Тема: Дифференциация предлогов В-НА (со значением местонахождения)
Цель: формирование представления о смысловом (семантическом) значении предлогов - В, - НА.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о смысловом значении предлогов в, на;
- формировать представление о предлоге, как об отдельном слове;
- формировать навык правильного употребления падежной формы имени существительного, которую требует связанный с ним предлог (грамматическое значение предлога).
Коррекционно-развивающие:
- уточнить пространственное значения предлогов;
- развивать навыки анализа структуры предложения по словам;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке чётких координированных движений;
- развивать внимание, память, мышление и воображение.
Воспитательные:
- повышение речевой активности;
- воспитание чувства ответственности;
- создание ситуации успеха.
Оборудование: схемы предлогов, предметы, которыми манипулируют ученики, карточки с заданием на каждого ребёнка.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Основная часть:
- Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов
В - НА.
- Положите предмет на стол. Где лежат фрукты? Положите фрукт на книги. Где лежит фрукт? Положите фрукт на колени. Где лежит ваш фрукт?
А что же нам помогло понять, где находятся фрукты?
Правильно, предлог НА помогает нам узнать, что предмет находится на поверхности чего-либо (НА столе, НА книге, НА шкафу…)
Предлог НА обозначается вот такой схемой.
А теперь положите все фрукты в коробку. Куда/ Где лежит апельсин?
Куда/Где лежит яблоко? Куда/Где лежит груша? Куда мы положили фрукты? Где все фрукты? Я возьму цветы и поставлю их куда? (в вазу) Где цветы? (В вазе).
А что же нам помогло понять, где находятся предметы?
Правильно, предлог В помогает нам узнать, что предметы находятся внутри чего-либо (В столе, В книге, В шкафу…)
Предлог В обозначается вот такой схемой.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
Эти предлоги пришли каждый со своими картинками, но все картинки перепутались.
Определите какая картинка была у какого предлога?
(классифицировать картинки относительно схем предлогов)
- Физминутка:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И крутим головой.
- Коррекция письма.
1. Распределение слов на 2 группы (письменно):
Соедини стрелочками
Белка корзине
Одежда В дереве
Карлсон банке
Огурцы НА шкафу
Варенье крыше
Гриб грядке
Прочитай предложения. Исправь допущенные ошибки.
В или НА
1. В стене висит портрет.
2. Суп варят на кастрюле.
3. Молоко налили на чашку.
4. Сорока села в дерево.
5. Мальчик стоит в мосту.
6. Алёша сунул руку на карман.
VI. Итог занятия:
-Закрепление пройденного. Когда нужно употребить предлог НА? Почему?
Что это значит? Какой схемой обозначается предлог НА?
А когда нужно употребить предлог В? Почему?
Что это значит? Какой схемой обозначается предлог В?