-Добрый день, ребята. Хаерле иртэ. Сегодня на занятие я принесла чёрную коробку. Подумайте, что может там быть, отгадав загадку: Стучит, гремит, вертится, никого не боится, Ходит весь век, а не человек. (часы) (на доску вывешивается картинка часов) -Ребята, а как на татарском языке можно сказать часы (сэгать) -Какие виды часов вы знаете? (карманные часы (кесә сәгате); наручные часы (кесә сәгатьләре); настольные часы өстәл сәгате; настенные часы дивар сәгатьләре; напольные часыидән сәгате; башенные часы манара сәгатьләре, солнечные часыкояш сәгатьләре; песочные часыком сәгатьләре; механические часы механик сәгать) -Сегодня на уроке мы у нас будет Классная встреча с Татарским поэтом – героем Мусой Джалилем. (Вывешиваю портрет на доску) Внимание на экран. Передача «Күчтәнәч» («Гостинец») (На экране ребенок рассказывает о Мусе Джалиле) Муса Джалиль (1906–1944 гг.) — поэт и журналист, ставший в годы Великой Отечественной войны военным корреспондентом и ярым борцом за свободу. Этому человеку суждено было прожить короткую, но яркую жизнь, наполненную лишениями и трудностями. Биография Мусы Джалиля, как и его творчество, наполнена борьбой, стремлениями и верой в светлое будущее русского народа. Муса Мустафович Залилов (настоящее имя) родился 2 (15) февраля 1906 года в Оренбургской области в деревне Мустафино. Учился в медресе г. Оренбурга, с 10 лет начал писать стихотворения. В возрасте 13 лет он продолжил учебу в Татарском институте народного образования в Оренбурге, вступил в комсомол. Ранние стихотворения Джалиля не сохранились. Первое сохранившееся произведение поэта — стихотворение, написанное им в 13 лет, — «Бехет», то есть «Счастье». Оно было напечатано в газете. Революция и Гражданская война сделали его патриотом и борцом, серьезно повлияли на его творчество. У него много произведений, посвященных комсомольской теме. В 1956 году ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За цикл стихов “Моабитская тетрадь” Мусе Джалилю была присуждена Ленинская премия (1957). У этого татарского поэта есть стихотворение про часы «Сэгать» Послушайте его: Сәгать Сәгать суга: “Даң, даң!...” Хәбәр бирә таңнан: Мәктәпкә барырга Унбиш минут калган. Сәгать йөри: “ Келт-келт!...” Тиз мәктәпкә кит,кит!... Марат аңа дәшә: «Тукта, мине көт, көт!» Сәгать җырлый: “ Диң-диң!.. Мин бит туктый белмим. Моннан ары, диң, диң! Миңа карап йөр син!..» - А сейчас мы поработаем в группах: 1 группа составит лепбук по стихотворению «Сэгать» 2 группа поработает с пословицами о времени (вывесить их на доску) 3 группа составит советы для детей, как научить детей беречь время. (даю все готовое, выбрать правильные) 4 группа разыграет стихотворение по ролям. Защита мини-проектов. |