Конспект занятия «Лекарственные растения»
Цель занятия: Изучить известные, широко распространенные лекарственные растения.
Задачи:
- учить распознавать и определять лекарственные растения;
- научить учащихся бережному общению с природой;
- познакомить с лекарственными растениями родного края;
- стимулировать познавательную активность учащихся;
- развивать умения самостоятельно осуществлять сбор информации, выделять главное.
Материалы: лекарственные растения, папка материалов о лекарственных растениях, памятки для учащихся по сбору растений, сообщения учащихся.
Ход занятия
Организационный этап.
Воспитатель. Друзья! У нас сегодня необычное занятие, сегодня мы встретились, чтобы поговорить о природе и её роли в нашей жизни, о наших друзьях – лекарственных растениях. Нас ждёт много необычного.
Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.
В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.
Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?
Основной этап.
1. Игра «Назови и расскажи!». В. Я вам расскажу о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:
Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)
Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)
Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.
2. Памятка – раздаточный материал для учащихся)
(Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:
Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)
Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.
Вороний глаз — его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.
Очень известное лекарственное растение — чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.
3. Игра «Угадай лекарственное растение.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар. (Совершенно верно, это ромашка.)
А ещё вам поможет уже знакомая календула, которой хорошо полоскать горло при ангине.
А какое растение поможет от болезни желудка?
-Поможет вам тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
10, 20 или тридцать?..
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желание есть
Дольки снова перечесть?
-А какое растение поможет при ссадинах и порезах?
Воспитатель. Конечно же, подорожник!
Путника друг – подорожник,
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Кстати, ещё запомните, друзья, что настой подорожника хорош при кашле.
- Воспитатель. При болезни сердца помогают капли ландыша. А ещё можно приготовить сбор из ландыша, валерианы, боярышника...
3. «Сохраним природу». Ребята! Помните!
Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года.
Консервная банка – 30 лет!
Полиэтиленовый пакет – 200 лет!
Стекло – 1000 лет!
И на этом месте уже не вырастет ни одно лекарственное растение! Поэтому давайте вести себя аккуратно в гостях у природы, а она, уж поверьте, и напоит, и накормит, и силы придаст, и подлечит.
Давайте будем выполнять следующие правила. Попробуем их сформулировать вместе.
Нельзя ломать ......... (ветви деревьев и кустарников).
Нельзя повреждать ........ (кору деревьев).
Нельзя без дела рвать .........(цветы на природе).
Нельзя топтать ......... (целебные травы).
Нельзя сбивать ......... (грибы).
Нельзя разорять .......... (муравейник, птичьи гнёзда).
Заключительный этап.
Рефлексия (что нового узнали учащиеся, чему научились и где им это пригодится).