СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему «Что такое доброта».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему «Что такое доброта».»



Конспект занятия

на тему:«Что такое доброта?».

для обучающихся 1-4 классов


Цель: сформировать у учащихся представления о толерантности и добром отношении к окружающим людям.


Задачи:

- формировать у детей понятий о толерантности и доброте;
- учить правильному общению;

- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций;

-  воспитывать чувство уважения друг к другу.


Оборудование и наглядность:

- Презентация «Что такое доброта?».

- Мультипликационные фильмы: «Гадкий утенок».
- Песня «Улыбка», «Дорогою добра».
- Листы бумаги и цветные карандаши.



Ход занятия


1.Организационный момент.
 Воспитатель:Здравствуйте, дорогие ребята! (Дети прослушивают песню «Улыбка»).

2. Вступительная беседа.

Воспитатель:Какая песня начинает наше занятие? («Улыбка»).
- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)(ответы детей)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.

- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…

3. Сообщение темы урока

Воспитатель:Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

-Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Сегодня мы поговорим с вами о Доброте. Тема нашего занятия «Что такое доброта?». Он посвящен двум, казалось бы незаметным датам.  16 ноября отмечается Международный день толерантности, 3 декабря – Международный день инвалидов.

4. Работа по теме

Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)


- В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Воспитатель:Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все добрые, совершают только добрые поступки? (ответы детей)

-А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном утёнке. (Просмотр м/ф «Гадкий утёнок»)

Беседа
Воспитатель:Ребята, скажите, виноват ли утенок в том, что он родился большой и неуклюжий? (Нет)
- А встречали ли вы людей, которые не похожи на других?

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)

- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).

- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

Воспитатель:У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.
1) Думать о родителях.
2) Радоваться неудачам ближнего.
3) Стремиться хорошо учиться.
4) Завидовать.
5) Поиграть с малышами.
6) Помогать ближним.
7) Сделать кормушку.
-Молодцы. Вы справились с этим испытанием.

«Наши поступки»

Воспитатель:А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
Твой друг заболел, не ходит в школу,как ты поступишь ?
( буду навещать его , расскажу о жизни в школе , принесу задание , объясню , помогу выполнить его ,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение ) (ответы детей)

-Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас рыцари в классе?

-(Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется у нас есть в классе «рыцари» он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем )

-Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?
( разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать) (ответы детей)
-Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься ?
( Иногда оскорбляют , чаще всего мальчики . Мне не нравится такое поведение.Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили )

Воспитатель:Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть?» Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон?

(Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке )

Игра-тренинг «Не будь таким, как все»

- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).

- Сколько материков на Земле? (6).

-Как называется наша страна? (Россия).

- А какие народы живет в России? (Русские, ……….).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, с разным цветом кожи, есть дети - инвалиды…).

- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.

Воспитатель:Ребята, хотите поиграть в игру? (Да) (ответы детей)

- Сейчас мы с вами сядем в круг и будем называть положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то, чем он отличается от остальных.

(Проводится игра)

Воспитатель:Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что быть не таким, как все – это хорошо? (Да)
- Но не стоит забывать, что все мы все же должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей
Воспитатель:Что такое дружба?
(Дети читают стихи)
Дружба – это теплый ветер
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом -  даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

 Пословицы о дружбе и доброте
Воспитатель:Какие пословицы о доброте вы нашли?

* Доброе слово лечит, а злое калечит.* Злой не верит, что есть добрый.* Добрая слава лежит, а худая бежит.* Доброго чтут, а злого не жалуют.* Учись доброму, худое на ум не пойдёт.* Добра желаешь, добро и делай.* Добро поощряй, а зло порицай.* Сделаешь худо, не жди добра.* Добро творить – себя веселить.* Делать добро спеши.* С добрым жить хорошо.* Добрый человек добру и учит. и т.д.



Объясним пословицы о дружбе.
Чтение и обсуждение высказываний великих людей.

«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)

- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)

Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам посмотреть на нашу выставку рисунков. Тема «Как мы умеем дружить».

В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (воспитатель разделяет рисунки на две группы)

(Дети работают под музыку «Дорогою добра»)


6.Итог

Рефлексия
Воспитатель:Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.
- Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: "Все в твоих руках”.
Воспитатель:Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.

- Оцените свои знания, выберите цветочек и положите в корзинку.Молодцы, Ребята! Всем большое спасибо!И наше занятие я хотела бы закончить такими строчками:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!
-А теперь давайте послушаем песню песню «Если добрый ты».