СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для обучающихся базового уровня на тему: «Раскрытие музыкального образа в процессе разучивания песни»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Раскрытие музыкального образа в процессе разучивания песни».

Цель: научить детей воссоздавать художественно-сценический образ в процессе разучивания песни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для обучающихся базового уровня на тему: «Раскрытие музыкального образа в процессе разучивания песни»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «СИНЯЯ ПТИЦА»

ГОРОДА КИРОВСКА»












Конспект занятия

для обучающихся базового уровня

на тему:

«Раскрытие музыкального образа

в процессе разучивания песни»







Подготовила:

руководитель т/о

«Волшебники двора»

Маренкова Анжелика Александровна







г.Кировск

2021г.



План-конспект занятия


Художественно – эстетическое направление работы.


Вид занятия: групповое.


Тип занятия:  комбинированное.


Форма занятия: беседа, практическое занятие с элементами инсценирования, творчества.

Используемые технологии: здоровье сберегающие технологии, коммуникативная технология.  


Тема: « Раскрытие музыкального образа в процессе разучивания песни».


Цель: научить детей воссоздавать художественно-сценический образ в процессе разучивания песни.

Задачи:  

вовлечь детей в совместную деятельность с музыкальным руководителем;

- закрепить навыки правильного вокального  дыхания;

- создать положительный эмоциональный  настрой при исполнении песни;

- научить ребёнка передавать характер произведения, его образное содержание;

-развить умения перевоплощаться в сценический образ;

- развить сценическую речь, образное мышление через пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;

- стимулировать потребность к творческому самовыражению учащихся;

-способствовать формированию мотивации к концертной деятельности;

- способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса;

- воспитывать в детях интерес к вокальной музыке;



Методы обучения: словесный, проблемный (эвристический), наглядный, творческий.

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);

- поощрение (с целью закрепления полученных навыков).


На занятии используется методика:  К. Орфа Суть методики К. Орфа «Музыка для детей», заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.


Психологические условия на уроке: 

- психологически-комфортная атмосфера;

- личностно-ориентированное общение;

- учёт индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход.

Новизна данного занятия заключается в использовании инновационных педагогических технологий, направленных на формирование сценического образа при исполнении вокального произведения; в введении синтеза искусств: вокала, ритмопластики, актерского мастерства.

 Ожидаемые результаты:

Повышение эффективности процесса обучения, интереса к вокальному творчеству, изучение проблемы сценического волнения, ознакомление с современными требованиями сценической культуры в целом. Положительный настрой детей на занятия в вокально - эстрадном ансамбле.


Оборудование:

  • компьютер;

  • колонки;

  • флэш- накопитель;

  • наглядный дидактический материал (презентация к занятию).

Музыкальный материал:

  • песенки- распевки:

  • фонограмма песни «Весеннее танго» (-), (+)













План занятия.


1. Организационный этап.

1. Приветствие;

2. Сообщение темы урока;

2. Подготовительный этап:

1. Вступление: познакомить детей с названием песни, композитором, показ иллюстраций;

2. Слушание: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи;

3. Беседа: определить с детьми содержания песни, характер музыки, обсуждение незнакомых слов.

3. Основной этап: разучивание песни

1. Подготовка голосового аппарата: дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, распевки;

2. Пение: разучивание текста песни, разучивание мелодической линии, работа над фразой и чистотой интонации;

3. Впевание: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально музыкальное исполнение песни.

4.Заключительный этап:

исполнение песни:

- Обязательное исполнение песни для зрителей.

- создание необходимого эмоционального настроя, умение сосредоточиться на исполняемом произведении, подобрать вдохновляющие слова.

5.Подведение итогов.

-анализ исполнения и выполнения вокальных упражнений.

- домашнее задание.




Ход занятия

1. Организационный этап

Педагог:

- Здравствуйте!

Тема нашего урока « Раскрытие музыкального образа в процессе разучивания песни».

2.Подготовительный этап.

Педагог:

- Что такое музыкальный образ? На этот вопрос мы с вами ответим в конце занятия, а пока узнаем о песне, которую будем сегодня разучивать.

- Автором песни с которой мы с вами сегодня познакомимся, является советский и российский физик, доктор физико-математических наук, известный бард - Валерий Александрович Миляев. Его песню « Весеннее вальс » мы и будем сегодня разучивать.

Каждому из вас я раздала картинки, изображение на которых соответствует описанию песни. Расскажите, что вы видите на этих картинках и какое настроение они у вас вызывают? ( ответы детей)

-Правильно! Молодцы! А теперь послушайте песню « Весенний вальс» и расскажите мне, соответствуют ли изображения на картинках тому, что вы услышали в песне?

Слушание песни…

Беседа.

Педагог:

- Вам понравилась песня, ребята? О чем она, какого характера и настроения эта песня? ( ответы детей..грустная, веселая..прошу показать виды настроения мимикой и придумать свои)

Разминка: ( здоровье сберегающие технологии)
Покажите мимикой различные виды настроения:

- хорошее -и вы улыбаетесь, плохое -и лицо ваше стало грустным;
- Сильно зажмурьтесь;
- Широко раскройте глаза ;
- Поднимите брови вверх ;
-Нахмурьтесь ,как ребёнок, у которого отняли игрушку ;
-Улыбнитесь, как кот на солнышке; 

- Надули обе щечки одновременно; 
-Попеременно; 
-Покусали язык (достали одной щёчки ,другой) 
-Губы в трубочку: движения вправо-влево ,затем круговые движения. 
- Массаж щек (побежали пальчиками по щекам ,потёрли круговыми 
движениями, словно рисуем яблочки). 
Всё это освобождает связки, разогревает их и они практически готовы к работе.


3.Основной этап

Разучивание песни.

- Молодцы! как здорово вы умеете гримасничать!...а теперь представьте, что у вас в ладошках цветок и мы вдохнем с наслаждением на лице его аромат, чтобы пояску стало тесно, а плечи не поднимались (дыхательные упражнения) Выдох ртом – сдуваем лепестки (представляем, что лепестки лежат на руке и их сдувает ветерок)

Рекомендация: Следить за активным  длинным выдохом, губы собраны трубочкой, при выдохе низ живота подтягивать, воздух выталкивает живот.

«Веселый животик»

 Дети кладут руки на живот и на слоге «ха» делают мелкие  

 выталкивания воздуха «животик смеется».

Рекомендация: Следить за мелкими движениями мышц живота.

Распевки на staccato и legato;


Пение:

Педагог:

- Давайте с начала ритмически разберем текст песни, а потом пропоем первый куплет:

-применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая текст песни( текстовая работа первый куплет и припев);

- пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения;

-применение метода звуковысотного показа рукой;

-разные варианты работы над песней: пропевание подгруппами ( 3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке.

-Метод пропевания мелодии с плавным движением руки.

прослушивание аудио записи песни, показ части песни ( куплета и припева) руководителем, разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.

( ту же работу провожу с припевом)


Впевание.

Педагог:

- А теперь ребята, давайте вспомним нашу разминку с мимическими упражнениями, картинки и те эмоции, которые они у вас вызвали и применим все эти навыки в исполнении куплета с припевом. Прошу вас не забывать про выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.

( ту же работу провожу со 2-3 куплетами)

- Молодцы ребята! вот вы и не заметно для себя смогли ответить на вопрос- Что же такое музыкальный образ?- это ваши чувства, переживания, эмоции и настроение воплощенные в песне.


4.Заключительный этап.

Закрепление.

Педагог:

- Я предлагаю вам сейчас исполнить всю песню на нашей импровизированной сцене в присутствии зрителей ( друзей и родителей), почувствовать себя главным героем песни и передать весь характер, настроение, эмоции и раскрыть музыкальный образ произведения.


5. Подведение итогов.


Педагог:

- Молодцы ребята!

Домашнее задание - поработать над образом песни перед зеркалом.

Желаю вам творческих успехов! Всего доброго, до свидания!













Приложение 1

Упр. №1

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:

«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.


Упр. №2

Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок:

Пение закрытым ртом на букву (м-м-м)

При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.

а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука

б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.


Упр. №3

На подвижность голосовых связок:

воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «да-дэ-ди-до-ду», «ра-рэ-ри-рору», «гра-грэ-гри-гро-гру» .




































Звучит фонограмма видео

«Военное попурри» в исполнении гр. «Смайлики»

т/о «Волшебники двора»

на фоне музыки видео звучат слова:


- Песня- маленький спектакль, в котором педагог-режиссер, а ученик- актер. Работая над песней, нужно помнить, что разучивание ее с ребенком не самоцель, а средство решения главной задачи, состоящей в воспитании вокально- слуховых навыков; в полноценном, гармоничном развитии музыкальных и актерских способностей.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с методикой, приемами и формами работы, которые я использую на занятиях вокального кружка, для раскрытия художественно -сценического образа в процессе разучивания музыкального произведения. Это и будет нашей с вами темой и целью сегодняшнего занятия.

В процессе работы я убедилась в глубине и важности мира музыки в жизни человека, а в моем случае - конкретно с детьми! Как точно и тонко музыка помогает открыть сердце и душу маленького человека, помогает ему расслабиться и раскрыть свои скрытые таланты.

За свои 12 лет работы как музыкальный педагог, педагог вокала, я выработала определенную методику работы в своей профессии. И сегодня хочу поделиться с вами своими наработками.

Работа над музыкальным образом песни это сложный путь, состоящий из трех этапов, а именно:

Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, 
поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения. 

Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ. образа, предложенные детьми входе занятия. 

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение. 

Перед началом беседы вы наблюдали видео концертного номера на День победы – это был яркий пример итога долгой работы .

И так как данный процесс - это работа ни одного дня, я предлагаю вам, подробнее остановиться на одном этапе. Я подготовила полный план-конспект занятия ( с которым вы сможете ознакомиться позже ) из которого в работу я возьму лишь фрагмент, а это основной этап- этап разучивания песни.

Этап разучивания песни включает в себя: методы и задачи, формы, приемы и требования разучивания, которые в конечном итоге и приводят исполнителя к раскрытию музыкального образа в песне.

И так, я предлагаю вам на некоторое время стать детьми и окунуться в процесс работы разучивания.