Тема: Лекарственные растения: лесные ягоды
Задачи:
ознакомить учащихся с разнообразием ягодных растений, с питательными и целебными свойствами ягод;
научить распознавать наиболее распространенные съедобные и ядовитые ягоды;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: тематические картинки «Деревья, кустарники, травы и цветы», «Ягоды», индивидуальные карточки «Части растения», загадки, чайнворд, ребусы, криптограмма, пазлы, презентация «Лесные ягоды»
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и задач занятия
1 час:
1. Повторение изученного
Бота́ника — наука о растениях, раздел биологии.
Ягода – сочный мясистый плод с большим количеством семечек, разновидность фрукта.
Фрукт – сочный плод дерева или кустарника, который можно употреблять в пищу.
Плод — конечный этап развития цветка, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и пр.
Науку, изучающую плоды, называют карпологией.
2. Дидактическая игра «Распознай-ка»: отгадать загадки, распределить на группы (деревья, кустарники, травянистые растения, плоды)
Загадки о растениях (отгадки – картинки на доску)
Стоит в лесу могучий!
Голова- до тучи.
Крона кудрявая,
Сучья корявые. (Дуб)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Все знают, что у ёлки
не листья, а иголки,
И так же, как она,
С иголками... (Сосна)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт —
На зубок он попадёт. (Орех)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
3. Творческая работа:
а) определить структуру растения (инд. карточка)
б) участники делают зарисовку любого лесного растения, затем меняются работами, другой участник определяет вид растения.
2 час:
- Маша из м\ф «Маша и Медведь» хочет сварить варенье для своего друга Медведя. Но у неё возникли проблемы: из чего варят варенье и где найти ингредиенты? Можем ли мы помочь Маше?
Дети высказывают свое мнение.
1.Актуализация знаний
– Какие ягоды вы уже знаете?
Дидактическая игра «Назови ягоду»: участники рассматривают иллюстрации и называют ягоды.
- Где можно встретить эти ягоды?
( Культивируемые или культурные сорта, за которыми человек ухаживает)
- Что можно сказать о следующих ягодах?
Участники рассматривают иллюстрации на слайдах 2-12 и называют ягоды.
2. Первичное восприятие теоретического материала.
- Чтобы зря не бродить по лесу, надо знать:
какие ягоды можно собирать, а какие нельзя;
сроки созревания ягод.
В этом нам поможет Лесовик.
Участники рассматривают иллюстрации «Съедобные ягоды» на слайдах 13-25.
Дидактическая игра «Анаграмма»: участникам необходимо собрать слова – названия съедобных лесных ягод. (Проверка слайд 26)
налима | малина |
каничер | черника |
лугобика | голубика |
кваклю | клюква |
никалязем | земляника |
2) Участники рассматривают иллюстрации «Ядовитые ягоды» на слайдах 27- 32.
Подвижная игра «Лукошко»: участники выбирают карточки с названиями только съедобных ягод и складывают в лукошко.
3. Физминутка
4. Применение теоретического материала в условиях выполнения практических заданий (настольные игры Приложение 1) в микрогруппах :
1.Чайнворд «В лес за ягодами»
2. Ребусы
3. Криптограмма
4. Мозаика
5. Презентация работ микрогрупп
По лесочку я хожу,
Да на ягодки гляжу!
На кусте малинка,
На дереве - рябинка,
В травке – земляничка,
Под горой – черничка.
6. Итог занятия. Рефлексия.
– Что нового узнали?
– Что вам понравилось?
– О чём можете уже рассказать с уверенностью?
Ч
1
айнворд «В лес за ягодами»
4
2
7
2
1
3
5
6
8
3
4
5
8
6
7
Ребусы
_________________________ __________________________
_______________________ _______________________
К
риптограмма
!
_____________________________________________________________
К
люч:
Дидактическая игра «Анаграмма»
налима | | налима | |
каничер | | каничер | |
лугобика | | лугобика | |
кваклю | | кваклю | |
никалязем | | никалязем | |
Подвижная игра «Лукошко» Малина Черника Клюква |
Голубика |
Брусника |
Земляника |
Морошка |
Костяника |
Волчье лыко |
Вороний глаз |
Ландыш |
Беладонна |
Тёрн |
Бузина чёрная |
Бузина красная |
Налима _________________ | | Налима _______________ |
Каничер ________________ | | Каничер ______________ |
Лугобика _______________ | | Лугобика _____________ |
Кваклю ________________ | | Кваклю _______________ |
Никалязем _____________ | | Никалязем _____________ |
Налима _________________ | | Налима _______________ |
Каничер ________________ | | Каничер ______________ |
Лугобика _______________ | | Лугобика _____________ |
Кваклю ________________ | | Кваклю _______________ |
Никалязем _____________ | | Никалязем _____________ |
Налима _________________ | | Налима _______________ |
Каничер ________________ | | Каничер ______________ |
Лугобика _______________ | | Лугобика _____________ |
Кваклю ________________ | | Кваклю _______________ |
Никалязем _____________ | | Никалязем _____________ |
Налима _________________ | | Налима _______________ |
Каничер ________________ | | Каничер ______________ |
Лугобика _______________ | | Лугобика _____________ |
Кваклю ________________ | | Кваклю _______________ |
Никалязем _____________ | | Никалязем _____________ |
Налима _________________ | | Налима _______________ |
Каничер ________________ | | Каничер ______________ |
Лугобика _______________ | | Лугобика _____________ |
Кваклю ________________ | | Кваклю _______________ |
Никалязем _____________ | | Никалязем _____________ |
Налима _________________ | | Налима _______________ |
Каничер ________________ | | Каничер ______________ |
Лугобика _______________ | | Лугобика _____________ |
Кваклю ________________ | | Кваклю _______________ |
Никалязем _____________ | | Никалязем _____________ |
*****- Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. Таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу. Он описал более 200 видов растений.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Мы вас можем научить.
Все лечебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ромашка
Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала к вам.
Подорожник
Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Блиц-опрос
1. Растения, которым сводят бородавки. ( Чистотел)
2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)
3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. ( Щавель)
4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».
А как звучит его научное название? ( Алоэ)
5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. ( Берёза)
6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)
7. Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. ( Крапива)
8. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)
9.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания. ( Картофель)
10. Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды.
( Малина, клюква, мать и мачеха, мята)
- Ну, молодцы, настоящие целители!