Конспект занятия для 2 класса
«Декоративное рисование по мотивам
народного прикладного искусства – хохлома»
Цель: продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
-расширить и углубить знания детей о народном промысле – «золотая хохлома»;
-объяснить назначение предметов, исходный материал;
-рассмотреть специфику узора; развивать восприятие элементов узора (травка, яго-ды,цветы);
-воспитывать эстетическое отношение к предметам быта, к русской национальной
культуре через знакомство с народным искусством и чтение русских народных сказок.
Предварительная работа: знакомство с традиционным народным декоративно- прикладным промыслом, рассматривание элементов хохломской росписи и
цветового колорита, чтение русской народной сказки «Три медведя».
Материалы и оборудование: пособия по декоративной росписи «золотая хохлома»,
Образцы элементов и цветосочетаний хохломской росписи, шаблоны-заготовки ложки из белой бумаги для самостоятельной росписи, гуашь,
кисти тонкие, ватные палочки, стаканы-непроливайки, салфетки.
Планируемый результат: шаблоны ложки, расписанные в стиле «золотой хохломы.
Ход работы:
Воспитатель: (читает сказку «Три медведя»). Ребята, давайте немного пофанта-зируем. Мы попробуем представить, что очутились в русской народной сказке
«Три медведя».
Воспитатель: А как вы думаете, из чего раньше на Руси делали посуду?
Дети: Из глины, из дерева.
Воспитатель: А в горнице у медведей посуда, в основном, деревянная. Да не простая, а «золотая». Кто помнит, как называется «золотая» роспись?
Дети: «Золотая хохлома».
Воспитатель: Какие деревянные предметы посуды расписывали мастера?
Дети: Чашки, ложки, кружки, разносы, сахарницы, солонки, супницы, салфетницы и
прочее.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А теперь давайте отдохнем. Представим, что
мы медведи (дети располагаются, стоя в свободных от парт местах).
Воспитатель: Папа медведь был большой и лохматый (дети показывают руками) и
ходил он медленно вразвалочку, вот так (дети показывают); мама медведица была
средняя и не такая лохматая(дети показывают руками) и ходила она спокойно и ров-но, вот так (дети показывают); а Мишутка был маленьким, и шерсть у него была
совсем короткая (дети показывают руками) и ходил он косолапо и шустро, вот так
(дети показывают).
Воспитатель: Отдохнули? А теперь я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать самим ложки в стиле «золотой хохломы». Для этого нужно
пройти за столы (на столах все заранее приготовлено: образцы росписи, шаблоны,
краски, кисти, ватные палочки стаканы с водой,салфетки).
Воспитатель: Давайте вспомним, какие элементы использовали мастера хохломской росписи.
Дети: Веточки, ягодки, кустики, цветы.
Воспитатель: Абсолютно верно. Хохломские мастера любят их рисовать и называют ласково«травкой». Они вырисовывают травку с завитками, которые называются
«кудриной» (от слова кудри).
Воспитатель демонстрирует детям варианты растительного орнамента. Затем предлагает самим расписать ложки в стиле хохломы.
Воспитатель: А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?
Дети: Золотой, красный, черный, зеленый.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами тоже будем использовать в работе эти цвета. А работать будем с помощью кисти.
Дети расписывают шаблоны ложек по мотивам хохломской росписи.
Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения.
В конце занятия дети раскладывают свои работы на накрытый стол, как будто дополняя
сервировку. Любуются готовым результатом.
Воспитатель: Вот какие у нас получились замечательные ложки, как у настоящих мас-теров. Ядумаю, они обязательно пригодятся нашим героям – трем медведям.