СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для младших школьников "Лекарственные растения: лесные ягоды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: ознакомить учащихся с разнообразием ягодных растений, с питательными и целебными свойствами ягод; научить распознавать наиболее распространенные съедобные и ядовитые ягоды; воспитывать бережное отношение к растениям.

​​​​​​​

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для младших школьников "Лекарственные растения: лесные ягоды"»

Тема: Лекарственные растения: лесные ягоды

Задачи:

  • ознакомить учащихся с разнообразием ягодных растений, с питательными и целебными свойствами ягод;

  • научить распознавать наиболее распространенные съедобные и ядовитые ягоды;

  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: тематические картинки «Деревья, кустарники, травы и цветы», «Ягоды», индивидуальные карточки «Части растения», загадки, чайнворд, ребусы, криптограмма, пазлы, презентация «Лесные ягоды»

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и задач занятия

1 час:

1. Повторение изученного

Бота́ника — наука о растениях, раздел биологии.

Ягода – сочный мясистый плод с большим количеством семечек, разновидность фрукта.

Фрукт – сочный плод дерева или кустарника, который можно употреблять в пищу.

Плод  — конечный этап развития цветка, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян. Многие плоды — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ и пр.

Науку, изучающую плоды, называют карпологией. 

2. Дидактическая игра «Распознай-ка»: отгадать загадки, распределить на группы (деревья, кустарники, травянистые растения, плоды)

Загадки о растениях (отгадки – картинки на доску)

Стоит в лесу могучий!
Голова- до тучи.
Крона кудрявая,
Сучья корявые. (Дуб)


Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)


Все знают, что у ёлки
не листья, а иголки,
И так же, как она,
С иголками... (Сосна)


На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)


В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт —
На зубок он попадёт. (Орех)


В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)


Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)


Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)


3. Творческая работа:

а) определить структуру растения (инд. карточка)



б) участники делают зарисовку любого лесного растения, затем меняются работами, другой участник определяет вид растения.

2 час:

- Маша из м\ф «Маша и Медведь» хочет сварить варенье для своего друга Медведя. Но у неё возникли проблемы: из чего варят варенье и где найти ингредиенты? Можем ли мы помочь Маше?

Дети высказывают свое мнение.

1.Актуализация знаний

– Какие ягоды вы уже знаете?

Дидактическая игра «Назови ягоду»: участники рассматривают иллюстрации и называют ягоды.

- Где можно встретить эти ягоды?

( Культивируемые или культурные сорта, за которыми человек ухаживает)

- Что можно сказать о следующих ягодах?

Участники рассматривают иллюстрации на слайдах 2-12 и называют ягоды.

2. Первичное восприятие теоретического материала.

- Чтобы зря не бродить по лесу, надо знать:

  • какие ягоды можно собирать, а какие нельзя;

  • сроки созревания ягод.

В этом нам поможет Лесовик.

Участники рассматривают иллюстрации «Съедобные ягоды» на слайдах 13-25.

Дидактическая игра «Анаграмма»: участникам необходимо собрать слова – названия съедобных лесных ягод. (Проверка слайд 26)

налима

малина

каничер

черника

лугобика

голубика

кваклю

клюква

никалязем

земляника


2) Участники рассматривают иллюстрации «Ядовитые ягоды» на слайдах 27- 32.

Подвижная игра «Лукошко»: участники выбирают карточки с названиями только съедобных ягод и складывают в лукошко.

3. Физминутка


4. Применение теоретического материала в условиях выполнения практических заданий (настольные игры Приложение 1) в микрогруппах :

1.Чайнворд «В лес за ягодами»

2. Ребусы

3. Криптограмма

4. Мозаика

5. Презентация работ микрогрупп

По лесочку я хожу,
Да на ягодки гляжу!
На кусте малинка,
На дереве - рябинка,
В травке – земляничка,
Под горой – черничка.

6. Итог занятия. Рефлексия.

– Что нового узнали?

– Что вам понравилось?

– О чём можете уже рассказать с уверенностью?











































Ч

1

айнворд «В лес за ягодами»

4

2





7



2

1

3

5

6

8



3

4









5

8





6

7












Ребусы












_________________________ __________________________











_______________________ _______________________







К риптограмма

!

_____________________________________________________________

К люч:

















Дидактическая игра «Анаграмма»

налима


налима


каничер


каничер


лугобика


лугобика


кваклю


кваклю


никалязем


никалязем




Подвижная игра «Лукошко»

Малина

Черника

Клюква

Голубика

Брусника

Земляника

Морошка

Костяника

Волчье лыко

Вороний глаз

Ландыш

Беладонна

Тёрн

Бузина чёрная

Бузина красная













Налима _________________


Налима _______________

Каничер ________________


Каничер ______________

Лугобика _______________


Лугобика _____________

Кваклю ________________


Кваклю _______________

Никалязем _____________


Никалязем _____________

Налима _________________


Налима _______________

Каничер ________________


Каничер ______________

Лугобика _______________


Лугобика _____________

Кваклю ________________


Кваклю _______________

Никалязем _____________


Никалязем _____________



Налима _________________


Налима _______________

Каничер ________________


Каничер ______________

Лугобика _______________


Лугобика _____________

Кваклю ________________


Кваклю _______________

Никалязем _____________


Никалязем _____________



Налима _________________


Налима _______________

Каничер ________________


Каничер ______________

Лугобика _______________


Лугобика _____________

Кваклю ________________


Кваклю _______________

Никалязем _____________


Никалязем _____________



Налима _________________


Налима _______________

Каничер ________________


Каничер ______________

Лугобика _______________


Лугобика _____________

Кваклю ________________


Кваклю _______________

Никалязем _____________


Никалязем _____________

Налима _________________


Налима _______________

Каничер ________________


Каничер ______________

Лугобика _______________


Лугобика _____________

Кваклю ________________


Кваклю _______________

Никалязем _____________


Никалязем _____________



*****- Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. Таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу. Он описал более 200 видов растений.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Все лечебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ромашка

Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала к вам.

Подорожник

Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Блиц-опрос

1. Растения, которым сводят бородавки. ( Чистотел)

2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)

3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. ( Щавель)

4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».

А как звучит его научное название? ( Алоэ)

5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. ( Берёза)

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

7. Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. ( Крапива)

8. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)

9.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания. ( Картофель)

10. Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды.

( Малина, клюква, мать и мачеха, мята)

- Ну, молодцы, настоящие целители!