СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Что такое быть лидером?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Что такое быть лидером?"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»







КОНСПЕКТ ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ




Студента (ки) 741 группы

социального отделения:

Ларуковой Елены

Место проведения занятия:

Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова

ФИО преподавателя:

Морозова Любовь Александровна

Допуск к проведению занятия:


(подпись преподавателя)

Дата: 25.10.2021




Тема: Что такое быть лидером?

Цель: Создание условий для раскрытия лидерского потенциала подростков

Задачи:

Обучающие:

  • Освоить психологические качества, необходимые лидеру;

  • Формировать активность, инициативу и лидерские качества;

  • Выявить у подростков насколько развит собственный лидерский потенциал.

Воспитательные:

  • Привитие навыков общения и коммуникации.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности учащихся;

  • Развивать качества лидера.

Возраст учащихся: подростковый возраст


Сыктывкар, 2021


Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап

(СЛАЙД №1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень интересной теме, которую вы сами мне назовете.

- Скажите, ребята, как часто мы слышим слова: первый учитель, первый космонавт, первый футболист, первый солист и т.д.

Задумайтесь, что же обозначает слово «первый»?




- А всегда ли слово «первый» обозначает порядковый номер?




- Возможно, уже кто-то догадался, о чем мы будем говорить сегодня?




(СЛАЙД №2)

Сегодня мы поговорим на тему "Что такое быть лидером".


- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня узнаем на занятии?

-Все правильно! Мы узнаем качества, которые необходимы лидеру, насколько развит у вас лидерский потенциал. У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Учащиеся приветствуют педагога, называют тему занятия





Ответы учащихся: порядковый номер, номер при счете


Ответы учащихся: нет, не всегда, первый – значит, лучший, лидирующий


Предполагаемые варианты ответов учащихся: «Лидер», «Лидер и его лидерские качества»





Предполагаемые варианты ответов учащихся:


Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия:


  1. Мотивация

Игра «Паутинка»

























  1. Актуализация

(СЛАЙД №3)

Чтобы немного разогреться, давайте выполним задание:

Встанем в круг и возьмемся за руки. Наша игра называется "Паутинка". Каждому стоящему надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!

А теперь пришло время распутать "паутинку"!


-Отлично! Что вы чувствовали? О чем задумались?

Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!


А теперь эта же игра, но с усложнением! Найдётся ли тот, кто захочет САМ распутать нашу паутинку? Игра повторяется, участники запутываются. А один из ребят распутывает.


Вопросы к "лидеру":

-Трудно ли было решиться распутывать «паутинку»?

-Часто ли ты проявляешь инициативу и активность?

-Помогает ли тебе это в жизни?

-Даже самые трудные жизненные ситуации можно распутать, правда?


Беседа о лидерстве.

-А теперь вам предлагается по очереди назвать по одной способности, которой по вашему мнению обладает лидер. Названные вами способности будут записываться одним человеком на доске в столбик.

(Умение мотивировать, умение вести за собой, обладание сильным характером, оказание содействия новичку в формировании самоутверждения и формулирования своей мечты, личное применение продукции, проведение собраний малой ячейки или привлечение новичков к участию в собраниях)


Учащиеся выполняют упражнение














Игра повторяется, участники запутываются. А один из ребят распутывает












Один из учащихся выходит к доске и будет записывать ответы других учащихся. Названные учащимися способности записываются на доске в столбик.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

-Хорошо! Основываясь на данных способностях, давайте попробуем вывести определение понятию «лидер».



(СЛАЙД №4)

В современной науке модель лидера выглядит следующим образов (три специфические свойства лидера):

Лидер – обязательно член группы, лидерские качества проявляются только в группе;

Лидер реализует или способствует выполнению групповой цели;

Лидер признаваем в своем качестве группой, имеет авторитет в группе.


(СЛАЙД №5)

Таким образом, лидер – член группы, признаваемый в качестве такового группой, способствующий достижению целей группы наилучшим образом, человек, за которым группа признает право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы.


-А теперь предлагаю вам познакомиться с типами лидеров. Но когда я буду говорить названия типов, ваша задача: сказать значение данного типа лидера.

(СЛАЙД №6)

1.Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;

2.Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;

3.Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;

4.Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;

5.Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.


Вывод: Выделяют довольно множество типов лидера. И каждый из типов несет в себе разное значение лидера.


-А как вы думаете, могут ли у лидера быть отрицательные качества? Давайте в этом сейчас и разберемся…

Упражнение «Качества лидера»

На столе лежат карточки, на которых написаны положительные и отрицательные качества лидера. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить к доске соотносить качество в нужный столбец (положительные качества/отрицательные качества) и объяснить почему.

Положительные качества лидера:


Отрицательные качества лидера


Уверенность в себе

Жестокость

Организаторские способности

Эгоизм

Ответственность

Стремление подавить волю других, подчинить их себе

Самостоятельность

Конфликты

Общительность

Категоричность

Организаторские способности

Самонадеянность

Острый и гибкий ум

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Способность концентрироваться на главной цели

Неудержимость

Высокая трудовая дисциплина

Коварство

Целеустремленность

Беспринципность


-Общительность (открыт для других, готов (хочешь и можешь) общаться с людьми)

-Самообладание (может контролировать свои чувства, свое поведение)

-Работоспособность (вынослив, способен вынести напряженную работу, длительное время не уставать)

-Самостоятельность (независим в решениях, умеешь сам находить пути выполнения задач)

-Организованность (способен планировать свою деятельность)


-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля. На самом деле ЛИДЕР наделён и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперёд, невзирая на проблемы, вести за собой людей, влиять, вдохновлять, менять мир!


(СЛАЙД №7)

-Ребята, посмотрите на экран. Перед вами понятие «Антилидер».

-Как вы думаете, кто это?

Антилидер – это человек, находящийся у власти, но не обладающий качествами, способными заставить толпу по собственной воле действовать ради его интересов.




-Как вы думаете какие качества ему присущи?

(СЛАЙД №8)

1.Не стремится развиваться

2.Его слова не соответствуют его поступкам

3.Окружает себя теми, кто всегда поддакивает

4.Эгоцентричен



Вывод:

Теперь, когда мы рассмотрели типичные качества плохого лидера, у вас есть наглядный пример того, как делать не надо. Постарайтесь избежать этих ошибок в своей деятельности.


Качества лидера не являются универсальными.

-Может ли лидер в определённых ситуациях терять свои качества?

-Верно! Нет одинаковых людей, нет одинаковых лидеров. Каждой группе нужен свой лидер.


(СЛАЙД №9) Упражнение «Без командира»

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать.


В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить смысл упражнения будет в том, что при выполнении задачи каждый из вас сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу. Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки. Максимум – взгляд в сторону партнёров.


- Прошу группу построиться в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.


- Постройтесь, пожалуйста:

А) в колонну по росту

Б) в шеренгу по росту

В) в две колонны с одинаковым количеством участников

Г) в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос


Обсуждение.

- Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

- Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

- Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

- Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?


(СЛАЙД №10) Упражнение «З лидера»

Проведём небольшой эксперимент. Представьте себе трёх человек, которых вы можете назвать лидерами. Это могут быть ваши друзья, одноклассники, учителя, известные политики, телеведущие, артисты. А теперь, не называя их, мы попробуем составить общий “портрет” лидера по плану:


1.Походка (уверенная…)

2.Осанка (прямая, высоко держит голову…)

3.Взгляд (уверенный, в глаза собеседнику…)

4.Голос, темп, тембр речи (не быстрый, слегка замедленный темп речи, чаще низкий, грудной голос…)

5.Манера поведения, жесты, мимика (спокойная, жесты, мимика - в меру, в зависимости от ситуации…)


-Хочется ли вам быть похожими на людей, которых вы себе представляли?

Учащиеся вместе с педагогом пробуют вывести определение понятию «лидер»





















Учащиеся знакомятся с типами лидеров, дают значение типам

























Учащиеся по очереди выходят к доске соотносят качество в нужный столбец (положительные качества/отрицательные качества) и объясняют почему



































Предполагаемые ответы учащихся: все это требует наличие определенных качеств; лидер наделен и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперед






Предполагаемые ответы учащихся: антилидер- это человек, либо в самом коллективе, либо управляющий им, который является авторитетом, но привносит в него лишь смуту и сомнения, разобщая коллектив














Ответы учащихся: да, может















Учащиеся выполняют упражнение


































Учащиеся вместе с педагогом составляют общий «портрет» лидера по плану

Этап практической части


(На слайде будут представлены вопросы. После завершения всех вопросов я оглашу интерпретацию результатов)

(СЛАЙД №11-14)

Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.

Тестовый материал:

1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да.

Б) Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да.

Б) Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да.

Б) Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да.

Б) Нет

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да.

Б) Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет.

Б) Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да.

В) Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да.

Б) Нет.


Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

• Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.

• Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.

• Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.


Вывод:

Можно ли сказать, что вы – лидер?

А если нет, то над чем нужно поработать в первую очередь?

Учащиеся записывают ответы на листок, подсчитывают баллы, анализируют себя

Подведение итогов. Рефлексия


- Понаблюдайте за собой, какие лидерские качества у вас проявляются ярче всего? Чем можно было бы вам еще заняться в соответствии с вашими интересами и талантами?

- Что больше всего понравилось на занятии?

-Мне была приятна ваша активность и участие.

-Спасибо за работу на занятии.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!