Сказочная Гжель
Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжельская роспись)
Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото»
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее "нежно-голубое чудо".
Гжель – большой район, объединяющий до 30 сёл и деревень (60 км от Москвы).
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она -
майолика.
Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Называли такую роспись по названию села – гжель.
Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы они были не только тёплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитами-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах
. – Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.) А что же на них изображено, что вы видите? (Цветы, пружинки, сеточки). А какого цвета пружинки, розы, сеточки, капельки? (Синего.)
– Изделия изготавливаются вручную, а каждый художник расписывает изделие в своей неповторимой манере. И цветы, и капельки, и птицы, и пружинки каждый художник рисует по-своему. Вот и получаются все гжельские изделия одновременно и похожие, и совершенно разные.
– А знаете, почему гжельские мастера украшают свои изделия именно голубым, синим цветом? (Нет)
– Потому что говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде. Вот и задумали мастера, художники эту синеву перенести на белый фарфор, чтобы светились изделия небесным цветом и напоминали о безоблачной голубизне, о ласковом лете.
– Я раскрою вам секрет: посуда, фигурки так хороши, что слава о Гжели разлетелась по всему свету. Почему так полюбилась Гжель людям: и русским и иностранным жителям? – За необыкновенный цвет, он всегда бело-синий – яркий и звонкий, как колокольчик звенит на морозе или как ручеек журчит быстрый. Поэтому и любят дарить сувениры и посуду на дни рождения и праздники. “Что глянется, к тому и сердце тянется”.
Посуда
Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски.
Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом
Мазок
Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному
Гжель
Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель .
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда
Так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды
Есть вкусней и веселей.
Давайте сегодня сами будем гжельскими мастерами и выполним заказ: распишем посуду, которую нам прислали/
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
(предложить детям занять рабочие места).
Мы распишем посуду, тарелку по мотивам гжельской росписи.
Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.
Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.
Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.
Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. (Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям в расписывании тарелки, следить за осанкой, за техникой исполнения.)
Итог занятия:
Воспитатель:
В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают
– Дети, каждый из вас расписал одну тарелочку, а в целом получился необыкновенно красивой набор. Полюбуйтесь красотой нашей работы!
- Спасибо, мастера, за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше, за ваши трудолюбивые «золотые» руки.