СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Бианковские чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Бианковские чтения"»

Собственная разработка учителя начальных классов

МАОУ СОШ № 50 города Калининграда Анисимовой Н. С..

Конспект учебного занятия на тему « Откуда в природе разные цвета?» для работы секции под названием «Лаборатория природы» на «Бианковских чтениях» 18.10.2014г на базе нашей школы.

Цель занятия: расширить представления школьников об окружающем мире, используя конкретные примеры; развить познавательный интерес к природе; формировать чувства удивления и восхищения растений и их плодов.



Оборудование: химическая посуда (мерные стаканчики, пробирки, стёклышко, чашка Петри, свеча), мешалка; химические растворы (лимонная кислота), раствор спирта; химические вещества (лимонная кислота, поваренная соль, карбонат натрия); предметы химического анализа (чай, яблоко, лепестки красной розы).



1.Организационный момент.

Знакомство педагога с учениками из разных школ города и области, а также учеников между собой. В работе секции « Откуда в природе разные цвета?» принимали участие ученики следующих школ: МАОУ СОШ № 36, МАОУ СОШ № 43, МАОУ СОШ № 50, МБОУ Школа Будущего, Луговская школа и МБОУ СОШ г. Пионерского. Затем происходило деление на группы по интересам.

2. Постановка темы и цели занятия:

Учитель предлагает подумать и определить, чем ребята будут заниматься в данной секции путём наводящих вопросов: Чему посвящено данное занятие? Почему? Кто такой В.В. Бианки? О чем писал В.В. Бианки? Какие вопросы его интересовали и, почему наша секция называется «Лабораторией природы»? Так значит, чем сегодня мы будем с вами заниматься? (Ответы детей).

3. Ход учебного занятия:

Ребята, вы сидите каждый за определённым столом и соответственно вы уже распределены в группы. У каждой группы на столе находится определённый набор химической посуды, химических реактивов и предметов исследования, а также листы инструкций поэтапного выполнения опыта (каждый шаг пронумерован 1,2,3 и т.д.) с листами наблюдений, которые нужно будет заполнить после проведения опыта и отдельные листы с инструкцией по ТБ.



Каждой группе на стол выданы инструкции по проведению конкретных опытов исследования ( Приложение1) и листы наблюдений (Приложение2):

Первая группа будет проводить опыт под названием «Откуда в природе разные цвета» с лепестками роз.

Вторая группа будет проводить опыт под названием «Почему яблоко на воздухе становится коричневым» с обычным яблоком.

Третья группа будет проводить опыт под названием «Бывают ли полосатые жидкости», используя растительное масло, воду и спирт.



А) Прежде чем вы приступите к работе в группах, я должна провести с вами инструктаж по ТБ (инструкция выдана):

1. Вы будете выполнять работу согласно инструкции, не перепрыгивая этапы.

2.Так как вы будете работать с химическими веществами и растворами,

то на вкус их не пробуем; руками не трогаем, а специальными предметами; не нюхаем; к лицу близко не подносим; глаза не трём; при перемешивании, охлаждении, нагревании – держать пробирку и другие предметы направленными от себя.

3.Смешивать химические вещества и растворы между собой, не указанные в инструкции нельзя!

4.При нагревании помнить ТБ.

5.При попадании какого-либо вещества на руки – немедленно промыть холодной водой и сказать об этом учителю!

6.После занятия обязательно вымыть руки с мылом!

7.При выполнении опытов можно вставать со своих мест, чтобы правильно их провести.

Б) После проведения инструктажа по ТБ, ученики приступают к самостоятельной работе в группах: читают инструкцию, беседуют о ходе проведения опыта и самостоятельно выполняют, о чём свидетельствуют слайды презентации (слайд 4,5,6,7,8,9 и 10).



В) Первая группа проводила опыт с раствором лепестков розы и определила, что при добавлении в раствор лимонной кислоты окраска раствора изменилась в ярко-малиновый цвет, а при добавлении карбоната натрия – в зелёный цвет. Свои наблюдения участники эксперимента изобразили на рисунке.

Вторая группа проводила опыт с яблоком. Яблоко разделили на 3 части, а затем 1-е оставили нетронутым, второй кусочек в разных местах обработали лимонной кислотой, а третий кусок яблока полностью залили раствором лимонной кислоты. Позже участники опыта сделали вывод, что необработанное яблоко на воздухе потемнело, а обработанное нет: кусок яблока, обработанный в нескольких местах – не потемнел, а необработанные места потемнели. Свои наблюдения участники эксперимента изобразили на рисунке.

Третья группа проводила опыт с несмешивающимися жидкостями ( вода, масло растительное и спирт), слегка их подкрашивая и определила, что в природе существуют вещества, которые между собой не смешиваются ( полосатые жидкости). Свои наблюдения участники эксперимента изобразили на рисунке.



4. Анализ проделанной работы и подготовка к защите:

Кратко рассказать, что вы делали? Что у вас получилось, показать схематические рисунки, и какой вывод сделали на основе проделанных опытов? И необходимо ответить на важный вопрос: Так откуда в природе разные цвета?

5. Рефлексия: Чем вам запомнилось сегодняшнее занятие? Какие новые знания вы получили, чему научились? Где мы с этими опытами можем сталкиваться? А можно ли нашу секцию назвать лабораторией и почему?



6. Подведение итогов и рассказ о проделанной работе на сцене актового зала МАО СОШ №50. (слайд11)



Приложение 1 и 2 смотреть ниже.



Приложение 1

Опыт 1

Откуда в природе разные цвета

  1. Возьмите большой стакан, положите в него лепестки розы, залейте кипятком 1/3 часть стакана и оставьте настояться на некоторое время, затем возьмите стакан и опустите в емкость с холодной водой.

  2. Возьмите воронку с фильтром, опустите во второй стакан и процедите охлажденный отвар.

  3. Полученный отфильтрованный отвар разлить в 3 пробирки.

  4. Раствор первой пробирки оставить не тронутым.

  5. Во вторую пробирку добавьте немного сухой лимонной кислоты на шпателе и наблюдайте, что происходит с раствором.

  6. В третью пробирку добавьте немного карбоната натрия на шпателе и наблюдайте за раствором.

  7. Свои наблюдения изобразите на рисунке и расскажите, что вы узнали и увидели.







Опыт 2

Почему яблоко на воздухе становится коричневым

  1. Возьмите три кусочка свежего яблока и разложите их в три разные чашки.

  2. В первой чашке оставьте кусочек яблока не тронутым.

  3. Во вторую чашку на кусочек яблока (верхний срез) капните несколько капель лимонной кислоты (2-3 капли на разные места) и наблюдайте, что происходит с яблоком.

  4. На третий кусочек яблока (верхний срез) нанесите раствор лимонной кислоты на всю поверхность ( полностью залейте раствором лимонной кислоты). Оставьте на несколько минут и наблюдайте, что произойдет с яблоком.

  5. Свои наблюдения изобразите схематически.


Опыт 3

Бывают ли полосатые жидкости

  1. Налейте в мерный стакан немного воды, добавьте несколько капель синей краски, чтобы у вас получился раствор синего цвета.

  2. Добавьте несколько капель растительного масла из другой пробирки.

  3. Добавьте раствор спирта и наблюдайте, что произойдет в мерном стаканчике.

  4. Свои наблюдения изобразите схематически.







Приложение 2