Конспект занятия кружка
« Занимательная математика»
«Восхождение на вершину знаний»
для 5-6 классов
Подготовила и провела:
Педагог дополнительного образования
«СДДР «Смена»
Республика Крым город Евпатория
Павлова Оксана Андреевна
2020
Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать всех вас в нашем походе к ВЕРШИНЕ ЗНАНИЙ.
Сегодня соревнуются 2 команды. Тема встречи «Математические термины».
Чтоб встречи нам не нарушить порядок
Приветствия ваши мы выслушать рады!
Команда «Формула успеха»
Мы помножим ум на ловкость,
К ним прибавим оптимизм.
С нашей формулой успеха,
Ну соперник, ты держись!
Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!
Команда «Люди Х»
Пусть вовсю кипит борьба,
Остры соревнования.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
Мы пока не Пифагоры, но умом свернем мы горы!
Напутствие командам
1. Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
2. Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
3. Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
А чтоб встреча пошла как надо,
Мы жюри представить рады.
Жюри – это высший исполнительный орган нашей встречи.
Все члены жюри – крепкие здоровые люди, и поэтому не имеют права болеть ни за одну команду.
Наш конкурс судят:
Хочется пожелать жюри:
1. Не торопитесь делать вывод.
2. Входите в положение команд.
3. Помните, что в спорах рождается истина.
4. Не злоупотребляйте правами.
5. При подсчете очков посмотрите внимательно на сумму чисел в правой и левой колонке. Подумайте, как их переместить, чтобы суммы были равны.
Итак, друзья начнем программу. В нашем походе вы наткнетесь на множества преград, неожиданностей и сложностей. Двигайтесь командой к успеху и все преодолеете.
Набираем скорость Отвечайте быстро!
Вопросы 1 команде:
1. Сколько цифр вы знаете? (10)
2. Наименьшее трехзначное число. (100)
3. Результат умножения. (Произведение )
4. Прибор для измерения углов. (Транспортир)
5. Сколько см в метре? (100)
6. Сколько секунд в минуте? (60)
7. Треугольник с прямым углом. (Прямоугольный)
8. Сколько лет в одном веке? (100)
9. Сколько нулей в записи миллиона? (6)
10. Когда произведение равно нулю? (Множитель равен 0)
11. Многогранник из Египта. (Пирамида).
Вопросы 2 команде:
1. Наименьшее натуральное число. (Один)
2. Результат вычитания. (Разность)
2. На какое число нельзя делить? (На ноль)
3. Наибольшее двузначное число. (99)
4. Прибор для построения окружностей. (Циркуль)
5. Сколько грамм в килограмме? (1000)
6. Сколько минут в часе? (60)
7. Сколько часов в сутках? (24)
8. Сколько нулей в записи числа миллиард? (9)
9. Когда частное равно нулю? (Делимое равно 0)
10. Два числа, произведение которых равно 1 (Взаимно-обратные).
11. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
А теперь – время привала.
Борщ «Скороспел с математическими обгонялками -
кто успел, тот и съел» (Отвечает тот, кто первый поднимет сигнальный лист)
1.Какие числа употребляются при счёте?
-природные;
-естественные;
-натуральные;
-искусственные
2.Какой «дробный» игрок есть в футбольной команде?
-полувратарь;
-полузащитник;
-полутренер
-полунападающий.
3.Как называют верхний угол футбольных ворот?
-десятка;
-девятка;*
-шестёрка;
-пятёрка.
4.Какими бывают современные фотоаппараты?
- дробные
- формульные
- числовые;
-цифровые;
5.Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной поступок?
- формулу
- номер
- мусор
-цифру;
(Выражение «выкинуть номер».)
6.Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?
-сложение;
-вычитание;
-умножение;
-деление.
7. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?
-сложение;
-умножение;
-вычитание;
-деление.
8.Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?
-задачу;
-пример;
-уравнение;
-налог.
9. Какой результат арифметического действия является сладким
на вкус?
-разность;
-сумма;
-частное;
-остаток.
( Выражение «остатки сладки».)
10. Как заканчивается это известная пословица: «Ясно, как…»?
– трижды три;
- четырежды четыре;
- дважды два;
– пятью пять;
11. Какая геометрическая фигура подрабатывает в цирке гимнастическим снарядом?
– круг;
– прямоугольник;
– ромб;
– трапеция.
12. Что иногда производят с персоналом предприятия?
– приведение подобных членов;
- упрощение;
– сокращение;
– вынесение за скобки.
13. Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?
– прямолинейный;
- пунктуальный;
– вогнутый
– замкнутый;
14.Закончите русскую пословицу: «Всякому мила своя…»
– высота
– сторона
– медиана
– биссектриса
Впереди высокая скала, на которой можно увидеть разные изображения.
« Портрет глазами математики»
Командам нужно нарисовать человечка, используя только математические фигуры и символы. В портрете оценивается многообразие, количество задействованных фигур и символов.
Привал 2.
«От нашего стола – вашему столу»
Задания команд друг другу. Озвучивают команды.
Назвать сказки, в названиях которых присутствуют числа.
Назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа.
На привале всегда есть время для загадок!
1) Это очень симпатичная геометрическая фигура.
2) Она может быть спасательным….
3) Это часть плоскости, ограниченная окружностью. (Круг)
1)Это такой крестик, можно сделать из двух палочек
2)Такой знак есть на элементах питания (батарейках)
3) В математике это знак действия (Плюс)
1) Бывает барабанная или пальцами.
2) Отношение двух выражений.
3) Число 3/5 – это….
(Дробь)
1) Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и одиннадцатикласснику, да и дошколята любят, когда она у них есть. Она и учителям тоже нужна.
2) У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна на несколько уроков.
3) В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну - на газетах. А сейчас перед школой родители каждому покупают. Они бывают тонкие, а бывают и толстые
(Тетрадь)
1) А эта вещь чаще всего нужна ученикам 2-11 классов. Но иногда, если так захотят ученики, учитель и родители, ее могут взять и ученики 1 классов.
2) Для старших классов она, конечно, важнее. Эта вещь похожа на записную книжку. В нее записывают, чтобы не забыть.
3) Но это не только записная книжка, в нее ставят баллы за ответы, за домашнее задание, за контрольные работы
(Дневник)
1.Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они будут свободны, могли играть, бегать, а он все никак не кончается.
3.Иногда на них что-то делаешь- делаешь, а когда проверят, то «двойку» поставят.
4. Говорят, что неправильно решил задачу или примеры. А может времени не хватило, ведь он всего 40 минут длится.
( Урок математики)
1.Иногда она происходит в жизни человека, и даже несколько раз.
Она может касаться работы, учебы, места жительства.
3.Особенно ее любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причем по несколько раз.
4.Иногда ученики их не дождутся. Иногда боятся двойку получить, иногда из-за лени учиться, иногда чтобы просто отдохнуть. И тогда звенит звонок и начинается она.
(Перемена)
Молодцы ребята. Вы показали хорошие знания и смекалку. У вас отличные дружные команды. Вы достигли олимпа. А сейчас время представителям жюри объявить кто же на самой вершине.
Мы были рады с вами путешествовать и покорять математический олимп.
Желаем к математике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, друзья, и - до свиданья!!!
До новых встреч!
Игра со зрителями. Вопросы на внимание.
Варит отлично твоя голова:
пять плюс один получается... (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно... (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва:
шесть минус три получается... (не два, а три)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем... (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно... (дециметр)
Ты на птичку посмотри:
лап у птицы ровно ... (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж целых …. (один, а не шесть)
Отличник тетрадкой своею гордится:
внизу, под диктантом, стоит... (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь... (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве.
Съел одну, осталось - ... (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре:
три плюс две — всего... (пять, а не четыре).
Вопросы для зрителей:
Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)
На что похожа половина яблока? (На другую половину)
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
Одна сотая часть числа. (1%)
Третий месяц летних каникул. (Август)
Наименьшее четное натуральное число. (2)
Сколько козлят было у «многодетной» козы? (7)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Соперник нолика. (Крестик)
Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)
Число, обратное 2. (1/2)
Результат вычитания. (Разность)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Одна сотая часть метра. (1 см)
Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Как называется результат умножения? (Произведение)
Сколько секунд в одной минуте? (60)
Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)
Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя?
Последний месяц учебного года. (Май)
Наибольшее двухзначное число. (99)
Число, обратное 5. (1/5)
День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)
Одна десятая дециметра. (1 см)
Сколько сторон у квадрата? (4)
Единица измерения углов. (Градус)
Первый месяц зимы. (Декабрь)
Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
Как называется результат деления? (Частное)
Сколько месяцев в году? (12)
Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка)
Назовите наибольшее однозначное число. (9)
Число, на которое нельзя делить. (0)
Первый месяц года. (Январь)
Высшая оценка знаний в школе. (5)
Наименьшее четное число. (2)
Равенство с неизвестным . (Уравнение)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Используемая литература
1. Холодова О. «Юным умницам и умникам» (развитие познавательных способностей), рабочая тетрадь, М., Росткнига, 2012 г.
2. «Час занимательной математики»/ под ред. Л.Я. Фальке, М., Илекса, Народное образование, Ставрополь, Сервис школа, 2003 г.
3. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. «Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы», М., Издательство НЦ ЭНАС, 2002 г.
4.Щербакова Ю.В. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях,
5-8 классы/авт.-сост. Ю.В. Щербакова, М., Глобус, 2008 г (серия учение с увлечением)
Используемые ресурсы:
5. http://free-math.ru/publ/istorija_matematiki/vyskazyvanija_o_matematike/vyskazyvanija_o_matematike/19-1-0-36
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%E0%E3%F0%E0%EC%EC%E0
7.http://festival.1september.ru/articles/412386/
8. http://www.igraza.ru/komp-kros.html
9. http://matmir.narod.ru/krosvord/krosvord_5_klass.pdf