СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для детей 4-5 лет «Русская изба. Русские традиции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей 4-5 лет «Русская изба. Русские традиции»»



Конспект занятия для детей 4-5 лет

«Русская изба. Русские традиции»

Вид: интегрированное

Интегрированные образовательные области:

«Познавательное развитие»: Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

«Речевое развитие»: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода , развивать умение поддерживать беседу.

«Социально-коммуникативное развитие»: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

«Художественно-эстетическое развитие»: продолжить знакомство музыкальным фольклором.

«Физическое развитие»: обогащать представление о народных играх.



Цель:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, средствами речевого и познавательного развития.

Задачи:

  1. Развитие речи детей, средствами русского фольклора.

  2. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

  3. Дать понятие о русской избетрадиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.

4. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к людям.

5.Познакомить детей с предметами быта русского народа.

6. Прививать детям интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, дрова, стол и лавка, прялка, самовар, скатерть, деревянная посуда, чугунок, ухват. рушники, подсвечник, сундук, лапти, половики.

Русские народные костюмы, аккордеон. Материалы для работы с тестом. Атрибуты к народным играм: лента синего цвета.





Ход занятия:

Звучит музыка (русская народная)

Воспитатель (детям):

Ой вы мои дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

Ко мне подходите.

В.: Ребята, скажите пожалуйста, в какой стране мы с вами живём?

Ответ детей

Воспитатель: А кто-то из вас знает, как называлась наша страна давным-давно , много лет назад ?

Ответ детей

Воспитатель: Наша страна называлась Русь. Жизнь людей на Руси очень сильно отличалась от жизни нашей с вами. Вы хотели бы узнать как жили люди и такие же дети как вы ,на Руси? Где жили, какими предметами пользовались?

Ответы детей

Тогда , я приглашаю Вас в небольшое путешествие ,в то время, когда нашу страну называли Русь.

А начнём мы своё путешествие с того, что поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю.

Дети поют(сопровождение - аккордеон):

Рады мы вас видеть, дорогие наши

Русское спасибо мы от сердца скажем

На земле родимой мы вас величаем

Доброго здоровья от души желаем!

Воспитатель: Ребята, а кто то из вас догадался, почему мы так необычно сегодня одеты? Именно так одевались на Руси люди: мужчины и женщины, мальчики и девочки.

Девочки ,как называется ваш наряд? А как называется ваш головной убор?

А вы знаете, как раньше называли рубашку ,которая одета на мальчиках?

Ответы детей

В: Это рубаха- косоворотка. Каждая хозяйка шила одежду сама и очень старалась, потому ,что хотела, чтобы одежда была красивая. Ну что же, к путешествию мы готовы и я приглашаю вас в русскую избу.

Проходите, присаживайтесь. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом построенный из брёвен ).

Да. Изба-это дом построенный из брёвен. А вы знаете, что такое бревно?

Ответы детей.

Воспитатель: Бревно, это спиленный ствол дерева , очищенный от коры, веток и сучков. Вот из таких брёвен строили избу.

Самая большая и светлая комната называлась горница. После работы, вечерами семья собиралась в горнице , где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали. Такие вечера назывались посиделками.

Мебель в избах была простая, самодельная . Что значит самодельная?

Ответы детей

В: Самодельная- значит сделанная своими руками.

Делали мебель из дерева.

Проходите со мной к столу.

Столы в избах были большие, а рядом стояли длинные скамейки, т.к. стульев еще не было.

Как вы думаете, почему столы были большими?

Ответы детей

В: Семьи были большие, поэтому столы делали большими.

Подойдите к столу мои дорогие,

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Туесок-это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (Березы). В них хранили продукты. Бочонок в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки тоже были деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду.

А теперь отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

Ответы детей.

И русские люди всегда были самыми гостеприимными, любили звать в дом гостей на посиделки. А во время посиделок я вам говорила, что делали?

Ответы детей

(Подходят к сундуку)

В: Ребятая, кто знает, что это за предмет и для чего он нужен?

Ответы детей

В: Это сундук. В нём раньше хранили вещи. Сейчас мы где храним вещи?

Ответы детей.

(обратить внимание детей на подсвечник)

В.: А это подсвечник. Электричества в избах не было. И для того, чтобы в избе было светлее, зажигали свечи, которые ставили в подсвечник.

(подходят к прялке)

В.: Ребята, в когда-нибудь раньше видели этот предмет? Знаете для чего он нужен?

Ответы детей

В.: Я вам уже говорила, что хозяюшки любили рукодельничать: Шить, вышивать, прясть , вязать. Это прялка. С помощью прялки шерсть домашних животных (козы, овцы) спрядали в тонкую нить из которой потом вязали тёплые вещи.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи, и изба не изба». Где обед приготовить? Конечно же в печи! Как можно студёной зимой дом обогреть?

Конечно же в этом помогала печь-матушка. Клали печь из кирпичей, потом обмазывали глиной и белили. А клал печь печник. Это была самая уважаемая профессия на Руси.

А может и нам калачи испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да калачи надо накрутить.

Будьте добры, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

(игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)


Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)


(обратить внимание на огонь в печи)


Ну что ж, печь мы затопили

Ребята, а из чего лепят калачи?

Ответы детей

А какие продукты нужны, чтобы замесить тесто?

Ответы детей

Тесто у меня готово. Предлагаю начать лепить калачи.


Воспитатель:

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить калачи дружно.


Ребята, для того, чтобы сделать калач, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

Лепка калачей.

Распевочка

Ча-ча-ча-ча(2р)

Печка очень горяча

Чи-чи-чи-чи(2р)

Печёт печка калачи

Чу-чу-чу-чу(2р)

Будет всем по калачу

Ч0-чо-чо-чо (2р)

Осторожно горячо.

(дети лепят калачи, воспитатель готовые ставит в печь)

Молодцы! Красивые калачи у вас получились, а пока они пекутся я вам предлагаю поиграть. В старину очень любили разные игры, любили хороводы водить да песни петь.

А я вам предлагаю соединить вместе игру, песню и хоровод.

Игра «Заря-зарница» Заря-зарница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты голубые ,

Раз, два, три, беги.

Воспитатель: Давайте посмотрим, готовы ли наши калачи?

(воспитатель достает из печи настоящие калачи)

Вот и калачи наши поспели. С пылу с жару. Достанем их из печи, да гостей наших будем потчевать. Потчевать-это значит угощать.

А калачи подавали к чаю.

А теперь давайте накроем стол и наших гостей пригласим.

Песня- танец «Приходите в гости к нам»

1к. Я по садику пройду,

Гостей в избу позову,

Припев: Приходите в гости к нам

Ко горячим калачам(2р)

2 к. Ковёр красный постелю
Чаю крепкого налью

Припев: Приходите в гости к нам

Ко горячим ко блинам (2р)

3к. Гостей в избу позову

С ними я плясать пойду

Припев: Приходите в гости к нам

Ко горячим пирогам (2р)



Угощение гостей калачами

В.: Ну вот и закончилось наше путешествие в страну, которая называлась….

Дети. Русь.

В. Правильно. Русь. Мы познакомились с жизнью и бытом людей, живущих на Руси.

Какие предметы старины вы запомнили?

Ответы детей

В: Понравилось вам наше путешествие?

В.: А вам хотелось бы узнать ещё больше о жизни люде на Руси?

Тогда мы обязательно туда ещё вернёмся. А сейчас нам пора возвращаться в группу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!