Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия | -Ребята, сегодняшнее наше занятие я хотела бы начать с рассказа. А вы, слушая внимательно, попробуйте сформулировать тему нашего занятия. Садитесь поудобнее и слушайте. Р х ассказ: (Педагог рисует на классной доске знак И спрашивает ребят, что может обозначать этот знак). «Это косой крест», -говорит педагог. «Хотите узнать его историю?» Он является одним из самых распространенных символов. Ему поклоняются с древнейших времен. С ним связаны мифы и легенды, пословицы и поговорки, суеверия и ритуалы. Он лежит в основании архитектурных сооружений. Его считают оберегом, носят на теле. Косой крест с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, предметов быта, жилища, посуды наших пра-прабабушек и пра-прадедушек. Несмотря на то что история косого креста насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Каждая семья у коми имела особую родовую метку. Эта метка ставилась на участках земли, на мешках, в которых возят зерновой хлеб, для обозначения направления пути, так же на палочках или дощечках, для разных хозяйственных расчетов. Отделившиеся от отца сыновья присоединяли к отцовской мете новую черточку Эти символы чертили на документах вместо подписи, метку изображали на бревнах избы, на изгороди, на веслах и ловушках, черточки ставили на деревьях в лесу, отмечая границу охотничьего участка земли. Мужчина, взятый в дом, принимал метку жены. Женщины имели свою особую метку, но, в отличие от мужчин их знак не передавался по наследству. Знак отца по наследству переходил к младшему сыну или другому из сыновей, кто наследовал хозяйство и дом отца. Другие же сыновья, отделившись, видоизменяли этот знак. Метки были различны по начертанию. Например, у отца был знак V в виде римской цифры 5. Этот же знак наследовал, как правило, младший сын. Другой сын, отделившись, брал за основу отцовский знак, но уже в перевернутом виде с горизонтальной чертой над ним ; его брат, также создавший новую семью, пользовался тем же знаком в перевернутом виде, но с чертой под ним . -Предложите тему нашего занятия. Сформулируйте ее одним предложением. | Учащиеся слушают рассказ. Дают предлагаемые темы занятия: метки, которые раньше использовали охотники Посыпались ответы детей: икс, знак умножения, крест Ответы детей |
Этап усвоения новых знаний и способов действий Работа с понятиями Практическая часть Этап первичной проверки понимания изученного | -Ребята, та самая метка называлась «ПАС». «ПАС» означало метку; личную или семейную подпись; знаки собственности; знаки алфавита; числовые знаки. -Вы уже знаете какие-нибудь Коми пасы? Посмотрите на слайд и познакомьтесь как выглядели «ПАСЫ». (демонстрация коми пасов. СЛАЙД № 2) Пасы состоят из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, линий. ( СЛАЙД № 3) На прялках можно было изучать коми пасы. Прялки были почти в каждом доме, в каждой семье их расписывали по-своему. Главным назначением пасов было защитить семью от злых духов, передать историю своего семейного рода. А теперь я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Ваша задача: соединить по точкам линии, чтобы получились «пасы» (раздача материала) Постепенно родовой знак – «пас» - становится орнаментом. -Ребята, посмотрите на слайд (СЛАЙД №4). Перед вами изображены две картинки. На первой картинке изображен узор, а на второй орнамент. «Узор»-рисунок, представляющий собой определенное переплетение линий, фигур, сочетание красок. Части узора могут иметь произвольное расположение. -Ребята, глядя на вторую картинку, давайте вместе попробуем дать определение слову «Орнамент». Правильно. ( СЛАЙД № 4) «Орнамент»-художественное украшение, узор, построенные на повторе и чередовании геометрических или изобразительных фрагментов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму. Орнаменты разных уголков нашей земли отличаются друг от друга. По ним можно определить, в каком районе Республики Коми изготовлены предметы одежды, для кого они предназначались-мужчины или женщины, ребенка или старушки. -Для чего люди используют орнамент? Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле. - Как вы думаете, какие изделия раньше украшались коми орнаментом? (СЛАЙД № 5) Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду и так же украшения. (показ нескольких предметов украшенных орнаментом: полотенце, шкатулка и т.п.- демонстрация. (СЛАЙД №6) Орнамент служил не только украшением, по орнаменту можно было определить, где живёт человек. (СЛАЙД №7) Орнамент использовали в оформлении гербов городов Коми республики. -А как вы считаете, орнамент только использовался в прошлом, и уже забыт людьми, или сейчас люди тоже используют орнаменты? Правильно! В настоящее время люди тоже используют национальный орнамент. -А где сейчас можно сейчас увидеть Коми национальный орнамент? -Да, ребята, вы правильно говорите. (СЛАЙД №8) Национальный орнамент можно встретить на валенках, рукавичках, носочках. (СЛАЙД №9) Перед вами на экране четыре картинки. Давайте сейчас попробуем вместе определить на каких картинках изображен узор, а где орнамент. -А почему вы так решили? -По какому признаку вы определили? | Отвечают на вопрос. Слушают педагога Дети выполняют задание Дети с педагогом пробуют сформулировать определение слова «Орнамент»; предполагаемые ответы: украшение, рисунок, узор Отвечают на вопрос, предполагаемые ответы: для красоты Дети перечисляют, предполагаемые ответы: посуду, одежду, мебель Дети предлагают варианты ответов: забыт людьми, в наше время люди тоже используют орнамент Дети перечисляют предполагаемые варианты ответов: на валенках, на варежках, на гербах городов, на посуде Дети выполняют задание |
| На слайде (СЛАЙД №11) вы видите названия элементов коми орнамента и как они выглядят. Это поможет вам в выполнении задания. Из коми узоров можно нарисовать рассказ. Я буду читать предложения, а вы попробуете на листочках нарисовать элементы коми орнамента, которые услышите в рассказе. Далеко на Севере стоит чум. В нём живёт девочка Северяночка со своей мамой и папой. Рядом с чумом растёт маленькая ёлочка. На Севере очень холодно и ёлочки не вырастают высокими. У папы есть олень, чтобы он не потерялся, папа привязывает его к столбу. Однажды дочка, мама и папа легли спать, а на утро увидели около чума много следов. Кто же это мог оставить столько следов? (предположения детей). Оказывается, это олень уже давно проснулся и натоптал около чума много следов. -Кто хочет выйти к доске и показать, что получилось? Вечером покажите мамам и папам, пусть они попробуют отгадать, чьи это были следы. У нас остались элементы, с которыми мы еще не познакомились. Давайте познакомимся и с ними. -Посмотрите на все элементы коми орнамента. И скажите, что общего у всех элементов коми орнамента? Коми орнамент очень точен, состоит из прямых линий. Чаще всего он симметричный, линии точно параллельны между собой, т. е. между ними одинаковое расстояние. Вот такой своеобразный коми орнамент. Да, ребята. Вы правильно заметили отличительную особенность коми орнамента. Вы большие молодцы! | Дети выполняют задание Один-два человека показывают и называют элементы - ёлка, чум, следы, столб, олень Предполагаемые ответы детей: коми орнамент состоит из прямых линий |