СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "История пластичсекой анатомии. Методы изучения и преподавания пластической анатомии "

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения занятий по учебной дисциплине ОД.02.05 Пластическая анатомия для студентов  2 курсов специальности "Живопись (по видам)". Основное назначение разработки: ознакомить студентов с целями и задачами "Пластической анатомии", показать что практическое применение анатомиии в творческом рисунке возможно только при изучении пластической связи фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов,расположение в пространстве частей тела и методики построения фигуры по законам анатомической связи...

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "История пластичсекой анатомии. Методы изучения и преподавания пластической анатомии "»

Занятие 1.

Тема: История пластической анатомии. Методы изучения и преподавания пластической анатомии.

1. Цель занятия:

Образовательная:

1) Ознакомить с программой и задачами предмета «Пластическая анатомия ». Указать, на основную цель изучения пластической анатомии - ознакомление со строением фигуры в целом, с методикой построения всей фигуры в покое и в движении.2) Дать понятие о так называемой « нормальной » анатомии и собственно пластической анатомии, подчеркнуть их различия.3) Кратко рассмотреть понятие о костной и мышечной системах, о соединение костей между собой. Кожный покров.3) Дать краткие сведения из истории пластической анатомии.

Воспитательная: Воспитывать умение наблюдать окружающий мир.

Оборудование: Живая модель, скелет человека, муляжи, учебные пособия М.Ц. Рабиновича, анатомический атлас, таблицы, набор костей скелета человека

Материал: бумага, формат А-3, альбомы для зарисовок, карандаш.

2. Студент должен знать и уметь:

- Анализировать зависимость внешних форм от внутреннего содержимого ( костные основы туловища в конкретных случаи.) В чем определяется прямая анатомическая связь?

- Знать детали строения костей, соединение между ними, строение суставов.

- Знать виды мышечной ткани, особенности внешнего и внутреннего строения. Функции.

- Знать хронологию исторических событий развития пластической анатомии.

- Знать анатомическую терминологию.

Содержание занятия:

I.Изучение нового материала

1.Программа, цели и задачи пластической анатомии.

Программа предмета « Пластическая анатомия » для художественных училищ охватывает изучение анатомического строения человека, четвероногих животных и птиц.

Задача курса – ознакомление с основами анатомической системы (скелет, суставы, мышцы) и с тем, как они образуют внешнюю форму (пластику) фигуры.

Основная цель изучения пластической анатомии – ознакомление со строением фигуры в целом, с методикой построения всей фигуры в покое и в движении.

  • Рассмотрение ряда экспериментов, доказывающие зависимости внешних форм тела и их изменений от скелета и мускулатуры

Эксперимент 1

а) Изменение внешней формы всей фигуры вследствие изменения взаимного положения таза и грудной клетки:

- фигура в солдатской стойке – таз и грудная клетка стоят ровно;

- фигура опирается на одну опорную ногу, другая отставлена и слегка согнута в колене - таз наклонен в сторону отставленной ноги, грудная клетка наклонена в противоположную сторону, позвоночник изогнут.

Задание :

Укажите на модели очертания таза и грудной клетки, вид­ные на поверхности, положения коленных, тазобедренных и голе­ностопных суставов — «опорные кост­ные точки». Эти костные ориентиры и им подобные условно называются опорные костные точки рисунка

Произведите анализ обоих положений тела в пространстве


Рис.1 Натурщик в положении « Смирно » -1;

Смена позы – перенос тяжести туловища на одну выпрямленную ногу, а другая отставлена в сторону -2.






Эксперимент № 2

Изменения соотношения плечевого пояса и грудной клетки при скольжении лопатки по поверхности грудной клетки при движениях: «пожатие плеч», «вытягивание руки».










Рис.2. 1- движение лопатки; 2-«пожатие плеч»

Рис.3. Движение лопатки –вытягивание руки

Эксперимент № 3

Изменения формы кисти руки при движениях. Увеличение расстояния между окончанием костей предплечья и пястными костями за счет выгибающегося запястья при сгибании, разгибании, отведении и приведении кисти руки.







Рис.4. Изменение длины ладонной и тыльной поверхности кисти за счет запястья при сгибании и разгибании в лучезапястном суставе

Студенты вместе с преподавателем отмечают значение костей предплечья, запястья, пясти и фаланг пальцев при изображении руки.

Эксперимент № 4

Изменения форм мышц: двуглавой при сгибании руки в локтевом суставе, дельтовидной и мышц плечевого пояса — при подъеме руки над головой, мышц ног — при ходьбе и приседании.

Выводы:

Каждое движение влечет за собой разнообразные изменения формы. Эти изменения возникают вследствие сокращения мышц и перемещения костей в суставах. Следовательно, чтобы понять форму и ее изменения, надо изучить скелет, являющийся каркасом всей фигуры, определяющим не только конструкцию тела, но его размеры и пропорции, мышцы, а также закономерность движений тела, которые возникают при их взаимодействии.

2. Краткие сведения из истории пластической анатомии

Первые упоминания о строении человеческого тела (Древний Египет). Развитие анатомии человека в Древней Греции (врач и философ Алкмеон Кротонский, Гиппократ, Аристотель ..). Древнеримские ученые об анатомии человека (Цельс, Гален). Развитие анатомии человека в средние века и в эпоху Возрождения. Основоположники научной анатомии человека (Леонардо да Винчи, Андрей Везалий и Уильям Гарвей).

История отечественной пластической анатомии может быть разбита на два периода:

1 - охватывает время от возникновения у нас этой науки и до основания Академии художеств (1757);

2 - от основания Академии до настоящего времени.

1725г. рождение русской пластической анатомии в Рисовальных классах, открытых при Академии наук.

Первое русское руководство по пластической анатомии издано А.П.Лосенко, возглавивший школу реалистического рисунка, основанную на принципе объемного рисования с использованием анатомии, перспективы и пропорции

Расцвет преподавания анатомии в стенах Академии художеств связан с именем знаменитого русского хирурга Ильи Васильевича Буяльского - профессор вновь организованного класса анатомии.

После Великой Октябрьской революции начинает выходить в свет отечественные руководства.

1921 г издается « Пластическая анатомия » профессора анатомии П.И. Карузина

1924 г. крупный русский анатом Н.К. Лысенков, издает «Оригинальное руководство по пластической анатомии» Большое значение для художественного образования имели переводные руководства по пластической анатомии. Можно отметить переводы с французского Анатомия для художников » М. Дюваля с исправлениями и дополнениями Б Н. Ускова.

3. Определение Пластической анатомии, сравнение с нормальной анатомией.

Пластическая анатомия /Изучение строения фигуры в целом, и методики построения всей фигуры в покое и в движении./.Сравнительная /Установление родственных связей/.Нормальная / изучение строения и форм здорового тела / Топографическая / рассмотрение расположение отдельных органов тела и их взаимной связи/.

4. Методы изучения.

Методы изучения и преподавания пластической анатомии:

  • Изучение мышечной системы на основе гипсовых фигур и отдельных частей тела (экорше).

  • Использование муляжей.

  • Изучение костной основы (скелет).

  • Использование наглядных пособий и таблиц.

  • Использование наглядных пособий из методического фонда училища

  • Применение линейно-конструктивных схем. (Данный метод значительно облегчает рисование человека в различных ракурсах).

  • Сравнительный анализ анатомического строения на основе обнаженной фигуры человека.

5. Симметричность фигуры. Внешние формы.

Р ис.5. Оси и плоскости











При изучении внешних форм тела часто встречается необходимость определить положение всей фигуры, а также отдельных ее частей.

С этой целью пользуются осями и плоскостями, проводимыми через тело соответственно трем осям и плоскостям системы прямоугольных координат. Различают три главные плоскости тела - вертикальную, поперечную и сагиттальную (сагитта – в переводе стрела), пересекающиеся в пространстве под прямыми углами. Сагитальная плоскость располагается вертикально в направлении спереди назад; фронтальная - вертикально - справа налево, поперечная - горизонтально, параллельно плоскости опоры.

В описаниях, например, пользуются такими определениями: оба плечевых сустава лежат на одной фронтальной плоскости; лонное сращение и копчик лежат в одной сагиттальной плоскости; при положении «смирно» коленные суставы лежат в одной поперечной плоскости и т. д. Плоскостей указанных направлений можно провести через тело любое количество, за исключением срединной, которая всегда остается единственной

Рассмотрение примеров

а) движения во фронтальной плоскости;

б)движения, совершаемые в сагиттальной плоскости

в)движения в горизонталь­ной плоскости.

VI. Задание на дом:

На себе или модели проверить как изменяется форма в результате: работы мышц при подъеме руки над головой и в момент приседания.

Выучить конспект, ключевые термины и понятия.

Подготовить рефераты по темам:

« Анатомия в искусстве »

« Принцип движения тела . Влияние ряда факторов на внешние формы тела

(3 плоскости; связь с влияниями условий жизни и окружающей среды, четыре основных типа осанки, степень развития подкожного жирового слоя, суточные колебания высоты тела, длина, высота тела » )

Примечание : На подготовку рефератов дается 2 недели.

В ходе записи лекции идет зарисовка не только с модели и наглядных пособий, но и при необходимости используются схемы, таблицы вспомогательного раздаточного материала.