Конспект занятия социально-педагогическая направленность 19.03.2020 г
старшая группа 5-6 лет. Продолжительность занятия – 25 минут.
Сеферова Зубайдат Агамирзаевна
«Доверили Андрюше вести бюджет семьи …»
Как приходят деньги в семью мальчика Андрюши, или азбука доходов.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о понятиях «Потребности», «Товар», «Семейный бюджет».
Задачи:
• Закрепить названия основных потребностей человека, и что к ним относится;
• Уточнить знания о доходах и расходах семьи;
• Подвести к пониманию того, что товары могут изготавить люди разных профессий.
• Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте. Ребята.
Воспитатель: А вы знаете, что же такое потребности.
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята, Потребности – это то, что нам требуется, без чего мы не можем обойтись.
Давайте поиграем в игру «Хочу и надо» и вспомним потребности человека. Постройтесь в шеренгу. Я буду показывать вам картинки с изображением предмета. Вы должны определить, к чему можно отнести этот предмет. Если к необходимым потребностям «надо» – делаем шаг вперед, если к желаниям «хочу» – стоим на месте.
Воспитатель показывает картинки с изображениями:
Шаг вперед – «надо» | Стоим на месте – «хочу» |
Вода в стакане | Пирожное |
Зубная паста | Шоколад |
Лекарства | Игрушка |
Обувь | Мороженое |
– Как вы думаете, что в жизни человека важнее «Хочу» или «Надо»?
Перед вами картинки, нужно из каждой пары рисунков определить основную потребность человека.
Воспитатель: - Без чего человек не может жить?
Ответы детей
- Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.
- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
- Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.
-Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.
- Человек нуждается в воздухе. Без него люди не могут прожить совсем.
Воспитатель:
- Верно ли это? Давайте проведем эксперимент: закройте носики и не дышите. Что у нас получилось?
(Вывод делают дети: без воздуха человек не может существовать).
- Ну что ж такое «Товар».
- Что называют товаром? Правильно, то, что сделано для продажи.
(Игра проводится стоя за столами)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальщики». Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете зеленую карточку.
– Фермер привез на рынок молоко (товар);
– мама испекла пирог к празднику;
– плотник сделал шкаф и продал его (товар);
– папа починил детям игрушку;
– бабушка сварила варенье для внуков;
– на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)
- девочка подарила подружке куклу;
- садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).
-Ну что ж мы вспомнили, что такое товар.
Найди те рисунки, на которых изображены продавцы товара. Какой товар они продают?
Педагог: я предлагаю нам немного отдохнуть.
Игра «Я покажу – ты отгадай»
Воспитатель вызывает по одному ребенку, дает ему картинку с изображением профессии. Остальные дети по движениям, жестам, пантомимике определяют, какой профессии соответствуют эти действия (дирижер, водитель, фотограф).
Педагог: А что такое «Семейный бюджет»
Что такое семейный бюджет? Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время. Бюджет можно сравнить с большим кошельком семьи, в него собираются все денежные средства, которые приносят члены семьи.
– А почему нужно считать доходы и расходы?
Папа доверил сыну составить бюджет семьи на один день. А как распорядился он деньгами, вы узнаете из стихотворения.
Доверили Андрюше
Вести бюджет семьи.
– Сперва куплю игрушек,
Ведь мне нужны они!
В доме много разных круп –
На обед мы сварим суп.
Купим вкусное мороженое,
Купим булочки твороженные.
Купим книжек и газет,
Это выдержит бюджет!
Может, купим попугая –
Пусть по комнате летает.
С птицей станет веселей –
Попугайчик всех милей!
Купим дедушке носки,
Брату – лыжи и коньки,
Купим бабушке платок,
Папе купим молоток,
Маме купим платье.
Ну, пожалуй, хватит.
Больше денег в доме нет,
Невелик у нас бюджет!
– Как вы думаете, правильно ли Андрюша построил бюджет семьи? Если неправильно, то почему?
Ответы детей.
– Верно! В первую очередь надо покупать самые необходимые вещи – продукты питания, одежду, лекарства, а не сладости. Еще важно – не забыть спланировать расходы на транспорт. А игрушки можно купить, если останутся лишние деньги.
– Предлагаю вам поиграть в игру «Доход–расход».
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку. Он определяет, к какой категории семейного бюджета (доход–расход) относится данная ситуация. За правильный ответ игрок получает фишку.
покупка хлеба в магазине (расход),
оплата коммунальных услуг (расход),
папа получил отпускные (доход),
оплата за детский сад (расход),
покупка игрушки (расход),
бабушка получила пенсию (доход),
дедушка выиграл в лотерею (доход),
поездка на курорт (расход),
сестра получила стипендию (доход),
поломался телевизор (расход).
Спасибо вам, ребята. До свидания.