Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Знаменитые люди родного края»
Цель: расширение представлений и знаний о С.Есенине , о как человеке и как о поэте.
Задачи:
Образовательные : расширение представлений детей о знаменитых людях родного края, формирование целостной картины жизни и творчества С.Есенина.
Развивающие : развитие интереса к жизни и творчеству поэта;
развитие связной речи, поэтического слуха, любознательности .
Воспитательные - воспитание любви к малой родине, родному краю, к поэзии;
воспитание чувства гордости за Рязанскую землю, за поэта-земляка.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми стихотворений С. Есенина, прослушивание музыкальных произведений на стихи С. Есенина.
Формы организации детей: фронтальная.
Материал и оборудование: иллюстрации по теме.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята скажите, где мы с вами живём? Как называется наша земля, наш край?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы живём на Рязанщине. А чем же знаменита наша Рязанская земля? Какие знаменитые люди родились или жили здесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы совершим с вами экскурсию в один из уголков родного края, в село Константиново. Кто-нибудь из вас посещал его? Если нет, я расскажу чем же так знаменито это село. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: На Рязанской земле в селе Константиново, которое располагается на правом берегу Оки, 3 октября 1895 года –это более 126 лет назад родился Серёжа Есенин.
«Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес…
Так поэт в стихах вспоминал свой дом. Дом поэта сохранился до наших дней. Если вы побываете в селе Константиново, то обязательно посетите и дом поэта. Так вы лучше узнаете природу , обстановку в которой родился и вырос поэт , ощутите его окружение . Природа здесь очень красивая и живописная! Есенин очень любил ее, поэтому многие его стихи связаны с родными местами, у него много стихов о природе. Она оживает в его стихотворениях. Недаром Есенина называют певцом русской природы. В его стихотворениях отразились все времена года. Какие времена года вы знаете? А какое время года описано в следующем стихотворении?
«Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне…»
Ответы детей.
Сергей Есенин передал всю красоту нашей родины в стихотворениях. «Клён заледенелый», «костёр рябины красной», «роща золотая», «черёмуха душистая» и т.д. Как точно подмечена поэтом красота русской природы, как она нам близка и дорога
Физкультминутка «Березка».
Мы берёзку посадили, Выпрямиться
Мы водой её поили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.
Вот берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветви подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой сесть.
Все что окружало Есенина в детстве, в дальнейшем отозвалось в его творчестве .С раннего детства Серёжа Есенин был на воспитании деда с бабкой. Семья была музыкальной. Семья матери Есенина была зажиточной. Бабушка любила Есенина и баловала его. Дедушка Есенина был старообрядским начетчиком. Мать Есенина была неграмотной. У поэта было две сестры : Екатерина и младшая сестра Шура, к которой он относился очень трепетно.
В 5 лет Сергей научился читать, а в 9 лет он начал писать стихи. Учился поэт хорошо, по окончании училища получил похвальный лист и закончив Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу получил звание учителя грамоты.
Особую любовь проявлял поэт к своей маме - Татьяне Фёдоровне Титовой. Много стихов посвящено ей. Давайте послушаем эти чудесные строки.
«Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать...»
Или вот ещё:
«…Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.»
Воспитатель: Ребята, а как вы относитесь к своим мамам? Вы их слушаетесь, не огорчаете? К маме надо относиться с любовью и уважением.
Воспитатель: Ребята, как вы думает , с чего начинается Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: Родина начинается с мамы, с дома, с друзей, с природы…
Всё ,что окружало поэта в детстве воспитало и взрастило в его сердце любовь к родной земле. Послушайте сколько любви и верности в этих строках:
…Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Воспитатель: «...Моя лирика живет одной огромной любовью: любовью к Родине. Чувство Родины — главное в моем творчестве». С.Есенин был убежден: «нет поэта без родины». Убежден был с ранних лет, с первых шагов в русской поэзии. И мы с вами должны любить свою Родину и быть её верными сынами и дочерьми. А что это значит?
Ответы детей.( Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает)
Воспитатель: Вам понравилось наша экскурсия? С кем из замечательных людей мы с вами познакомились? Что нового вы узнали? А теперь каждый из вас может отобразить самое интересное в рисунке.