СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для детей 9-10 лет "Лекарственные травы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель данного занятия, изучить лекарственные травы, расширить знания о лекарственных растениях.Знать лекарственные растения своего края и умет пользоваться дарами природы. Закрепить понятие о взаимосвязи мира природы и человека. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей 9-10 лет "Лекарственные травы"»

Конспект занятия «Лекарственные растения»

Цель занятия: Изучить известные, широко распространенные лекарственные растения.

Задачи:

- учить распознавать и определять лекарственные растения;

- научить учащихся бережному общению с природой;

- познакомить с лекарственными растениями родного края;

- стимулировать познавательную активность учащихся;

- развивать умения самостоятельно осуществлять сбор информации, выделять главное.

Материалы: лекарственные растения, папка материалов о лекарственных растениях, памятки для учащихся по сбору растений, сообщения учащихся.

Ход занятия

Организационный этап.

Воспитатель. Друзья! У нас сегодня необычное занятие, сегодня мы встретились, чтобы поговорить о природе и её роли в нашей жизни, о наших друзьях – лекарственных растениях. Нас ждёт много необычного.

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо  известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Основной этап.

1. Игра «Назови и расскажи!».

В. Я вам расскажу о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу,  любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.



2. Памятка – раздаточный материал для учащихся)

(Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:
  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.

  • Нельзя  пробовать листья,  плоды, корни, соцветия. Почему?

  • Растения  срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?

  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?

  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)

  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?

  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.

  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз — его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение — чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

3. Игра «Угадай лекарственное растение.

 Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар. (Совершенно верно, это ромашка.)

А ещё вам поможет уже знакомая календула, которой хорошо полоскать горло при ангине.

 А какое растение поможет от болезни желудка?

-Поможет вам тысячелистник.

Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
10, 20 или тридцать?.. 
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желание есть 
Дольки снова перечесть?

-А какое растение поможет при ссадинах и порезах?

Воспитатель. Конечно же, подорожник!

Путника друг – подорожник,
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец 
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк, 
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.

Кстати, ещё запомните, друзья, что настой подорожника хорош при кашле.

- Воспитатель.  При болезни сердца помогают капли ландыша. А ещё можно приготовить сбор из ландыша, валерианы, боярышника...



3. «Сохраним природу». Ребята! Помните!

  • Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года.

  • Консервная банка – 30 лет!

  • Полиэтиленовый пакет – 200 лет!

  • Стекло – 1000 лет!

И на этом месте уже не вырастет ни одно лекарственное растение! Поэтому давайте вести себя аккуратно в гостях у природы, а она, уж поверьте, и напоит, и накормит, и силы придаст, и подлечит.

Давайте будем выполнять следующие правила. Попробуем их сформулировать вместе.

  • Нельзя ломать ......... (ветви деревьев и кустарников).

  • Нельзя повреждать ........ (кору деревьев).

  • Нельзя без дела рвать .........(цветы на природе).

  • Нельзя топтать ......... (целебные травы).

  • Нельзя сбивать ......... (грибы).

  • Нельзя разорять .......... (муравейник, птичьи гнёзда).

Заключительный этап.

Рефлексия   (что нового узнали учащиеся, чему научились и где им это пригодится).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!