капельки воды. Наблюдаем. Пар поднимается из чайника, сталкивается с холодным предметом, образуются капли. Они становятся все больше, и, наконец, начинают стекать в ложку.

Выводы: От тепла вода испаряется, превращаясь в пар. Пар это мельчайшие капельки воды. Когда они соприкасаются с холодом, капельки становятся больше и стекают в низ. В ложке снова вода, значит пар это мельчайшие капельки воды. Вода испаряется. Вода имеет свойство испаримость.

Опыт 2 . "Как поймать пар".

Охлажденные бутылки или банки поставить на сухое блюдце, расположить их в разных местах группы. Поверхность посудины запотевает – покрывается мелкими капельками воды, которые, становясь все тяжелее, сползают на блюдце.

Выводы: при испарении воды пар не исчезает, а распространяется вокруг нас. Когда вода испаряется, пар улетучивается и распространяется по всей группе.

Пар - мельчайшие капельки воды – всегда есть в комнате.

Предварительная работа. Вечером, накануне занятия, воспитатель наливает в блюдце воды, ставит его на подоконник и, обращая внимание детей, говорит: "Ребята, не трогайте, пожалуйста, эту воду, она мне завтра пригодится. Сейчас она холодная, я ее поставлю согреться, а завтра налью в поилку попугаю (или др. варианты.)

Ход занятия.

Воспитатель (В.), указывая на пустую тарелку: "Ребята, вы не выливали воду?" (нет)

Каркуша (К.)- И я не трогала.

В. – Куда же она могла деться?

Предположения детей.

В. – Но если ее никто не трогал, интересно, куда же все-таки она делась?

К.- И мне очень интересно, как же узнать?

Предположения детей.

В. – Что я сделала? Что происходило с водой? (Вода постепенно согревалась). А я, кажется, догадалась, как нам узнать, куда делась вода, и как нам это проверить. Раз вода нагревалась, то что бы проверить нам, что нужно сделать?

Дети предлагают нагреть воду.

Проводится опыт 1. По ходу опыта воспитатель задает вопросы: Что мы хотим узнать? Как нам побыстрее согреть воду? Что сначала делаем? (Стали нагревать воду в чайнике) Прислушайтесь. Что вы слышите из чайника? (Слабый шелест). Что происходит с водой? (Закипает). Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и пробираются вверх. Вода закипела, что мы видим? (Еле заметное облачко вырывается из носика чайника). Что это? (Пар)

К. – А, это пар, и не вода вовсе.

В. –Мы сейчас посмотрим, что это такое. Подносит холодную тарелку к пару. Что мы наблюдаем? Какая была тарелка? (Сухая). Что образовалось на тарелке? Делаются выводы.

К. – Так, понятно. Вода превращается в пар и исчезает. Так ребята?

Ответы детей или воспитателя - Нет, пар не исчезает, а остается в группе, распространяясь кругом вокруг нас.

К. - Как это?

В. – А, вот мы сейчас с ребятами попробуем тебе это показать. Моделирование испарения воды: под тихую музыку, взявшись за руки, стоя на расстоянии друг от друга, дети изображают воду, затем как она закипает, двигаются по кругу изображая кипение, далее как постепенно она испаряется, по одному дети отделяются от группы и кружатся по всей комнате.

В. – Вот видишь, Каркуша, ребята отходили друг от друга, но ни куда не исчезли.

К. – Все равно, раз я его не вижу, значит, его нет.

Д. – Есть!

К. – А как докажете?

В. – Ребята, когда мы проводили опыт, мы что использовали? (Холодную тарелку). Что бы нам доказать, что в группе есть пар, как вы думаете, что нам можно использовать (холодные предметы).

Проводится опыт 2. Перед проведением опыта стимулируем детей к постановке цели, планированию своей работы, выдвижению гипотез: Что мы хотим доказать? Что для этого будем делать? Что предполагаем увидеть? И т.д.

В.- Поняла, Каркуша? Ребята, а как вы думаете, вода в виде пара есть только в группе?

Ответы детей.

В. – Где мы можем наблюдать пар? Ребята, вы, наверное, наблюдали, что летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Это вода, которая была в воздухе, вечером, когда прохладно оседает на земле. Как такую воду называют? (Роса) Помните, мы летом выходили гулять утром, сначала какая трава была? А затем? Почему вода становилась сухой? Куда делась вода с травы?

Особенно много росы оставляет туман.

К. – туман я знаю, я его видела, его особенно хорошо над рекой утром видно. Интересно, почему над ней лучше видно?

Предположения детей.

В. – Теперь, мы нашли ответ на вопрос, куда делась вода из блюдца?

Ответы детей.

К. –Спасибо вам ребята, я опять так много нового для себя узнала, а вы?

Дети рассказывают, что узнали для себя сегодня нового.

К. -Ну, что ж мне уже пора. До свидания ребята.