УРОК 7
Тема урока: “Сказочное царство звуков”
Цель: формирование представлений о существенных признаках звуков и букв.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения нового материала.
2. Развивать познавательную деятельность детей.
3. Воспитывать усидчивость, интерес к учебному предмету.
Ход урока:

- Заканчивается зима. Сегодня мы попрощаемся с ней. А помогут нам в этом весёлые снеговики. Конечно, им не хочется расставаться с ребятами, которые их лепили, с зимой - их любимым временем года большинства мальчишек и девчонок. Снеговики приготовили свои прощальные задания. Давай попробуем выполнить их.
Задание 1.
- Давай узнаем, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Для этого отгадай, что за слово зашифровано в данном ребусе. По первым буквам слов с картинок составь новое слово.

ЗВУКИ
Задание 2.
- Наш урок я хочу начать с небольшого опыта. Закрой глаза и послушай:

http://poiskm.co/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA - звук колокольчика (№ 3)
- Конечно, ты узнал звук колокольчика, потому что слышал его не один раз.
Человека окружает множество звуков. Дома мы слышим, как тикают часы,
как льётся вода, мяукает кошка. Выходим на улицу - и опять вокруг сплошные звуки: поют птицы, гудят и тарахтят машины, шумит ветер, грохочет гром, лает собака, разговаривают люди. Слова это тоже звуки. Сегодня на уроке я расскажу тебе о звуках речи.
http://poiskm.co/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2 - тиканье часов (1)
http://poiskm.co/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D0%BB%D1%8C%D1%91%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0 - звук льющейся воды (1)
http://poiskm.co/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D0%BC%D1%8F%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5 - мяуканье (2)
https://www.youtube.com/watch?v=bn_G1uTR99Y - звуки города (звуки шагов человека, идущего вниз по лестнице, пение птиц)
http://poiskm.co/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9 - тарахтят автомобили (1)
https://www.youtube.com/watch?v=vzz5UyktEw8 - сигналят автомобили (видео)
http://poiskm.co/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D1%88%D1%83%D0%BC-%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0 - шум ветра (2)
http://poiskm.co/show/%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0 - грохочет гром
https://ok.ru/video/17292528348 - лает собака
- Это неречевые звуки - то есть звуки, которые мы не можем повторить точь-в-точь. Но есть ещё и речевые звуки - то есть звуки речи. В нашей речи всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки, вроде бы, ничего не значат. Произнеси: О, К, Т. Никто ничего не поймёт. Но если поменять звуки местами и произнести их вместе, то получится слово КОТ. И все сразу поймут, что это домашнее животное. А если снова поменять буквы местами и произнести ТОК или КТО, то тоже получатся слова. Почему же так произошло? На протяжении многих веков звуки речи складывались в определённом порядке и образовывали слова. Слов становилось всё больше, они накапливались, приобретали своё значение, а звуки в них занимали своё место. С тех пор звуки нельзя переставить местами или совсем убрать тогда никто ничего не поймёт. Вот почему так важно произносить звуки в словах.
Задание 3.
- Попробуем провести такой опыт: возьми карандаш или ручку и на тупой конец положи маленькую полоску в виде буквы Г и поднеси её ко рту на расстоянии примерно 10 см.

- Теперь произнеси гласные звуки: А, О, У.
- Ты видишь, что листок не шелохнулся. А теперь произнеси согласный звук, например: П.
- Листочек упал. Почему это произошло?
- Потому что звук проговаривался с шумом. Звуки имеют научные названия - фонемы. Фонемы или звуки изучает наука ФОНЕТИКА.
Фонетика - раздел языкознания, учение о звуках речи.
- Это название произошло от греческого слова “фоны” - звук. Чтобы обозначать звуки на письме, люди специально придумали значки - буквы. Буквы - это одежда звуков. То, что мы слышим и говорим, - это ЗВУКИ. То, что мы пишем и читаем, - это буквы. А теперь сядь удобно и послушай сказку о звуках и буквах.
Жили-были в одной волшебной стране звуки. Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали гласными.
- Назови их. (А, о, и, у, э, ы)
Фонетическая зарядка.
- Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Вдохнули ...
А О И Ы У Э
- Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом. И назывались они… (согласными). Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
- Итак, чем отличаются звуки от букв?
Задание 4.
- А теперь выполни задание.

- Перед тобой цветы. Расставь из в 2 вазы: в первую те, которые начинаются на гласный звук, во вторую - те, которые начинаются на согласный звук.

- Проверь себя:

Подведение итогов урока.
- Весёлые снеговики хотят знать, какой вывод ты можешь сделать про нашу речь: из чего состоят все слова нашей речи? (Из звуков)
- На какие дву группы делятся все звуки? (На гласные и согласные)
- Правда ли, что звуки мы пишем и читаем? (Нет)
- Что нового ты узнал на уроке?
- Итак, все слова нашей речи состоят из звуков, которые на письме обозначаются буквами. По особенностям своего звучания и образованию звуки делятся на гласные и согласные. Звуки мы произносим и слышим, буквы мы пишем и читаем.
- У снеговиков для тебя есть подарок.
https://www.youtube.com/watch?v=JUUdUch4ejM - Видеопесня “Зимняя сказка”
