Тема: «Умельцы и умелицы»
Цель: формировать навыки ручного шитья способом «вперед иголку с перевивом».
Задачи:
Образовательные:
- обучать технике выполнения шва вперед иголку с одним перевивом;
- обучать умению работать с шаблоном;
- обучать воспитанников приемам работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Развивающие:
- развивать умение работать с иглой, тканью и необходимыми при шитье инструментами и материалами;
- применять на практике умение выполнять шов «вперед иголку»;
- способствовать развитию глазомера и точности движений.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
- прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества.
Коррекционные:
- способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией;
- развивать познавательный интерес, творческие способности, образное мышление.
Дата проведения: 18.10.2021 г.
Место проведения: ГКУ СО КК «Армавирский СРЦН».
Участники занятия: воспитанники 7-9 лет.
Временной ресурс: 40- 45 минут.
Оборудование: инструменты и приспособления: швейная игла, ножницы; материалы: ткань для основы, нитки «мулине»
Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийная презентация
Используемые коррекционные технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие (малоподвижная игра, инструктаж по технике безопасной работы), музыкального воздействия, диалогические, цветотерапия, личностно-ориентированная технология, диалог.
Ход занятия
Вступительная беседа
Педагог: - Сегодня мы с вами будем изучать один из видов декоративно-прикладного творчества. А вот какой, догадайтесь, прослушав загадку. (Педагог читает загадку)
Сплетаются стежки, сливаются в цепочку,
Иголочка ведет их строго за собой,
Бежит, бежит она и не поставит точку,
Пока не завершит рисунок непростой
Стежок, стежок, еще стежок…
Что проще может быть,
Когда в кресте наискосок
Укладываешь нить.
Но расцветают под иглой
Волшебные цветы!
Секрет у чуда есть? Какой?
О нем расскажешь ты?
(Вышивка)
Педагог: - С древних времен наши прабабушки украшали вышивкой одежду и предметы быта, потому что это был почти единственный способ сделать их отличающимися друг от друга. Самобытные узоры и национальный колорит одежды народов нашей страны радовали глаз своим многообразием и красотой.
- Сегодня в мире современных технологий вещи, вышитые вручную, по-прежнему ценятся и делают одежду модной и неповторимой. А этнические, то есть народные мотивы, активно используют самые знаменитые модельеры.
- Раньше считалось, что крестьянские девочки к 13-15 годам должны были сами для себя приготовить приданое к свадьбе: вышить скатерти, полотенца, рубашки и всякие другие вещи. Без этого их замуж не брали. Перед свадьбой делали выставку приданого, чтобы все видели, какая невеста хорошая мастерица.
Педагог: - Итак, сегодня мы будем учиться вышивать швом «вперед иголку с перевивом». На первом этапе будем использовать ранее изученный вами шов «вперед иголку».
- Рассмотрите внимательно шов, сравните со швом «вперед иголку», что общего? Чем отличаются? (Ответы: общее - стежки в виде черточек. Отличаются - перевивом).
-Чтобы выполнить шов «вперед иголку с перевивом», нужно проложить стежки шва «вперед иголку», а потом перевить их нитками другого цвета.
-Запомните, что стежки шва «вперед иголку» и расстояние между ними должны быть приблизительно одинаковыми.
Практическая часть
Хотите научиться? Тогда начинаем. Только не забывайте, соблюдать технику безопасности. Давайте ее повторим.
Правила безопасной работы:
- ножницы передавать кольцами вперед, держа их за лезвия;
- класть ножницы кольцами к себе;
- держать ножницы перед собой, а не вверх или в стороны;
- с иголкой нужно обращаться очень осторожно;
- иголку нельзя класть на стол, ее нужно вкалывать в игольницу или в ткань, на которой вышиваешь;
- нитку отрезаем ножницами зубами откусывать ее нельзя, можно испортить зубы или порезаться нитью;
- нитку отрезаем под острым углом - такой конец легче вдеть в иголку.
Педагог: - А какого цвета нитки вы выберете для вышивания? Ответы: - Надо взять такие нитки, которые хорошо видно на ткани)
Педагог: - Посмотрите, как правильно держать ткань: ткань зажимаем между большим и указательным пальцами, затем свободно кладем на указательный, средний и безымянный, и пропускаем под мизинец. Во время работы не натягиваем ткань слишком туго: большим пальцем придерживаем ее посильнее, а мизинцем – слегка, тогда не будет перекосов в узоре.
В процессе практической работы педагог помогает детям правильно держать иголку. Показывает, как держать ткань. Поощряет самостоятельность детей.
Показ и объяснение техники выполнения шва
- Наша работа включает два этапа:
1. Сначала нам надо выполнить шов вперед иголку, а потом перевив стежков нитками другого цвета. Шов «вперед иголку» нужно выполнять справа налево (праворукие).
Для выполнения шва нужно
- проколоть ткань с изнанки на лицо;
- перехватить иглу за острие и протянуть нить пока узелок не упрется в ткать;
- отступить влево на расстояние равное стежку;
- проколоть ткань с лица на изнанку;
- перехватить иглу за острие, и снова протолкнуть иглу по изнанке;
- снова вывести иглу на лицо.
2.Чтобы выполнить перевив, берут нитку другого цвета. Иголку выводят с изнанки на лицо, прокалывая ткань над первым стежком. Затем иглу поворачивают ушком вперед и перевивают каждый стежок, т.е. подводят иглу под каждый стежок сверху. Так перевивают стежки до конца строчки. Затем иглу выводят на изнанку и закрепляют нить.
После того, как воспитанники выполнили тренировочный образец, педагог предлагает подготовить рисунок для вышивки фрагмента салфетки
- Прежде, чем приступить к практической работе, давайте немного разомнемся.
Педагог показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у воспитанников:
А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два:
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Выполнение фрагмента вышивки
1. Обведи изображение по шаблону.
2. Отмерь нитку и отрежь.
3. Завяжи узелок.
4. Начни вышивать швом «вперёд иголку».
5. Выполни перевивы нитью другого цвета.
Итог занятия
- Как называется шов, который вы учились сегодня выполнять?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на занятии?
Далее рассматриваются все детские работы. Воспитанники делятся впечатлениями.
Инструктор по труду ГКУ СО КК «Армавирский СРЦН
Воронцова Е.Ю.