Конспект занятия на тему «День снега» для детей 6-7 лет
Автор: Асоцкая Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования КГБ ПОУ ВМК ЦОПП
Цель: уточнить и расширить представления детей о снеге;
Образовательные задачи: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; формировать умение рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать узор в соответствии с данной формой и придумывать узор по своему желанию.
Развивающие задачи: развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением снежинок; карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад, туча, пар, снежинка; музыка завывания вьюги, темная бумага в форме розетты, кисти, непроливайка, салфетка (на каждого ребенка); гуашь белого цвета.
Ход:
- Здравствуйте, ребята! Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Лёгкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает
И в ладошке быстро тает. (Снег)
СЛАЙД 1
- В предпоследнее воскресенье января отмечается Всемирный день снега. День снега – это праздник зимних осадков. Снег — настоящее чудо природы. Скажите, что такое снег? (это снежинки)
СЛАЙД 2
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке? (Снежинка)
СЛАЙД 3
- Снежинки образуются точно так же, как и капельки дождя. Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются, превращаясь в большое облако. Высоко в небе очень холодно и капельки воды замерзают, превращаясь в кристаллики.
СЛАЙД 4
- Облака состоят из воздуха и воды. Но есть в них и частицы других веществ: соли, песка, пепла. Внутри облака могут оказаться даже живые бактерии, которые попали в небо на подхваченных ветром листьях деревьев. Такая частичка и нужна снежинке, чтобы начать расти. Частичка такая крошечная, что невооружённым глазом её и не разглядеть.
- Когда снежинка становится больше и тяжелее, она начинает медленно падать. В это время снежинка продолжает расти и наконец приобретает свою окончательную форму. Иногда лучи с одной стороны снежинки растут быстрее, чем с другой: всё оттого, что на пути встречаются участки облака, которые имеют разную температуру и влажность.
СЛАЙД 5
- Некоторые снежинки похожи на звёздочки: от центральной льдинки, образовавшейся вокруг частички, расходятся шесть лучей или шесть граней. Всё из-за того, что при низкой температуре молекулы воды объединяются в группы по шесть, образуя правильные шестиугольники. Вот почему снежинки всегда имеют шестиугольную (плоскую) или шестигранную (объёмную) форму. Одинаковых снежинок не бывает.
СЛАЙД 6
- Простейшая форма ледяного кристалла — шестиугольная пластинка. Снежинки-пластинки — это снежинки без лучиков. Самые простые пластинки похожи на шестиугольники с ровными сторонами. Но более интересно смотрятся снежинки, у которых на углах есть зубцы.
СЛАЙД 7
- Очень часто снежинки слипаются в полёте, образуя снежные хлопья. Иногда сцепляется несколько сотен и даже тысяч снежинок! Хлопья снега, которые мы видим во время снегопада, зачастую состоят из таких слипшихся ледяных кристаллов.
СЛАЙД 8
- Почему снег белый?
- Если снежинки и капельки одной природы, то почему капельки прозрачные, а снежинки белые? Дело в том, что каждая отдельная снежинка сама по себе прозрачная, но вместе они падают на землю в хаотичном порядке и образуют рыхлую массу. Снежинки лежат друг ко другу под разными углами. Солнечный свет отражается сначала в одной снежинке, затем в другой и так далее, пока не направится обратно. Получается, что снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый. Если бы лучи нашего Солнца были желтыми и красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда мы видим розовые лучи солнца, снег тоже становится розовым.
- Можно ли есть снег? (ответы детей)
СЛАЙД 9
- Снег есть нельзя. Снег имеет свойство собирать на себя пыль. В городской пыли, помимо обычной природной грязи и бактерий, содержится много тяжёлых металлов и других токсичных веществ, которые очень опасны для человека. Съедая снег, человек поглощает все эти токсичные вещества и подвергает свою жизнь опасности отравления. Помимо наличия опасных веществ снег есть нельзя, так как он холодный. В результате поедания снега происходит переохлаждение и снижение иммунитета.
- Давайте сядем за столы и раскрасим снежинки.