СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на экологическую тему "Живи, храня!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие на экологическую тему. Развитие бережного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на экологическую тему "Живи, храня!"»

Занятие на экологическую тему

Живи, храня!


Цель: Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках, раскрыть экологическую проблему, дать понятие «экология», «окружающая среда», «гармония». Развивать познавательную активность.


Ход урока:


Звучит спокойная музыка.

1. Тема нашего занятия «Живи, храня!»

-Как вы думаете, о чем пойдет речь? (ответы детей).

Замечательный русский писателя М.М. Пришвин писал: «Охранять природу – значит, охранять Родину».

Эту истину знаю отроду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!

В руках человека, а значит, и в ваших руках, красота и богатство родной земли. Чтобы сохранить эти богатства, существует наука экология.

А кто знает, что обозначает слово «экология»? (ответы детей).

Экология (в переводе с греческого) - обозначает «изучение дома».

- Какой «дом» изучает эта наука?

Общий для всех людей дом – это наша Земля.


Сегодня на занятии мы узнаем:

  1. Как наши предки относились к Земле, и что такое «гармония».

  2. Значение водной стихии.

  3. О бережном отношении к растениям…

  4. …и к животным.

  5. Что такое «окружающая среда».

  6. И о том, как ее охранять.


И в конце нашего занятия вы ответите на вопрос: что значит, «Судьба природы – наша судьба»?



  1. В старые времена, когда человек еще жил в пещерах, он поклонялся окружающему миру и старался жить в гармонии с природой.

- Как вы понимаете слово «гармония»?

Гармония – это красивое соединение разного. Слияние различных компонентов объекта в одно единое целое.

Древние говорили: «Земля – живое существо. Деревья и травы – ее волосы. Зеленые мхи – ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить».

Наши предки считали, что Земля, как живое существо, стонет от боли в бурю, гневается, учиняя землетрясение, улыбается под солнцем, даруя людям невиданные красоты; засыпает студеной зимой и просыпается по весне, умирает, обожженная засухой и воскресает от обильного дождя! Всегда она остается все той же матерью для живущего на ней народа. Как траве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить без Земли-кормилицы.

-Какое значение имеет Земля для человека?

Земля – наша кормилица.

- Кто знает пословицы и поговорки о Земле?

3. Посмотрите на фотографию Земли из космоса.

- Какого цвета больше на ней? (синего).

Потому что, две трети территории земного шара занимает вода.

Еще на заре человеческой истории люди отчетливо осознавали великое значение водной стихии. Живя в нашем краю, обильном реками и озерами, древние люди выработали целый комплекс почитания воды. Древний обряд вызывания дождя состоял в том, что женщины поднимали к небу и выливали на землю воду из больших сосудов. Особой силой наделяли родниковую воду – отсюда идет обычай очищать и обихаживать роднички. Воду раньше называли кровью Земли.

- Кто из вас может ответить, каково значение воды?

А еще, вода - это красота. Одно из самых уникальных творений природы в Миасском крае - это озеро Тургояк. Оно включено в список 100 самых ценных водоемов мира.

http://www.miass.ru/info/history.php?9

- Что вы узнали об озере Тургояк?

4. - А вы знаете, почему нам необходим мир растений? (ответы).

Древние люди, живущие в лесах, с большим почтением относились к деревьям, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Существует предание о мировом дереве, которое обнимает корнями Землю, а ветвями держит небесный свод. Особо почитались дубы, березы, яблони и ивы. Корни деревьев называли жилами Земли.

Хорошо понимая значение деревьев, и растений вообще, древние бережно относились к ним, а если что-то и приходилось рубить для своих нужд – никогда не трогали молодые деревья, а очень старые деревья и вовсе запрещалось трогать. Теперь эти деревья называют памятниками природы.


5. Многие птицы и животные также пользовались уважением и любовью. В некоторых местах народный обычай строго запрещал охоту на них, например, лебеди, медведи. Древний человек не считал себя «царем» природы, которому позволено грабить ее как угодно. Они полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у самого человека.

- Какую пользу приносят животные и птицы?

Есть такая поговорка «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки».

- Как понимаете пословицу?

Это значит, кто забудет, как жить в гармонии с окружающим миром, тому благополучия – не видать.

На протяжении сотен лет человек брал у природы все, что необходимо, не задумываясь о последствиях. И страдает наша Земля от вредного на нее людского воздействия, и от нашего равнодушия к происходящему, и мы страдаем вместе с ней.


7. Только в начале прошлого века человечество осознало необходимость охраны окружающей среды.

- Что такое «окружающая среда? (ответы детей).

Верно – это все, что находится вокруг нас – недра, почва, вода, воздух, растительный и животный мир и многое другое.

Редкие и исчезающие виды животных и растений занесены в Красную книгу.

Сайт Красная книга Челябинской области http://igz.ilmeny.ac.ru/RED_BOOK/index.html


Для охраны природы в нашем крае создан Ильменский заповедник. (Слайд-фильм).


8. Давайте подумаем, а что вы, дети, можете сделать для решения проблемы загрязнения и охраны окружающей среды? (Не ломать ветви деревьев и молодые деревца, не поджигать сухую траву, не шуметь в лесу, не бросать мусор, подкармливать птичек зимой и многое другое!).

Дома сделайте рисунок по теме «Охрана природы». В классе проведем конкурс на лучший плакат по этой теме.


9. - Кто ответит на вопрос, что значит, судьба природы – наша судьба?

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Звучит песня «Мой заповедный край».

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!