Конспект занятия
Финансовая квест-игра
Тема: «Гуси-Лебеди»
Возраст детей: 5-7 лет
Актуальность данной разработки
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем.
Новизна данной работы состоит в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника, а также в том, что занятие проводят дети-старшеклассники, члены педагогического клуба «Сократ», ориентированные на получение педагогической специальности.
Технологическая карта игры
Методический блок
Цель | Формирование у детей 6-7 лет основных экономических понятий через игровую деятельность |
Задачи | Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги. Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях; Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера. Сформировать навыки командной работы под руководством старшеклассников |
Форма занятия | Квест – игра (онлайн) |
Время занятия | 30 мин. |
Оснащение, дидактический материал | Презентация, , пазлы, Компьютеры,онлайн-квест,монеты достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. |
Предварительная работа | Создание онлайн-квеста |
Ключевые понятия | Заработная плата, экономия, растраты, бюджет, деньги. |
Методы и приемы | Игровой, словесный, исследовательская деятельность, практическая деятельность |
Формы контроля | Знание определений. Решение заданий по теме. |
Методические рекомендации организаторам игры | Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками и старшеклассниками. Предполагается умение детей работать как в команде, так и индивидуально, самостоятельно. Цель для команды – за определённый промежуток времени пройти все этапы игрового сюжета. |
Ожидаемые результаты | В результате игры участники приобретают новые знания мира финансов, знакомятся с различными видами денег. Приобретают умения использования доходов. |
Содержание деятельности.
Баба Яга.: -Ой, куда это я попала? Снова что-то не то нажала, ох уж эти компьютеры! (замечает детей).А это кто такие?Куда-то не туда пришла! Да и ладно!(замечая детей, говорит):
А…. вы-то мне и нужны! Ну что доигралась ваша Аленушка с подружками, допрыгалась, доскакалась, а я в это время Иванушку- то и украла! Пока я летала на метле, да проказничала – потеряла свой кошелек с монетами, вот найдете, тогда подумаю, может, и верну вам Иванушку. А может и за подарки….А пока у меня будет жить, да по хозяйству помогать.
Воспитатель: Что же делать нам ,ребята? Как помочь Аленушке братца найти?
(варианты ответов детей)
Цель и задачи на слайде (Кристина озвучивает)
Воспитатель: Ну а для начала нам нужно попасть в сказку.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся,
Глаза закроем, скажем «Ах!» и окажемся в гостях!
В гостях у сказки!(Заходит Аленушка)
А вот и Аленушка, посмотрите, она плачет!
Аленушка: Помогите мне ребята, очень помощь мне нужна.
Воспитатель: О беде своей поведай, что случилось, расскажи,
мы помочь тебе сумеем. Не печалься, не тужи!
Аленушка: С братцем маленьким Ванюшей возле дома мы играли
Я пошла гулять , а братца гуси – лебеди украли! (плачет)
Воспитатель: Знаем Аленушка, появлялась у нас вредная Баба- Яга, но мы постараемся тебе помочь.
Аленушка: Когда гуси пролетали, что-то здесь вот потеряли.
Воспитатель: Ребята, посмотрите это карта, которая поможет нам.(Нарисовать маршрут-этапы игры)
По тропинке мы пойдем
Вместе мы ягу найдем
Сил своих не пожалеем
Все преграды одолеем!
Дети телятся на группы по цвету): (маршрутный лист лежит на столе)
Воспитатель-Кристина:
По тропинкам и лесам пробираться надо нам,
Весело за мной шагайте, только ,чур ,не отставайте.
КВЕСТ (каб 11, 13, библиотека)
1 слайд. Ой, ребята, смотрите ,болото, на каждой кочке загадки. ( на кочках лежат монеты за каждую отгадку 1 руб.,2 руб., 5 руб., 10 руб.. и картинки отгадок (Это на первом слайде квеста, где написаны условия его прохождения)
1. Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек. (Деньги-бумажки-салфетки)
2.У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. (Копилка- банка- тарелка)
3.Кто товары продает —
Молоко, сметану, мед? (Продавец-мама-бабушка)
4.Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель -я- брат)
5.Где на прилавке товары лежат,
Все разложенные в ряд? (В магазине- в аптеке- в библиотеке)
6.Печка: я ответить бы вам рада,
Мне помочь немного надо
Напекла я пирогов видимо невидимо
Пирожки мои купите и ребят всех угостите!
Стоит каждый 3 рубля
Вот их сколько у меня!
Сколько стоят все пирожки? (9-6-3 рубля)
7.Гуси мимо пролетали, что-то здесь вот потеряли!
(изображен кошелек с монетами) (2 р-5 р-10р)
Какая монета самая дорогая?
8. Изображены гуси-лебеди. Сколько их?( 6-8-10)
9слайд. Мы вас поздравляем. Вы заработали по 8 рублей. Вы обменяете эти деньги в банке на подарки Бабе Яге.
Воспитатель:
Ну вот мы и перебрались через болото, куда же дальше? (смотрим маршрутный лист)
Сначала дадим нашим глазам отдохнуть (Физминутка):
ДОЖДИК
Дождик, дождик, пуще лей.
(Смотрят вверх.)
Капель, капель не жалей.
(Смотрят вниз.)
Только нас не замочи.
(Делают круговые движения глазами.)
Зря в окошко не стучи.
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
Аленушка: Я вам рада ,мне помочь немного надо, гуси мимо пролетали все по берегу раскидали, вы картинки соберите, правильно их разложите! Копилка, кошелек, банковская карта-разрезаем картинку и собираем и наклеиваем пазл и защищаем его. По результатам награда:5-3-2 рубля))
Аленушка (подводит итог защиты пазла и оценивает в рублях: 5-3-2 рубля)
(Тьюторы озвучивают сумму заработанных денег)
Баба-Яга:
Ну, меня вы удивили,
Знаниями поразили.
И где же вы их добываете,
Что про финансы все-все знаете?
Ты смотри, все получается,
Да каждый как старается!
Так и быть, скажу я вам,
И Ванюшку я отдам!
Условие мое помните? Кошелек или подарки!
Воспитатель:
Но прежде давайте сходим в банк и обменяем деньги на подарки для себя и для Бабы Яги. ( Аленушка ведет тьюторов в банк и выдает подарки: каждому чупа-чупс и подарок Бабе Яге, тьюторы говорят, что подарки отдают Бабе-Яге, чтобы она вернула Иванушку). Баба Яга уходит вместе Аленушкой.
Воспитатель: (Слайд- презентации).Задачи нашего путешествия выполнены. Иванушка спасен.
Здесь мы были не напрасно,
Погостили мы прекрасно
1,2,3,4,5- в садик мы идем опять!
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам в нашем путешествии?
Дети : Я сегодня узнал……Рефлексия
Давайте мы с вами оценим свое настроение. (На планшете клеят смайлики)