Этап усвоения новых знаний и способов действий Дидактическая игра «Четвертый лишний» Игра «Назови, кто кем кому приходится» Дидактическая игра «Радость и печаль» Физкультминутка «Семейная зарядка» | Давайте прочитаем определения взятые из словарей. (Раздаю карточки) Словарь Ожегова Сергея Ивановича: 1. Семья – это группа живущих вместе близких родственников; 2. Семья - объединение людей, сплоченных общими интересами. Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. - Давайте попробуем выделить главное из этих определений. (СЛАЙД №3) - Правильно! Семья – группа людей, объединяющая родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Задание следующее: необходимо определить, кто из этих людей не является родственником. Я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний». (СЛАЙД №4) * Мама, соседка, бабушка, сестра. * Бабушка, подруга, сестра, мама. * Сестра, продавец, бабушка, брат. * Дворник, брат, папа, дедушка. * Дедушка, папа, водитель, отец. - Почему вы решили, что именно эти люди не являются родственниками? Ребята, сейчас я вам раздам стихотворение Якова Акима «Моя родня». И мы с вами с ним поработаем. Мама с папой – моя родня. Нет роднее родни у меня. И сестренка родня, и братишка И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю, Скоро всем подарки куплю. А еще друг есть у меня, Друг Сережка мне тоже родня. Я к нему прибегаю с утра, Без него мне игра не игра. Все секреты ему говорю, Все на свете ему подарю. - Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются одной семьей? Перечислите их. - А друг Сережа, он член семьи? - Кем он приходится герою стихотворения? - А щенка по кличке Тишка может считать членом семьи? Не все являются членами одной семьи. Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник, он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения. Кем приходится мальчик маме? (Сыном) Кем приходится девочка папе? (дочерью) А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком) А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой) Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой) А он ей? (Братом) - Ребята, вы справились с таким сложным заданием! - Ребята, сейчас я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко. (Раздаю каждому учащемуся облачко и солнышко) - Нарисовали красивую картину; - Подрались с другом; - Съели манную кашу; - Убрали игрушки на место; - Порвали книгу; - На прогулке замарали куртку; - Разбили чашку; - Уступили место в автобусе бабушке; - Помогли маме с уборкой; - Отыскали потерянные бабушкой очки. Молодцы, ребята! Важно совершать хорошие поступки, радовать добрыми делами своих родителей. А еще в семье все вместе могут делать зарядку. Давайте и мы с вами вместе сделаем зарядку. Осенью, весною, Летом и зимой, Мы во двор выходим Дружною семьей. (маршируют) Встанем в круг и по порядку (встают в круг) Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, (поднимают руки вверх-вниз) Папа бодро приседает, (приседают) Повороты вправо-влево (делают повороты вправо-влево) Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой (бег на месте) И качаю головой! (повороты головой) У каждого есть своя семья. А скажите, все ли семьи одинаковые или разные? (СЛАЙД №5) - Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. - Правда ли, что в семье мы делаем первые свои шаги? - Верно ли, что отсюда мы уходим во взрослую жизнь? - Как вы считаете мама и папа это самые любимые, самые близкие нам люди? Важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь. - Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать пословицу и мы определим, в чем нуждается каждая семья. ( на столе разрезанная пословица «Семья сильна, когда над ней крыша одна».) - Вы верно собрали пословицу! А как вы понимаете смысл этой пословицы? Каждой семье нужен дом. Давайте и мы построим дом, в котором семья может обрести семейное счастье. Каждый кирпичик вашего дома – это то ценное качество, которое лежит в основе счастья семьи. - Что значит ценные? Возьмите те кирпичи, которые, по вашему мнению, подойдут для постройки дома для счастливой семьи. (На доске бумажные «кирпичи» с надписями: дружба, добро, терпение, уважение, любовь, помощь, доверие, понимание, забота) - Чего не хватает в нашем доме? - Правильно! Давайте достроим наш дом. - Посмотрите, какой замечательный дом у нас получился! - Итак, что будет в нашем доме? Это все то, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье, называют семейными ценностями. (СЛАЙД №6) Семейные ценности — это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи. В нашем доме нет места ссоре, вражде грубости, злу. - А давайте сейчас расскажем о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Счастливой семью можно назвать не только тогда, когда члены ее любят, уважают, понимают друг друга, заботятся друг о друге, живут мирно, без ссор, ведут здоровый образ жизни, но и тогда, и это тоже главное, когда здесь хранят традиции и дорожат ими. - Ребята, в вы знаете, что такое семейная традиция? (СЛАЙД №7) Традиция – принятые в семье нормы, манеры поведения, взгляды, которые передаются из поколения в поколение. - Какие традиции сложились в ваших семьях? Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. - Как вы думаете, как можно выражать свою любовь к близким, родным вам людям? - Правильно, ребята! Свою любовь можно выразить не только хорошими делами и поступками, но и хорошими, ласковыми словами. Сейчас мы будем передавать свечу, огонек которой излучает тепло из рук в руки, будем называть теплые, добрые слова, которыми мы называем своих самых дорогих, любимых близких нам людей. | Учащиеся зачитывают определения Ответы учащихся Учащиеся из четырех предложенных слов исключают одно лишнее Ответы учащихся Учащиеся вместе с педагогом разбирают стихотворение Ответы учащихся: мама, папа, сестра, брат – это родня Ответы учащихся: нет, он не член семьи и не родственник Ответы учащихся: он приходится другом Ответы учащихся: он не человек, а домашнее животное Отвечают на вопросы Учащиеся выполняют задание Выполняют упражнения вместе с педагогом Ответы учащихся Ответы учащихся: ДА/ДА/ДА Учащиеся собирают пословицу: «Семья сильна, когда над ней крыша одна» Ответы учащихся: важные, нужные, главные Дети «строят» дом Ответы учащихся: крыши Дети перечисляют семейные ценности Ответы учащихся по желанию Ответы учащихся: это то, что сплачивает семью, делает дружнее и крепче Ответы учащихся Ответы учащихся Дети называют слова и передают свечу друг другу |