СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для детей подготовительной группы ДОУ "Золотая хохлома" (роспись деревянной ложки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для детей подготовительной группы ДОУ "Золотая хохлома" (роспись деревянной ложки)

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей подготовительной группы ДОУ "Золотая хохлома" (роспись деревянной ложки)»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Золотая Хохлома».      ( роспись деревянной  ложки)

Программное содержание:

  • Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

  • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д., самостоятельно расписывать ложку.

  • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском.

  • Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

  • Учить,  самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.

  • Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

  • Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки;  посылка, расписанная хохломской росписью; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; карта – схема; карточки – Лабиринты «Чей цветок» по количеству детей; сундучок; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.

Предварительная работа:

  • Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

  • Чтение.

  • Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».

  • Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

  • Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

  • Загадывание загадок.

  • Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».

  • Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

                 Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня, мы с вами отправляемся в «город мастеров и продолжим знакомство с народными промыслами.

        презентация «Золотая Хохлома».

(Во время показа презентации, воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Хохлома».)

        Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

        Отголоски лета в золоте травы

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером  зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

        Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой  хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

Воспитатель:   А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе

.

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную  деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Изначально хохломская посуда  изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже,  она стала любимой,  популярной и  среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков,  да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Ребята, а какие злементы используют хохломские мастера в своей росписи?

Сегодня вы будете хохломскими мастерами и каждый самостоятельно распишет деревянную ложку. Итак, приступим к работе .

Итог занятия. Молодцы, у всех получились настоящие хохломские ложки.