СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Лекарственные растения"3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Лекарственные растения"3 класс»

Тема урока: Растения в домашней аптечке.

Цели: дать представление о разнообразии лекарственных растений; познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть некоторые лекарственные растения, правила их сбора и использования при необходимости; определять их по внешнему виду; рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, примерах их использования в домашних условиях; анализировать полученные знания; делать выводы.

Оборудование: Книги: «Травник», «Растения - сорняки»; фотографии лекарственных трав; лекарственные растения в упаковках; мультимедийное оборудование: ноутбук, телевизор; презентация к сказке о лекарственных растениях; музыкальная физминутка; бейджики: «Знахарь», «Травник»; фишки-листики; разрезные карточки «Правила сбора лекарственных растений»; Дневник «Знахаря»; термос с настоем из шиповника; стаканчики.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы занятие пошло впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

2.Введение. Постановка темы и целей урока. (7 мин)

- Начнём мы наше занятие со сказки.

Чтение сказки + Презентация «Сказка о лекарственных растениях»

( АвторП.А.Синявский, художники Ю.Кладиенко и Т.Морковкина)


- Что случилось с муравьём?

- Кто пришёл к нему на помощь?

- Чем же они его лечили?

- Если они его лечили такими растениями, то - как одним словом их можно назвать?

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Да, сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях.

-А можете мне сказать цели урока? (Что бы вы хотели узнать о лекарственных растениях?)

- Сегодня мы с вами будем говорить лишь о некоторых лекарственных растениях.


Есть в травах и цветах целительная сила.

Для всех,умеющих их тайну разгадать.

Р.Рождественский

3.Работа по теме . (25 мин)

а) Легенда. (1мин)

-Послушайте легенду.

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал вернувшись из лесу Чараки, - я три дня ходил по лесу и ( ЧТО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ СКАЗАЛ ЧАРАКИ?) не нашёл ни одного бесполезного растения».

- По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир — это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт Сергей Кирсанов:

Я не степью хожу.

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

- Предлагаю вам вместе со мной разобраться в этой картотеке.

- Постарайтесь запомнить названия лекарственных растений, для каких болезней применяется.

б) Игра «Узнай лекарственное растение» (фото растений) (7мин)

- Как только не ругают меня. Я виновата в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня — долго потом будет рука «гореть» (Крапива)

- Угадали? А кто знает о её лечебных свойствах?

Крапива кровоостанавливающее средство. Его применяют в виде отвара из листьев при кровотечениях. Ещё на отваре листьев делают шампунь для укрепления волос.

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Жёлтый сок в листочках,

В маленьких цветочках

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

Соком этого растения очищают кожу от бородавок.

Горька травка.

К животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто! (Полынь)

Отвар из полыни применяют для улучшения аппетита, при болезнях желудка.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвёшь листочек осторожно.

Что нас лечит? (Подорожник)

Листья подорожника прикладывают к ранам.

Стоят кругом сестрички:

Жёлтые глазки,

Белые реснички. (Ромашки)

Отваром полоскают горло при ангине. Заваривают как успокоительное средство чай из ромашки.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой … (Зверобой)

При заболеваниях желудка. И используют это растение как чай

Называют «ноготки»

Цвета жёлтого цветки.

Как ещё нас называют,

Для чего нас применяют. (Календула)

Настой при ангине для полоскания горла, при болезни зубов, для лечения гайморита.

В косметологии для устранения веснушек. Делают крема.


Вкусен чай и ароматен,

С ней он лёгок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что вдыхаем? Запах... (Мята)

Как успокоительное средство. Заваривают чай.

Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Шиповник)

Из плодов этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток. Плоды богаты витамином С,А,В 12, К и Р. Полезно пить настой из плодов шиповника при авитаминозе и простуде.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать-и-мачеха)

Отвар из листьев мать-и-мачехи применяют при кашле.

Это дерево цветёт,

Аромат и мёд даёт.

И спасает нас от гриппа

От простуд царевна... (Липа)

Настой липы используют при ангине, бронхите, воспалении лёгких.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Сразу вспомню... (Одуванчик)

Используется настой для лечения суставов. В этом растении много витаминов. Из листьев одуванчика делают салаты. В цветках календулы обнаружили вещества для улучшения зрения.

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

100 плодов шершавых ,цепких:

Если их не обойдёшь-

На себе их все найдёшь. (Лопух)

Из корней лопуха варят отвар и используют для укрепления волос.

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка,

Что за ягодка? (Рябина)

Общеукрепляющее средство из рябины. Она богата витаминами Р,Е,В,К.. Употребляют отвар при авитаминозе, способствует понижению температуры при простуде. Используют и плоды, и сок, и кору.

- Вы наверное обратили внимание на то, что среди зелёных целителей есть и травянистые растения - полынь, крапива, но есть ещё и кустарники-шиповник, и деревья-липа и другие.

- А какие лекарственные растения вы видели около дома?

в) Работа с текстом с.28 (5мин)

- Людей, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками, знахарями.

(На доске слова)

г) Работа с текстом, с.29

- Раздел медицины, разрабатывающий в настоящее время и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Врач, специалист по фитотерапии - фитоторапевт. А специалиста по изготовлению (составлению) лекарственных растений - фармоцевт.

(На доске слова)

-Сегодня лекарственные растения можно найти в любой аптеке. Есть они и в каждой домашней аптечке. Какими лекарственными растениями пользуются в вашей семье?

Демонстрация лекарственных растений

- Всегда надо консультироваться с врачом, перед тем как приступить к лечению травами, так как многие растения могут быть ядовитыми (полынь), некоторые лекарственные могут иметь побочные эффекты.

- А как вы думаете, что нужно сначала сделать для того, чтобы из трав сделать лекарства, отвары: настойки, мази? (Собрать лекарственные растения)

4. Физкультминутка (2 мин)

г) Правила сборки лекарственных растений. (12мин)

Оказывается, чтобы стать настоящим травником, нужно соблюдать определённые правила.

Попробуйте сами составить правила. Для этого соедините карточки, чтобы получилось предложение.

1. Нельзя собирать лекарственные растения около дороги.

2. Собирать растения должен знающий человек.

3. Сбор трав следует проводить в сухую погоду.

4. Цветы и траву собирают во время цветения.

5. Почки заготавливают ранней весной.

6. Корни выкапывают осенью или ранней весной.

7. Семена собирают при полном их созревании.

8. Сушить надо в тени с постоянным проветриванием.

9. Хранить отдельно в бумажных мешочках.

10. Не собирай все растения, оставляй для созревания семян для их размножения.

5. Закрепление изученного материала. (7мин)

а) Познавательная игра «На приёме у врача» (3мин )


-За правильный ответ получаете жетон-листик. Кто больше наберёт больше жетонов, получит звание «Знахарь», а кто меньше - «Травник».

- Какое лекарственное растение вы бы назначили больному при:

- при плохом аппетите - полынь

- при ангине - ромашку и календулу

- при бородавках - чистотел

-при ранах - подорожник

-при кашле - мать-и-мачеха

-при нехватке витаминов - шиповник

-для успокоения - чай из мяты и ромашки

- при простуде - липа

б) Блиц-опрос (4мин)

  • Для чего необходимы человеку лекарственные растения?

  • Из каких частей растений изготавливают лекарственное сырьё?

  • В какое время суток собирают лекарственные растения?

  • Как нужно сушить лекарственные растения?

  • Где можно узнать о лекарственных растениях?

Награждение

6. Подведение итогов (2 мин)

- Итак. Занятие подошло к концу.

- Давайте сделаем вывод , а для этого откроем учебник на с.31.

- Мне хотелось, чтобы наш урок не прошёл даром. Чтобы вы научились видеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки.

- А теперь покажите, вам понравился урок?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

7. Домашнее задание.

Заполнить Дневник «Знахаря»; учебник,с.30-31

Ученик читает отрывок из стихотворения.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

-Наш урок окончен. Спасибо всем.

- А сейчас мы всех приглашаем на дегустацию чая из настоя шиповника.




















Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фитотерапевт – врач, специалист по фитотерапии. Фармацевт – специалист по изготовлению (составлению) лекарственных растений. (словарная работа)

У. – Но прежде чем найти действительно полезное для человека растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались и люди погибали. Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство.

Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача.

Многие лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ .

Я предлагаю вам стать учениками травника и помочь в лечении больных (раздаются карточки с рисунками больных с разными заболеваниями)

Задание:

1.Определите, чем заболели дети,

2.Найдите лечебные травы, которые помогут им помочь,

3. Подумайте, как их принимать,

4. Заполните свою таблицу о лекарственных травах.

Молодцы, вы хорошо помогли нашим больным только помните: в первую очередь за советом обратитесь к врачу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!