СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия Давайте жить дружно

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия Давайте жить дружно»

Министерство образования, науки и молодёжной политики республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»






Методическая разработка досугового мероприятия «Формируем групповую сплоченность»














Студентка ГПОУ СГПК им. И.А.Куратова

741 группы 
социально-педагогического отделения:

Боброва Анастасия













Сыктывкар, 2020

Содержание

Пояснительная записка

3

План проведения мероприятия

5

Сценарий досугового мероприятия

6

Заключение

14

Используемая литература

15



Пояснительная записка

Методическая разработка «Формируем групповую сплочённость» - это разработка мероприятия с детьми 16-17 лет по развитию навыков взаимодействия в коллективе. В обществе есть такая поговорка «Хочешь сделать хорошо, сделай сам», но не всегда получается всё сделать самостоятельно и время от времени люди прибегают к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. Почему важна сплоченность? Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Если в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Игры – один из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Данное мероприятие поможет детям почувствовать атмосферу единства и взаимопомощи друг другу.

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, классных руководителей.

Дата проведения: 30.11.2020

Участники: учащиеся 10-11 классов

Цель мероприятия: Формирование и укрепление добрых дружеских взаимоотношений между одноклассниками

Задачи:

Обучающие:

  1. Учиться отреагировать свои чувства в отношении педагога и одноклассников.

Развивающие:

  1. Развитие эмпатии;

  2. Развитие чувства принадлежности к коллективу и единства с ним;

  3. Развитие дружбы и сплочённости в классе;

  4. Развитие толерантности;

  5. Формировать у детей умение договариваться и приходить к общему решению.

Воспитательные: 

  1. Способствовать повышение самооценки участников занятия;

  2. Способствовать снижению тревоги;

  3. Способствовать проявлению себя в общении.

Обеспечение мероприятия: Проектор, компьютер, презентация, мультфильм «Переменная облачность», китайская притча, коробочка для упражнения «Нас объединяет то, что…», шаблоны ладоней для упражнения «Ладонь в ладонь», ватман и карандаши для упражнения «Портрет класса в лучах солнца».

Ожидаемые результаты:

  1. Дети лучше узнают друг друга.

  2. Улучшится качество взаимодействия между детьми.

  3. Увеличится работоспособность группы.

  4. Улучшится психологический климат в группе.

  5. Повысится сплоченность коллектива.

Форма проведения: групповая

Тип мероприятия: учебный

Вид мероприятия: тренинг

Продолжительность мероприятия: 40-45 мин.

Приемы и методы работы:

  1. Психогимнастические упражнения

  2. Работа в группах

  3. Работа с притчей и видео-материалом

  4. Мини-лекция

  5. Упражнения тренингового характера



План проведения занятия

п/п

Этап

Содержание, приемы и методы

Время

1.

Организационная часть

- Приветствие участников занятия;

- «Погружение» в тему занятия посредством притчи;

- Психогимнастика, позволяющая расслабиться, сбросить напряжение и настроиться на восприятие предлагаемой информации.

5 мин.

2.

Основная

часть (информационно-содержательная)

- Понятие групповая сплоченность;

- Упражнение «Нас объединяет то, что…»

- Просмотр мультфильма «Переменная облачность»

- Упражнение «Ладонь в ладонь»

- Упражнение «Летний дождь»

- Упражнение «Портрет класса в лучах солнца»

30-35 мин.

3.

Заключительная часть (рефлексия)

- Процедура "Спасибо за приятное занятие"

- Поблагодарить всех участников за активную работу.

- Личное мнение учащихся по обсуждаемой теме (по желанию). Оказалась ли тема разговора важной или оставила равнодушной?

5 мин.

   


Сценарий досугового мероприятия

Организационная часть

Вступительная часть. Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Юрьевна. Наше мероприятие пройдет в необычной форме. Предлагаю вам сесть в круг, чтоб нам было комфортнее общаться.

Педагог: Ребята, давайте договоримся соблюдать правила поведения и общения во время нашего мероприятия. (слайд 2)

  1. Называть друг друга по имени.

  2. Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».

  3. Хранить секреты участников группы.

  4. Быть открытыми в общении.

  5. Уважать говорящего, уметь слушать, не смеяться, не дразнить

  6. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.

Педагог: Я бы хотела начать нашу встречу с небольшой Китайской притчи. (слайд 3)

У князя А Цая было двадцать сыновей. Незадолго до смерти А Цай призвал их к себе, протянул колчан со стрелами и сказал:

Двадцать одна стрела в этом колчане. Пусть самый слабый из вас вынет одну стрелу и сломает её.

Самый слабый из сыновей вытянул из колчана стрелу и без труда сломал её.

Теперь, — сказал князь, — пусть самый сильный из вас сломает сразу все остальные.

Как ни старался самый сильный из сыновей, но сломать сразу двадцать стрел ему не удалось.

Тогда А Цай сказал:

Сломать одну стрелу — легко и просто. Сломать сразу двадцать стрел — не под силу даже богатырю. И потому завещаю вам жить, не разлучаясь и быть всегда во всём заодно. Тогда даже самый сильный враг не сможет причинить вреда вашему княжеству.

Педагог: О чем же эта притча?

Педагог: Совершенно верно, она о том, что нужно быть вместе, о групповой сплоченности. (слайд 4)

Педагог: Конечно, в нашей жизни тоже бывают сложности, связанные с взаимоотношениями с близкими людьми, одноклассниками. И каждый раз, когда к нам летит очередной ком, стоит напомнить себе, что мы в силах стряхнуть его и именно благодаря этому, подняться немного выше в своём личностном развитии.

Педагог: Сегодня мы поговорим о том, что такое сплоченность, сплочённость группы.

Педагог: А прямо сейчас предлагаю улучшить свое настроение и настроиться на продуктивную работу. (Комплекс психогимнастических упражнений для поднятия настроения). Для этого нам необходимо встать.

Есть мнение, что негативные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах. Предлагаю сейчас от них избавиться! Сложите руки в «замок» за спиной. Напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте накопившееся напряжение с кистей.

Теперь сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организме увеличивается количество эндорфина – «гормона счастья».

Смачно зевните и наполните организм кислородом! (На уроках психологии вы можете смело потягиваться и зевать, так как именно психолог знает, что такое поведение является не проявлением скуки и равнодушия, а доступными антистрессовыми упражнениями).

А сейчас улыбнитесь, пожалуйста! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Улыбайтесь, даже если вам этого не хочется. Дело в том, что наш мозг ассоциирует улыбку с хорошим настроением, радостью и другими позитивными эмоциями. Очень скоро искусственно вызванная улыбка позволит Вам почувствовать себя заметно лучше и бодрее.

Педагог: Настроение улучшилось? Замечательно! Присаживайтесь! Во такие незатейливые упражнения! Но они реально помогают поднять настроение, прогнать хандру и сделать свою жизнь немного счастливее!

Основная часть (информационно-содержательная)

Педагог: Итак, что такое групповая сплоченность?

Педагог: Групповая сплочённость — в социальной психологии степень приверженности к группе её членов. Групповая сплочённость является одним из процессов групповой динамики. Групповая сплочённость рассматривается с трёх различных позиций: Взаимное отношение членов группы друг к другу. (слайд 5)

Хочу о вас больше узнать, и предлагаю вам такое упражнение

Упражнение «Нас объединяет то, что…» ( слайд 6)

Цель: знакомство, вовлечение всех участников группы в работу, повышение самооценки участников занятия, развитие чувства единства с коллективом, повышение сплоченности группы.

Ход упражнения: Группа сидит за партами, расставленными по кругу, используется коробочку. Педагог передает коробочку соседу, называя его имя, одно положительное качество, и то, что объединяет психолога с ребенком, сидящим рядом. Например: «Мария, красивая, нас объединяет то, что мы люди». Ребёнок берет коробочку, говорит: «Я согласен (согласна)» или «Не согласен (не согласна)», и предаёт другому ребёнку, так же, называя имя, качество и объединяющий признак. Коробочка доложна побывать в руках у всех ребят.

Педагог: Ребята, как вы думаете, вы хорошо друг друга знаете? Вас многое объединяет? Давайте узнаем! Передавая коробочку соседу слева, назовите, пожалуйста, его имя, одно положительное качество и признак, который, на ваш взгляд, вас объединяет.

Обсуждение с группой: (слайд 7)

Как вы думаете ваша группа сплоченная?

Как вы думаете должна быть группа сплочённой, держаться друг за друга, поддерживать?

А как понять. Что ваша группа сплоченная?

Просмотр мультфильма «Переменная облачность» (слайд 8)

Педагог: Сейчас мы с вами просмотрим мультфильм о тучке и аисте. Смотрите внимательно, мы обсудим данный мультфильм.

Вопросы для обсуждения: (слайд 9)

• Ребята, как вы думаете, о чём этот мультфильм?

• Какая тучка отличалась от остальных?

• Где она находилась? Вместе с другими тучками или отдельно?

• Как вы думаете, что она при этом чувствует?

• Что вы чувствуете к ней?

• Что чувствует к тучке аист?

• Тучка расстроилась, когда аист улетел?

• Как вы это поняли?

• Почему расстроилась тучка?

• Как нужно было поступить аисту, чтобы не возникло недопонимания?

• Как, по-вашему, аист тесно связан с тучкой?

• А у вас в классе есть ребята, с которыми никто не общается?

• Как вы думаете, что они чувствуют?

• Чем бы вы могли им помочь?

Упражнение «Ладонь в ладонь» (слайд 10)

Цель: Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.

Ход упражнения: участники получают «ладонь» одноклассника, и на пальцах пишут его положительные качества, каждый по одному. Листы передаются по кругу.

Инструкция: Ребята, сейчас я вам раздам ладошки напишите на ней свое имя и передайте соседу слева. Получив «ладошку» соседа, напишите на одном пальце одно положительное качество вашего одноклассника и передайте «ладошку» дальше по кругу. Получили свои «ладошки»? Прочитайте, что о вас думают ваши одноклассники.

Педагог: Вы согласны с их мнением?

Что вы чувствуете сейчас?

А как вы думаете, любому человеку приятно узнавать то, что окружающие его люди хорошего о нем мнения и замечают его положительные качества?

А часто ли вы говорите своим друзьям и родным что-то приятное?

Давайте договоримся, что сегодня, придя в группу и домой, вы скажете тем, кто рядом с вами учится и живет, то, что они хорошие, добрые, что вы их любите и дорожите ими.

А сейчас мы с вами проведем еще одно интересное упражнение, которое поможет вам расслабится и принести друг другу немного приятного

Упражнение «Летний дождь»

Цель: Повышение сплоченности группы.

Ход упражнения: Члены группы образовывают круг так, чтобы стоять друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Педагог встает в круг вместе с группой и демонстрирует движения рук, которые производят желаемые шорохи. Просит всех закрыть глаза. Игра начинается с фазы (слайд 11)

А – круговые движения по спине – дует ветер; далее фаза

Б – легкие покалывания пальцами – идет дождь; фаза

В – похлопывания по спине ладонями – идет град; фаза

Г – поглаживания ладонями вдоль спины – выглянуло солнце. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.).

Затем все поворачиваются в обратную сторону, и упражнение начинается сначала.

Упражнение «Портрет класса в лучах солнца» (слайд 12)

Цель: способствовать сплочению коллектива, формированию положительного отношения к коллективу.

Ход упражнения: На большом листе бумаги или ватмане нарисован круг желтого цвета - Солнце. Детям предлагается по очереди нарисовать лучи и написать вдоль них достоинство группы, а внутри круга написать своё имя.

Педагог: Сегодня я выступала в роли советника, и вы делали упражнения, которые приближали вас к тому спечённая ли группа, что вы знаете друг о друге и что вам объединяет, как нужно поступать, что нужно делать, чтоб быть более сплоченной группой.

Заключительная часть (рефлексия)

Процедура "Спасибо за приятное занятие" (слайд 13)

Педагог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Рефлексия: (слайд 14)

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Педагог: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.



Заключение

В заключении хочется сказать, что данная методическая разработка проверена и имеет положительный результат, который ведет группу к совершению общих творческих дел, что способствует их сплочению. Если вы будете использовать данную методическую разработку советую вам быть ближе к детьми, стать другом и хорошим собеседником. Выполнять данную работу нужно в кругу, чтоб стать ближе друг другу, но для начала нужно создать такую атмосферу, в которой будет комфортно для каждого участвующего. Обязательно нужно учитывать, то в данном мероприятии используется мультимедиа (презентация) и нужно организовать работу так, чтоб было удобно следить за ее ходом. Также не забывайте, что каждое упражнение ведет нас к сплочению коллектива, к его начинанию, поэтому обязательно нужно делать выводы по каждому упражнению, что нам это дало, что узнали, что удивило. Не нужно заставлять детей отвечать на ваши вопросы, если такая ситуация произошла, значит вы совершили ошибку в самом начале не создав нужную атмосферу. Самое главное, что должно быть на данном мероприятие – это четко поставленная цель и настрой. Если соблюдать данные советы по проведению данного мероприятия, то у вас получиться прийти к поставленной цели.



Используемая литература

  1. Ожегов С. И. Словарь «Словарь русского языка С. И. Ожегова». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov.

  2. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления [Текст]: Серия «Учебники для высшей школы» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

  3. 29 Неймер, Ю. Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение // Социол. исслед. №2 //Социологическое исследования. – 2003 - Вып.2. – С.68-96.ㅤ

  4. Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность//А.В. Сидоренков//Психологический журнал.- 2006.- №1.- С.44-49.ㅤ

  5. Лепнева, О.А., Классный коллектив технология формирования/ О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко.- М.: ООО «ЦГЛ», 2005 - 128 с.ㅤ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!