СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Моделирование животных в технике оригами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия для дошкольников "Моделирование животных в технике оригами"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Моделирование животных в технике оригами"»

Тема коллективной работы: “Моделирование животных в технике оригами”.

Форма организации совместной деятельности: комбинированная (совместно – индивидуальная и совместно – взаимодействующая)

Цели урока: обучающие : совершенствовать умение чтения чертежей необходимых для выполнения работы; продолжить знакомство на практике с основными геометрическими понятиями.

Развивающие: развитие меткой моторики рук; развивать пространственное мышление и умение мысленно оперировать с объемными предметами; развивать творческие способности, развитие интереса к предмету.

Воспитательные: воспитывать умение концентрации внимания; воспитывать аккуратность.

Материалы и оборудование к уроку: бумага для оригами, схемы для выполнения моделей, схема демонстрационная большая для выполнения модели голубя, ножницы, макеты Ноевого ковчега Приложение 1 и голубя Приложение2, медиапроектор.

Ход урока.

До начала урока учащиеся, разделенные на 4 группы, рассаживаются за столы, на которых лежат схемы, ножницы и бумага и карточки с фамилиями учащихся. Первая группа работает совместно с учителем с пошаговым контролем, вторая и третья группы работают по подробным схемам с контролем учителя, четвертая группа работает самостоятельно.

Этот урок посвящен искусству оригами.
Можно о каждом ребенке сказать:
Каждый ребенок умеет мечтать,
Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,
Птиц и животных в лесах расселить.
Взрослый поможет создать эту сказку,
Главное - вовремя сделать подсказку…
Тот, кто придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов…
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Мы предлагаем попробовать с нами
Выучить технику “оригами”.

Н. Урсу

Что такое оригами? Где родилось это искусство? Оригами впервые появилось в Японии. Слово “оригами” означает “бумага”, но по произношению очень похоже на слово “Бог”. Не случайно первыми изделиями в технике оригами были коробочки для приношения в храмах даров Богу. Рисунок 1

Уже в 14 веке оригами стало любимым увлечением в Японии. Умение складывать фигурки стало одним из признаков хорошего образования. Искусство передавалось по женской линии: первые уроки давались дома; а в начале 19 столетия такой предмет появился в школах Японии.Рисунок 2

Сейчас это искусство популярно во всем мире. И кроме традиционного журавлика, модели изготавливаются самые разные: и очень большие Рисунок 3, и очень маленькие Рисунок 4, даже цветы Рисунок 5и одежда, Рисунок 6. В современном оригами модели изготавливаются как из квадратного листа бумаги, так и из прямоугольного и доже круглого. Кроме простых моделей оригамисты выполняют и сложные модели из нескольких листов – модулей.

Современные модели выполняются не только из бумаги. Есть модели из металла Рисунок 7, стекла Рисунок 8 и денежных банкнот Рисунок 9.

На сегодняшнем уроке мы будем работать с традиционным материалом – бумагой. Тема урока “Ноев ковчег”.

Кто такой Ной, что вы о нем знаете? Ной – праведник, которому Господь, когда решил наказать людей за их грехи, повелел построить корабль – ковчег и собрать в него животных, Рисунок 10 по 7 пар чистых и по паре нечистых. Для того чтобы семейство праведника Ноя и животные могли спастись и населить землю после потопа. Когда корабль был готов Рисунок 11, семья и животные собраны, начался дождь. Достать спрятанный макет ковчега. Схема в Приложении 1. Вода поднималась все выше и выше Рисунок 12. Через 40 дней и ночей водой были покрыты даже горы. А ковчег спокойно плыл по волнам. Когда закончился дождя, Ной выпустил ворона, но тот вернулся ни с чем. Через некоторое время Ной выпустил голубя, голубь вернулся обратно. Вытащить из ковчега модель голубя. Схема в Приложении 2. Когда голубя выпустили второй раз, он прилетел с оливковой веткой, что означало, что вода уходит и, уже видны верхушки деревьев. Когда же голубя выпустили в третий раз, он не вернулся – вода ушла. Тогда Ной открыл дверь ковчега. Когда все вышли, то увидели яркое небо с сияющей радугой, цветущую землю, зеленые деревья. Рисунок 13

Подобно Ною, мы соберем в ковчег животных. Первая группа вместе со мной выполняет модель голубя Приложение 2, вторая группа – модель зайца Приложение 3, третья – пеликана Приложение 4, четвертая – корову Приложение 5.

Практическая часть урока.

Подготовка бумаги к работе: выполнение квадрата из листа А 4. Повторение обозначений. Выполнение работ – работа в группах. Сбор животных в Ноев ковчег под песню С. и Е. Ершовых “Ковчег”.

Вода, вода, кругом вода,
Не деться никуда.
Но наш ковчег плывет – плывет.
Его Господь ведет.
Кто Бога помнит ночью и днем,
Кто Богу служит день за днем,
В ком вера есть – те будут жить,
Тем радуга будет светить.
Не самый сильный будет спасен,
Не самый хитрый будет спасен,
Не самый ловкий, не самый умный,
Но Богу послушный – вот закон!

Заключительная часть урока.

Самооценка деятельности учащимися. Обсуждение новых знаний и навыков полученных на уроке, решение кроссворда по основным понятиям.

 1. Первые изделия выполненные в технике оригами.

2. Геометрическая фигура, лежащая в основе многих моделей.

3.Модель, считающаяся символом оригами.

4. Действие, выполняемое для создания моделей.

5. Традиционный материал для создания моделей.

6. Одна из частей модели.

7. Страна, являющаяся родиной искусства оригами.

Список литературы.

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Все об оригами. – СПб.: ООО “СЗКЭО “Кристалл””, 2005. – 272 с., ил.

2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2004. – 192 с., ил.

3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2003. – 192 с., ил.

4. Гарматин А. Оригами для начинающих. – СПб, 2005. – 300 с., ил.




Тема урока “Здравствуй, птица Счастья!”

Учитель: Борисова Н.И.

Цели:

  • Воспитание духовно – нравственного стержня в свете народной культуры.

  • Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.


Задачи:

  1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике.

  2. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности.

  3. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.


Техника:
Оригами, ажурное моделирование.

План урока:

  1. Сообщение темы

  2. Беседа-рассказ о птице

  3. Просмотр видеосюжета

  4. Объяснение задания

  5. Выполнение работы

  6. Итог урока

Оформление доски:

  1. Архангельская щепная птица (деревянная).

  2. Оригами.

  3. Ажурное моделирование.



Изобразительное искусство в 8 классе Тема урока "Здравствуй, птица Счастья!"

Цели:

  • Воспитание духовно – нравственного стержня в свете народной культуры.

  • Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике.

  2. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;

  3. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.

Техника: Оригами, ажурное моделирование.

План урока:

  1. Сообщение темы

  2. Беседа-рассказ о птице

  3. Просмотр видеосюжета

  4. Объяснение задания

  5. Выполнение работы

Итог урока

Оформление доски:

  • Архангельская щепная птица (деревянная).

  • Оригами.

  • Ажурное моделирование.

Ход урока

Учитель. Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность.

В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.

Один из таких образов – п т и ц а . Птица – сказочный персонаж, который умеет не

только красиво петь, но и дарить людям радость!

Изображение птиц на предметах быта (прялках, разделочных досках, избах, вышивке и в народной игрушке ) несло огромный философский смысл и значение.

Эта птица не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера.

Весна – время прилёта птиц. Весна – это возрождение нового солнышка. Ожидая птиц, мы хотим, чтоб они принесли нам солнышка, а значит, и тепла.

С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее.

Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах - это Птица - Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера.

- Просмотр видеосюжета об удивительном мастере Александре Ивановиче Петухове, руки которого творят добро и красоту.

Легенда: На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?”

Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.

Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!”

С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.

Сам мастер признаётся, что его птицы немного отличаются от тех, что были в старину. Те были проще, неказистее. Объяснение этому вот какое: в старину считали, что основателем каждого рода был домовой. Согласно поверью, чтобы задобрить его, нужно вырезать из дерева его фигуру, и непременно пятьюдесятью двумя прикосновениями к дереву ножа или топора, ни больше, ни меньше, - по числу недель в году. Вот и выходило не очень гладко даже у самого удалого мастера.

Течёт речка не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит,
И вновь за излучиной
Нас ожидают чудеса.

Учитель.

У нас в классе красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! С далёкого севера птица поселилась у нас в классе, в нашей школе. Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги и определим ей место.

Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/

1. Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрываем.

Складываем из квадрата птичку - техника оригами (оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная бумага”. Зародилась более тысячи лет назад).

2. Склеить заготовки: хвост, хохолок, подгрудок /для этого прямоугольный лист печатной бумаги сложить в гармошку шириной в 1 см; маленькими ножницами сделать подсечки/.

- Для хвоста понадобится один печатный лист; сложить пополам, склеить.

- Для хохолка и подгрудка – один печатный лист разрезается на две части, каждая часть сворачивается пополам и склеивается.

Всего нужно три печатных листа. Ажурные заготовки желательно сделать на предыдущем уроке.

3. Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку- туловище – получим сквозное окошко.

4. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их.

5. Приклеиваем хвост, хохолок, подгрудок.

6. Украшаем птицу. Нарезать 2-3 полоски бумаги шириной 0,5 см, завить их с помощью ножниц и приклеить по усмотрению.

Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!

Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы ей?

Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.

Учитель. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.

А я скажу своё пожелание: “Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей”. Я помещаю птичку в “поднебесье” /птица в состоянии парения/.

А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.

На протяжении урока у нас звучали голоса птиц. О чём пели птицы? Ученые утверждают, что скоро язык птиц и зверей будет доступен людям. Сколько новых возможностей откроется перед человеком.

Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:

Добрее сердцем,
Теплее душой,
Возвышеннее духом”.

/Н.К.Рерих/



Творческое театрализованное внеклассное мероприятие по оригами в 1 классе

Внеклассное теоретическо-практическое мероприятие по оригами с выполнением творческой работы проводится с целью привития детям любви к искусству складывания бумаги - оригами. Способствует развитию творческих способностей, памяти, пространственного воображения, уверенности в своих силах.

Вид занятия: внеклассное теоретическо-практическое мероприятие по оригами с выполнением творческой работы.

Цель: привить детям любовь к искусству складывания бумаги - оригами.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Развитие навыков и творческих способностей.

  2. Развитие памяти.

  3. Развитие пространственного воображения.

  4. Развитие уверенности в своих силах.

Материалы и оборудование: учебный класс оформлен фигурами, изготовленными методом оригами, бумага, ножницы, клей, низкий стол для создания игровой ситуации.

Творческое театрализованное внеклассное мероприятие по оригами в 1 классе

Внеклассное теоретическо-практическое мероприятие по оригами с выполнением творческой работы проводится с целью привития детям любви к искусству складывания бумаги - оригами. Способствует развитию творческих способностей, памяти, пространственного воображения, уверенности в своих силах.

Вид занятия: внеклассное теоретическо-практическое мероприятие по оригами с выполнением творческой работы.

Цель: привить детям любовь к искусству складывания бумаги - оригами.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Развитие навыков и творческих способностей.

  2. Развитие памяти.

  3. Развитие пространственного воображения.

  4. Развитие уверенности в своих силах.

Материалы и оборудование: учебный класс оформлен фигурами, изготовленными методом оригами, бумага, ножницы, клей, низкий стол для создания игровой ситуации.

Ход мероприятия

( Класс, оформленный в японском стиле. Входят две японские девочки Тошика и Йока. Дети сидят на полу на ковре. Звучит японская музыка.)

Тошика: Как здесь красиво! Это все сделала и оформила ты сама?

Йока: Да.

Тошика: Я так делать не умею.

Йока: Хочешь, я тебя научу? Но сначала я тебе расскажу об этом искусстве. Искусстве ОРИГАМИ.

Тошика: Оригами - древнее искусство и неразрывно связано с появлением технологии изготовления бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Они ревностно хранили секрет изготовления бумаги. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Впоследствии оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Оригами - идеальный конструктор, который состоит из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что не похожий.

Йока: Что это за волшебная деталь, которая создает разнообразные формы?

Тошика: Это квадрат.

(Заходит ребенок в костюме квадрата и приглашает детей в гости к японским девочкам).

Тошика: Ребята, вы хотите научиться искусству складывания?

Дети: Хотим.

Тошика: Прежде чем начать работу надо поздороваться с руками.

Сложите руки и произнесите: “Здравствуйте руки, поработаем вместе?”. ( Дети повторяют этот ритуал).

Сейчас я вас научу складывать базовые формы.

Первая базовая форма “треугольник”- согните квадрат на себя “долиной”.

(Квадрат нажимает на пульт управления и квадрат, расположенный на костюме, медленно складывается в треугольник).

С помощью этой базовой формы можно сложить веселые мордочки лисенка, собаки, кота.

(Заходят под музыку лисенок, собака, кот в костюмах, исполненных в стиле оригами,  и танцуют танец “ веселые мордашки”).

Йока при складывании делает не верно, постоянно переспрашивая верность. Бросает работу и отходит. Глядя на работу ребят, недовольно повторяет:“У них все получается, а у меня нет”.

Тошика: Из базовой формы “треугольник” можно сложить базовую форму “воздушный змей”. Действительно, эта фигурка напоминает по форме воздушный змей, который запускают в небо на веревочке. Впрочем, вы увидите сами.

(Квадрат нажимает на пульт управления, и треугольник медленно складывается в воздушного змея).

Йока (обижено): У них опять все получилось, а у меня нет. Как же мне им отомстить? (Подходит к Тошике, предлагает ей пойти с ней).

Пойдем со мной, я тебе что-то покажу (уходят). (Возвращается одна и приносит большой бумажный конус).

Это Тошика, я ее превратила в большой бумажный конус. Теперь она ничему вас не научит. У нее нет ее умелых рук.

Педагог: Дети, давайте мы с вами оживим этот конус. Йока оказалась злой девочкой и превратила Тошику в конус. Как же нам ей помочь? Как же можно ее оживить? Давайте пофантазируем. На что же похож конус?

Дети: Конус похож на ствол дерева.

Педагог: А как же его можно оживить?

Дети: Из бумаги можно склеить веточки, а базовые формы превратить в листочки.

Йока: Ну попробуйте, попробуйте, а я посижу и посмотрю. Ничего у вас не получится.

(Дети выполняют творческую работу. По окончании работы педагог предлагает рассмотреть дерево и подуть на листочки).

Дети: Дерево ожило! Надо же получилось!

(Йока уходит и возвращается с Тошикой).

Посмотри, Тошика, какое прекрасное получилось дерево. Ребята, я не превращала Тошику в конус, я просто хотела посмотреть какие у вас умелые руки и умеете ли вы фантазировать. Давайте подуем на листочки, дерево действительно живое.

Тошика: Молодцы, ребята. Нам очень понравилось ваше творчество. Вы многому сегодня научились. До свидания, приходите к нам еще в гости, мы вас научим складывать из базовых форм множество различных фигурок.


Урок оригами.


3 И класс. Учитель: Матвеева Валентина Германовна.


Тема: Моделирование из бумаги. Изготовление фигурки лебедя.


Цель: 1. Научить складывать фигурку лебедя по схемам.


2.Развивать память учащихся, мелкую моторику, аккуратность при выполнении работы .

3. Воспитывать любовь к природе.


Оборудование для учителя: Схемы выполнения фигурки,

Плакат с базовыми формами

Магниты (для доски)

Репродукция картины М. Врубеля «Царевна-лебедь».

Листы бумаги квадратной формы

Цветная бумага

Ножницы

Оборудование для учащихся: Ножницы, квадраты разного размера.


ПЛАН.

  1. Организационный момент. Поверка готовности рабочего места.

  2. Повторение правил оригамистов.

Сделал сам – помоги соседу.

Всегда держи фигурку так, как её держит учитель или как она нарисована на доске.

Убери после работы своё место.

Хочешь спросить - подними руку.


  1. Разбор изученных базовых форм. (простой треугольник, стрелка, блинчик, рыба, двойной треугольник, дверь.)

а) Что делали с каждой базовой формы? (простой треугольник – лисичка, стрелка – уточка, блинчик – сказка, рыба – ворона и т.д.)

Б) Какую последнюю фигурку делали? (зайчик)

4. Повторение пройденного на прошлом уроке.

( Комментируют учащиеся)

5. Объявление темы урока.

- На этом уроке мы будем учиться изготовлять фигурку самой поэтичной птицы. О ней сложено много песен, стихов, написано много картин. ( показ картины М. Врубеля «Царевна- лебедь»). Какие произведения о лебедях мы читали?

Что нового вы узнали о слове лебедь на уроке русского языка?

6. Показ готовой фигурки.

Анализ. Какая базовая форма лежит в основе этой фигурки? (стрелка)

Есть ли похожие элементы фигурки прошлого урока?

7. Разбор схем на доске. ( схемы закреплены на доске магнитами)

8. Изготовление фигурки по схеме.


9. Показ готовых изделий.


10. Закрепление. Игра «День – ночь».

Разборка и сборка готовой фигурки.

11. Изготовление фигурки самостоятельно.

12. Оформление панно.

13. Эвристическая задача. Как сделать фигурку в 4 раза меньше?

14. Микрооригами. (Конкурс на изготовление самой маленькой фигурки)

15. Подведение итогов. Выставление оценок. Задание на дом.