Тема: Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка»
Цель:
- Знакомство с историей создания русской матрёшки.
- Отработка умений отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.
Задачи:
- Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
- Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.
- Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.
- Воспитывать интерес к народной игрушке
Материал для работы:
- Набор цветного пластилина.
- Стека
- Салфетка
- Игрушка – матрёшка
Ход занятия.
- Организационная часть.
- Дети, это что за кукла такая нарядная к нам пожаловала?
- Матрёшка! (Презентация)
- А я знаю загадку про матрёшку, слушайте внимательно.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас,
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская (матрёшка)
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.
А вот ещё загадку послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
2. Беседа по теме занятия.
История: Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разбирается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают «шкуркой».
- Дети, как вы думаете, для чего фигурку обрабатывают «шкуркой»?
- Чтобы поверхность была гладкой, и было легче расписывать.
- Совершенно верно, и покрывают лаком.
Наиболее известна семёновская матрёшка - это прародительница современных матрёшек.
Были и Загорские матрёшки и Полхов-майданские, все они отличались росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник. Давайте рассмотрим нашу матрёшку.
- Матрёшка одета в русский сарафан, на голове шаль и передник.
- А какие узоры вы видите?
- Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.
- Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поплясать.
Практическая часть.
- Посмотрите, а наша матрёшка пришла не одна, а с подружками. Но почему подружки такие невесёлые и грустные? (Презентация)
- У них не украшен сарафан и платочек.
- Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд?
- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить? - Цветочки и ягодки, листики.
- Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?
- Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.
- Я хочу познакомить с новым элементом – это «клубничка». Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! А ещё мы рисовали пластилином, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали. (Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.
Если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания пластилина, допустим - взять одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешать и размять пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую – красного).
3. Заключительная часть.
Дети делают выставку из поделок.
-У вас получились настоящие русские матрёшки, мы украсим наш класс и будем любоваться ими.
Воспитатель:
- Какие игрушки были популярны в народе?
- Какие матрёшки в России самые известные?
- Какие костюмы носили матрёшки?