ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «СИНЯЯ ПТИЦА»
ГОРОДА КИРОВСКА»
Конспект занятия
для обучающихся базового уровня
на тему:
«Раскрытие музыкального образа
в процессе разучивания песни»
Подготовила:
руководитель т/о
«Волшебники двора»
Маренкова Анжелика Александровна
г.Кировск
2021г.
План-конспект занятия
Художественно – эстетическое направление работы.
Вид занятия: групповое.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: беседа, практическое занятие с элементами инсценирования, творчества.
Используемые технологии: здоровье сберегающие технологии, коммуникативная технология.
Тема: « Раскрытие музыкального образа в процессе разучивания песни».
Цель: научить детей воссоздавать художественно-сценический образ в процессе разучивания песни.
Задачи:
- вовлечь детей в совместную деятельность с музыкальным руководителем;
- закрепить навыки правильного вокального дыхания;
- создать положительный эмоциональный настрой при исполнении песни;
- научить ребёнка передавать характер произведения, его образное содержание;
-развить умения перевоплощаться в сценический образ;
- развить сценическую речь, образное мышление через пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;
- стимулировать потребность к творческому самовыражению учащихся;
-способствовать формированию мотивации к концертной деятельности;
- способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса;
- воспитывать в детях интерес к вокальной музыке;
Методы обучения: словесный, проблемный (эвристический), наглядный, творческий.
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);
- поощрение (с целью закрепления полученных навыков).
На занятии используется методика: К. Орфа Суть методики К. Орфа «Музыка для детей», заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера;
- личностно-ориентированное общение;
- учёт индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Новизна данного занятия заключается в использовании инновационных педагогических технологий, направленных на формирование сценического образа при исполнении вокального произведения; в введении синтеза искусств: вокала, ритмопластики, актерского мастерства.
Ожидаемые результаты:
Повышение эффективности процесса обучения, интереса к вокальному творчеству, изучение проблемы сценического волнения, ознакомление с современными требованиями сценической культуры в целом. Положительный настрой детей на занятия в вокально - эстрадном ансамбле.
Оборудование:
Музыкальный материал:
песенки- распевки:
фонограмма песни «Весеннее танго» (-), (+)
План занятия.
1. Организационный этап.
1. Приветствие;
2. Сообщение темы урока;
2. Подготовительный этап:
1. Вступление: познакомить детей с названием песни, композитором, показ иллюстраций;
2. Слушание: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи;
3. Беседа: определить с детьми содержания песни, характер музыки, обсуждение незнакомых слов.
3. Основной этап: разучивание песни
1. Подготовка голосового аппарата: дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, распевки;
2. Пение: разучивание текста песни, разучивание мелодической линии, работа над фразой и чистотой интонации;
3. Впевание: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально музыкальное исполнение песни.
4.Заключительный этап:
исполнение песни:
- Обязательное исполнение песни для зрителей.
- создание необходимого эмоционального настроя, умение сосредоточиться на исполняемом произведении, подобрать вдохновляющие слова.
5.Подведение итогов.
-анализ исполнения и выполнения вокальных упражнений.
- домашнее задание.
Ход занятия
1. Организационный этап
Педагог:
- Здравствуйте!
Тема нашего урока « Раскрытие музыкального образа в процессе разучивания песни».
2.Подготовительный этап.
Педагог:
- Что такое музыкальный образ? На этот вопрос мы с вами ответим в конце занятия, а пока узнаем о песне, которую будем сегодня разучивать.
- Автором песни с которой мы с вами сегодня познакомимся, является советский и российский физик, доктор физико-математических наук, известный бард - Валерий Александрович Миляев. Его песню « Весеннее вальс » мы и будем сегодня разучивать.
Каждому из вас я раздала картинки, изображение на которых соответствует описанию песни. Расскажите, что вы видите на этих картинках и какое настроение они у вас вызывают? ( ответы детей)
-Правильно! Молодцы! А теперь послушайте песню « Весенний вальс» и расскажите мне, соответствуют ли изображения на картинках тому, что вы услышали в песне?
Слушание песни…
Беседа.
Педагог:
- Вам понравилась песня, ребята? О чем она, какого характера и настроения эта песня? ( ответы детей..грустная, веселая..прошу показать виды настроения мимикой и придумать свои)
Разминка: ( здоровье сберегающие технологии)
Покажите мимикой различные виды настроения:
- хорошее -и вы улыбаетесь, плохое -и лицо ваше стало грустным;
- Сильно зажмурьтесь;
- Широко раскройте глаза ;
- Поднимите брови вверх ;
-Нахмурьтесь ,как ребёнок, у которого отняли игрушку ;
-Улыбнитесь, как кот на солнышке;
- Надули обе щечки одновременно;
-Попеременно;
-Покусали язык (достали одной щёчки ,другой)
-Губы в трубочку: движения вправо-влево ,затем круговые движения.
- Массаж щек (побежали пальчиками по щекам ,потёрли круговыми
движениями, словно рисуем яблочки).
Всё это освобождает связки, разогревает их и они практически готовы к работе.
3.Основной этап
Разучивание песни.
- Молодцы! как здорово вы умеете гримасничать!...а теперь представьте, что у вас в ладошках цветок и мы вдохнем с наслаждением на лице его аромат, чтобы пояску стало тесно, а плечи не поднимались (дыхательные упражнения) Выдох ртом – сдуваем лепестки (представляем, что лепестки лежат на руке и их сдувает ветерок)
Рекомендация: Следить за активным длинным выдохом, губы собраны трубочкой, при выдохе низ живота подтягивать, воздух выталкивает живот.
«Веселый животик»
Дети кладут руки на живот и на слоге «ха» делают мелкие
выталкивания воздуха «животик смеется».
Рекомендация: Следить за мелкими движениями мышц живота.
Распевки на staccato и legato;
Пение:
Педагог:
- Давайте с начала ритмически разберем текст песни, а потом пропоем первый куплет:
-применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая текст песни( текстовая работа первый куплет и припев);
- пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения;
-применение метода звуковысотного показа рукой;
-разные варианты работы над песней: пропевание подгруппами ( 3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке.
-Метод пропевания мелодии с плавным движением руки.
прослушивание аудио записи песни, показ части песни ( куплета и припева) руководителем, разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.
( ту же работу провожу с припевом)
Впевание.
Педагог:
- А теперь ребята, давайте вспомним нашу разминку с мимическими упражнениями, картинки и те эмоции, которые они у вас вызвали и применим все эти навыки в исполнении куплета с припевом. Прошу вас не забывать про выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.
( ту же работу провожу со 2-3 куплетами)
- Молодцы ребята! вот вы и не заметно для себя смогли ответить на вопрос- Что же такое музыкальный образ?- это ваши чувства, переживания, эмоции и настроение воплощенные в песне.
4.Заключительный этап.
Закрепление.
Педагог:
- Я предлагаю вам сейчас исполнить всю песню на нашей импровизированной сцене в присутствии зрителей ( друзей и родителей), почувствовать себя главным героем песни и передать весь характер, настроение, эмоции и раскрыть музыкальный образ произведения.
5. Подведение итогов.
Педагог:
- Молодцы ребята!
Домашнее задание - поработать над образом песни перед зеркалом.
Желаю вам творческих успехов! Всего доброго, до свидания!
Приложение 1
Упр. №1
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:
«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Упр. №2
Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок:
Пение закрытым ртом на букву (м-м-м)
При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.
а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука
б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.
Упр. №3
На подвижность голосовых связок:
воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «да-дэ-ди-до-ду», «ра-рэ-ри-рору», «гра-грэ-гри-гро-гру» .
Звучит фонограмма видео
«Военное попурри» в исполнении гр. «Смайлики»
т/о «Волшебники двора»
на фоне музыки видео звучат слова:
- Песня- маленький спектакль, в котором педагог-режиссер, а ученик- актер. Работая над песней, нужно помнить, что разучивание ее с ребенком не самоцель, а средство решения главной задачи, состоящей в воспитании вокально- слуховых навыков; в полноценном, гармоничном развитии музыкальных и актерских способностей.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с методикой, приемами и формами работы, которые я использую на занятиях вокального кружка, для раскрытия художественно -сценического образа в процессе разучивания музыкального произведения. Это и будет нашей с вами темой и целью сегодняшнего занятия.
В процессе работы я убедилась в глубине и важности мира музыки в жизни человека, а в моем случае - конкретно с детьми! Как точно и тонко музыка помогает открыть сердце и душу маленького человека, помогает ему расслабиться и раскрыть свои скрытые таланты.
За свои 12 лет работы как музыкальный педагог, педагог вокала, я выработала определенную методику работы в своей профессии. И сегодня хочу поделиться с вами своими наработками.
Работа над музыкальным образом песни это сложный путь, состоящий из трех этапов, а именно:
Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий,
поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения.
Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ. образа, предложенные детьми входе занятия.
Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.
Перед началом беседы вы наблюдали видео концертного номера на День победы – это был яркий пример итога долгой работы .
И так как данный процесс - это работа ни одного дня, я предлагаю вам, подробнее остановиться на одном этапе. Я подготовила полный план-конспект занятия ( с которым вы сможете ознакомиться позже ) из которого в работу я возьму лишь фрагмент, а это основной этап- этап разучивания песни.
Этап разучивания песни включает в себя: методы и задачи, формы, приемы и требования разучивания, которые в конечном итоге и приводят исполнителя к раскрытию музыкального образа в песне.
И так, я предлагаю вам на некоторое время стать детьми и окунуться в процесс работы разучивания.