Тема: «С пальчиками играем и речь развиваем»
Цель занятия: развитие связной речи ребенка
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширять пассивный словарь (предметов и их признаков, действий предметов) по теме «Овощи»
Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать картинки с овощами, понимать слова обобщающего значения («овощи»).
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию предметных картинок, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить подражать голосам животных, звукам окружающего мира;
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать артикуляционную моторику (умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние резцы; выработка движений губ вперед, укрепление мышц губ, их подвижности; учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка)
Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук (совершенствование динамической организации движений;
Развивать слуховое внимание на материале звукоподражаний, развитие просодических компонентов (модуляция – повышение и понижение голоса; сила голоса – громкий и тихий голос)
Развивать и совершенствовать ритмическое чувство, музыкально-ритмические способности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать познавательный интерес;
воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям
Оборудование: мячик суджок; картинки для звукоподражаний (материал для детей с алалией); картинки для артикуляционной гимнастики; иллюстративный материал по теме «Овощи».
Ход занятия.
Покажи мне на картинках овощи: лук, чеснок, помидор, огурец, кабачок, баклажан, тыква, капуста, горох, свекла, морковь, картофель.
«Пузатый кабачок» – упражнение с элементами самомассажа
Присядем к зеркалу и поиграем с пальчиками
Помогли наши пальчики язычку и губкам проснуться
«Бегемотики»: Эти бегемотики открывают ротики. Вот так. Кто шире? | Несколько раз широко открыть и закрыть рот |
«Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. | Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. И повторяем 3-4 раза. |
«Позеваем»: Котик зевает – роток открывает. А люди зевают – свой рот прикрывают! | Длительно произносить звук «А». При этом быстро, то прикрывать рот ладонью, то открывать его. Получится звук, похожий на клич индейцев |
«Хоботок» Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. | Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. |
«Щенок» (Улыбка): Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно также смог, Вот, смотри. Сейчас! | Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
А теперь зевать некогда, злой тигр идет, он всех распугал
«Тигр»: Злого тигра всякий знает. Тигр всех вокруг пугает. Ой, боюсь, боюсь… | Изобразить, как сердитый тигр показывает свои клыки: отвести нижнюю губу вниз, показав нижние зубы-резцы. Можно не только оскалиться, но выставить «когти»: поднять кисти рук и напряженно согнуть пальцы. |
Только волк ничего не боится и тоже показывает свои клыки
«Волк»: Рычит: «Ы-Ы-Ы…» | Изобразить серого волка. Предварительно показать, как надо тянуть звук «Ы», оскалив зубы. Важно при этом «Рассердиться» - нахмурить брови и крепко сжать кулаки. |
Убегает от тигра только зайчик
«Добрый и злой»: попросить показать на картинках волка и зайчика. Спросить, кто из них добрый, а кто злой. | Кто рычит: «Ы-Ы-Ы…», а кто пищит: «И-И-И…»? Изобразить каждого из этих животных. |
Послушай, и покажи, какой пароход будет гудеть. (Логопед гудит то тихо, то громко)
Устали гудеть, подплыли к пристани, высадились на острове. Посмотри, а там обезьянка ест бананы, а ее подружка собачка весело распевает песенки: «АВ-АВ»
«Узнай по голосу»: 1.показать картинки и предложить повторить звукоподражания: «АВ-АВ» -собачка лает; «АМ-АМ» - обезьянка ест. | 2.Логопед произносит звукоподражание: «АВ-АВ» и спрашивает, что делает собачка – ребенок должен показать соответствующую картинку. Затем произносит «АМ-АМ» и спрашивает, что делает обезьянка. |
Какие мы сегодня молодцы! Как хорошо мы поиграли.
Литература:
Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013
Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.-М.: ТЦ Сфера, 2007