СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Город Знаний" для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  раскрывает содержание  обобщающего занятия  со  школьникам, которые имеют ограниченные возможности здоровья. В ходе путешествия в "Город знаний" с помощью игровых упражнений и дидактических игр  ученики отрабатывают навыки звуко- буквенного  и слогового анализа  и синтеза,  навыки элементарного  высказывания по опорным словам с использованием заданных предлогов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Город Знаний" для детей с ОВЗ.»


Направление коммуникативно – речевое

развитие

Номинация «Конспект занятия»



















Автор: Киреева Оксана

Николаевна

Должность: учитель – логопед

МОУ СШ № 45











Волгоград, 2025 г

Вид занятия: развивающее, интеллектуально – речевое


Тип занятия: систематизация и обобщение знаний


Тема занятия: «Город Знаний»


Возраст детей: Подготовительная группа / 1 класс учащиеся с ОВЗ.


Способ организации детей на занятии: подгрупповое занятие


Предварительная работа с детьми:


- формирование понимания, различения и употребления основных терминов и понятий: речь, звук, слог, слово, буква, предложение;

- формирование навыка дифференциации гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих;

- обучение звукобуквенному и слоговому анализу и синтезу;

- работа с предлогами, понимание и дифференциация сложных и простых предлогов;

- обучение навыкам конструирования элементарного высказывания по опорным словам с использованием предлогов;

- работа с предложением.


Наглядный и дидактический материал:


а) демонстрационный дидактический материал (фотография главных героев, лабиринт «Гласные звуки», картинный материал к игре «Портфель для Незнайки», лабиринт Знайки, картинный материал к упражнениям «Клоун Боня», «Автомобили сказочных героев»);

б) раздаточный дидактический материал (упражнение «Матрешки», упражнение «Звуковые ромашки», картинный материал к дидактическим пособиям «Рассели жильцов», «Чудо - поезд»,


Цель занятия: закрепить и систематизировать знания детей по грамоте.


Задачи занятия:


Обучающие задачи:

1. Закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

2.Упражнять в звуковом анализе слов, в составлении и чтении слов из букв и слогов, в подборе слов на заданный звук, в определении места звука в слове, в умении делить слова на слоги, определять их количество.

3.Упражнять в употреблении сложных и простых предлогов.

4.Совершенствовать навыки самостоятельного составления предложений с предлогами по опорным словам.


Развивающие задачи:


1.Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание).

2. Развивать мыслительные навыки (сравнение, сопоставление, обобщение).

3. Развивать умения применять полученные знания, планировать и осуществлять свою речевую деятельность в новых условиях работы

4. Формировать положительную мотивацию к получению новых знаний.


Воспитывающие задачи:


1.Воспитывать самостоятельность в поиске правильного решения, инициативность и активность при ответах на вопросы, эмоциональный отклик, отзывчивость, сопереживание, активные действия при необходимой помощи другому.




Ход занятия:


1. Оргмомент


Здравствуйте ребята. К нам пришло письмо. Его автор Незнайка. Знаете ли вы кто это? (Да. Это маленький человечек, который не хотел учиться). Совершенно верно. Этот коротышка не любил трудиться, не желал получать новые знания


2. Сообщение темы занятия


Незнайка просит нас о помощи. Дело в том, что он решил пойти в школу. Школа находится в городе Знаний. Попасть в город Знаний можно только при успешном прохождении испытаний. Но наш герой не учился в школе, не знает буквы, поэтому затрудняется.

Однако на помощь Незнайке пришла волшебная фея. Она посоветовала обратиться к нам ребята и помогла написать письмо. Чтобы помочь Незнайке, нам с вами необходимо выполнить ряд заданий. Поможем ему? (Да) Приложение № 1.


3. Основная часть.

Обобщение знаний.


Посмотрите на доску и послушайте первое задание.


Ой, матрёшки нарядились,

Буквы в слове появились.

Собери матрёшек в ряд.

И узнаешь путь в свой град.

Дети выходят к магнитной доске, расставляют матрешек по росту, отгадывают слова /Звуки, буквы/

Составляют предложения.

/см. Приложение № 2 дидактическое упражнение «Матрешки»/.

- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

Ответы детей:

Звуки мы слышим и произносим. А буквы пишем и видим.

Попробуем составить предложения с получившимися словами.

Маша научилась произносить звук /Р/. Саша пишет букву А.

- Молодцы ребята, открываем второй конверт, слушаем задание № 2.


По дорожке ты иди,

Испытание пройди! /дети двигаются от доски к лабиринту по массажной дорожке/

Следуй к дому Буратино,

А потом ищи Мальвину,

Ты лишь гласные найди.

И дорожку проведи.


- Ребята, найдите в лабиринте только те буквы, которые обозначают гласные звуки. Каждую букву обозначьте красным магнитом.

/Приложение № 3 Лабиринт «Гласные звуки»/

- Вы на верном пути, теперь нужно поспешить на полянку.

На полянку поспеши

И ромашки собери,

А ромашки не простые,

Лепесточки все цветные,

Серединки рассмотри,

Твердый, мягкий звук найди!


- Ребята, нам нужно собрать на полянке ромашки. Если серединка цветка синего цвета, на лепестках должны быть слоги с твердыми согласными. Если серединка цветка зеленая - слоги с мягкими согласными.

/Приложение № 4 «Звуковые ромашки»/.

- У Вас отлично получается, следуем дальше.

Рядом домик отыщи,

Много там квартир внутри,

Слушай ушками, решай,

Жильцов скорее расселяй!


- Расселите жильцов по квартирам. Если звук /р/ в названии жильца находится в начале слова – на первый этаж, в середине слова- на второй этаж, в конце слова- на третий этаж.

/Приложение № 5 « Рассели жильцов»/.

Дети передвигаются согласно указателя к следующему конверту с заданием.


К Бони – клоуну спеши,

Слова на шариках прочти.

Слово лишнее найди,

Будешь знать, что впереди.


- Посмотрите, у клоуна улетели все шарики. Прочитайте записанные на шариках слоги, составьте слова. Справиться с заданием поможет цвет шариков.

/Приложение № 6 « Клоун - Боня».

- Ребята, какое же слово лишнее и почему?

Ответы детей:

/Лишнее слово поезд, потому что слова парта, учитель, звонок, портфель, цифры относятся к школе, а слово - проезд нет/.


- Двигаемся дальше к доске.


К чудо - поезду спеши,

Пассажирам помоги,

Слова на слоги раздели.

Места в поезде займи!


- Помогите пассажирам отправиться в поездку на веселом поезде. Назовите каждого пассажира, определите количество слогов. Если в слове один слог - пассажир поедет в первом вагоне, если два слога – во втором, три - в третьем, четыре – в четвертом.

/Приложение № 7 «Чудо – поезд»/

- Какие Вы шустрые, у Вас все получается! А что же дальше? /педагог открывает следующий конверт с заданием/.


- Теперь Незнайке помоги,

Портфель в школу собери!


- Мы узнаем что купил Незнайка для школы, если по первым звукам в названиях картинок составим слова /слова: мясо, масло/.

/Приложение № 8 «Портфель для Незнайки»/.

- Ребята, как Вы думаете, правильные продукты купил Незнайка для школы? Объясните свой ответ.

Ответы детей:

/Конечно нет. Для школы нужны школьные принадлежности, а не продукты/.


- Молодцы! А теперь послушайте следующее задание.


Знайка путь тебе укажет,

Буквы в слове все подскажет,

Буквы в слове собери,

И в волшебный град иди!


- Ребята, нужно следую инструкции двигаться по лабиринту и составлять слова.

Ученики следят глазами, передвигаясь по лабиринту.

-Чтобы узнать первую букву в слове выполни первый шаг, он отмечен красной звездочкой. /буква Ш/.

Чтобы найти вторую букву выполни следующий шаг - две клетки вниз.

/буква К/.

Третий шаг- одна клетка влево /буква О/.

Четвертый шаг- две клетки вниз /буква Л/.

Пятый шаг- одна клетка вправо /буква А/.

Какое слово получилось? /слово ШКОЛА/. Аналогично, следуя пошагово, дети разгадывают слово УЧЕНИК.

/Приложение № 9 «Лабиринт Знайки»/.

Давайте составим предложения с данными словами используя предлоги ОКОЛО, Из – За, За, В, Перед/.

Ответы детей:

Ученик потерял портфель около школы. Ученик стоял около школы. Ученик выглядывал из – за школы. Ученик забежал за здание школы/ и т.д.


- Ребята, у Вас замечательные результаты!


Вы прошли все испытания,

Выполнили все задания,

Помогли Незнайке Вы,

К чудо – городу дойти!

- Посмотрите, сколько сказочных персонажей спешат в город Знаний. Рассмотрите их автомобили и прочитайте, что там написано?


Дети составляют слова из слогов: «Спасибо! Умнички!»

См. Приложение № 10 «Автомобили сказочных героев»



4. Итого занятия

- Ребята, вот и все задания которые прислал нам Незнайка.

Как вы считаете, помогли ли мы ему попасть в страну Знаний? (Да).

А почему Вы так решили? (потому что выполнили все задания).

Какие задания вам показались сложными? А какие простыми?

Я с вами согласна. Вы ребята настоящие умники и умнички!

И каждый из вас достоин поощрения и награды. Я думаю, что самой большой наградой для всех нас будет известие о том, что Незнайка поступил в первый класс.

А волшебная фея, приготовила для каждого из вас подарки. Спасибо вам за помощь!

Педагог вручает каждому воспитаннику сладкий приз и медаль за активное участие.