СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему: "Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка»

Цель: 

  • Знакомство с историей создания русской матрёшки.
  • Отработка умений отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Задачи:

  • Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
  • Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.
  • Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.
  • Воспитывать интерес к народной игрушке

Материал для работы:

  • Набор цветного пластилина.
  • Стека
  • Салфетка
  • Игрушка – матрёшка

Ход занятия.

  1. Организационная часть.

- Дети, это что за кукла такая нарядная к нам пожаловала? - Матрёшка! (Презентация)

- А я знаю загадку про матрёшку, слушайте внимательно.

Словно репка, она крутобока, А под алым платочком на нас, Смотрит весело, бойко, широко Парой чёрных смородинок-глаз. Алый шёлковый платочек,  Яркий сарафан цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко, Наша русская (матрёшка)

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.

А вот ещё загадку послушайте:

  Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка.

2. Беседа по теме занятия.

История:  Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разбирается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают «шкуркой».

- Дети, как вы думаете, для чего фигурку обрабатывают «шкуркой»? - Чтобы поверхность была гладкой,  и было легче расписывать.

- Совершенно верно, и покрывают лаком. Наиболее   известна   семёновская   матрёшка - это прародительница  современных матрёшек. 

Были  и  Загорские матрёшки  и Полхов-майданские, все они отличались росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник.    Давайте рассмотрим нашу матрёшку.

- Матрёшка одета в русский сарафан, на голове шаль и передник. - А какие узоры вы видите?

- Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны. - Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поплясать.

Практическая часть. -  Посмотрите, а наша матрёшка пришла не одна, а с подружками. Но почему подружки такие невесёлые и грустные? (Презентация)

-  У них не украшен сарафан и платочек.

-  Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд?

-  А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить? - Цветочки и ягодки, листики. -  Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики? -  Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.

-  Я хочу познакомить с новым элементом – это «клубничка». Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! А ещё мы рисовали пластилином, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали. (Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия. Если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания пластилина, допустим - взять одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешать и размять пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую – красного).  

3. Заключительная часть. Дети делают выставку из поделок.

-У вас получились настоящие русские матрёшки, мы украсим наш класс  и будем любоваться ими.

Воспитатель:

- Какие игрушки были популярны в народе? - Какие матрёшки в России самые известные? - Какие костюмы носили матрёшки?  

 

 

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: "Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка»"»

Тема: Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка»

Цель: 

  • Знакомство с историей создания русской матрёшки.

  • Отработка умений отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Задачи:

  • Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

  • Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.

  • Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

  • Воспитывать интерес к народной игрушке

Материал для работы:

  • Набор цветного пластилина.

  • Стека

  • Салфетка

  • Игрушка – матрёшка


Ход занятия.

  1. Организационная часть.

- Дети, это что за кукла такая нарядная к нам пожаловала?
- Матрёшка! (Презентация)

- А я знаю загадку про матрёшку, слушайте внимательно.



Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас,
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская (матрёшка)


- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.

А вот ещё загадку послушайте:

 
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.



  1. Беседа по теме занятия.

История: Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разбирается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают «шкуркой».


- Дети, как вы думаете, для чего фигурку обрабатывают «шкуркой»?
- Чтобы поверхность была гладкой, и было легче расписывать.

- Совершенно верно, и покрывают лаком.
Наиболее известна семёновская матрёшка - это прародительница современных матрёшек. 

Были и Загорские матрёшки и Полхов-майданские, все они отличались росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник. Давайте рассмотрим нашу матрёшку.


- Матрёшка одета в русский сарафан, на голове шаль и передник.
- А какие узоры вы видите?

- Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.
- Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поплясать.


Практическая часть.
- Посмотрите, а наша матрёшка пришла не одна, а с подружками. Но почему подружки такие невесёлые и грустные? (Презентация)

- У них не украшен сарафан и платочек.

- Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд?

- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить? - Цветочки и ягодки, листики.
- Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?
- Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.


- Я хочу познакомить с новым элементом – это «клубничка». Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! А ещё мы рисовали пластилином, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали. (Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.
Если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания пластилина, допустим - взять одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешать и размять пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую – красного).


3. Заключительная часть.

Дети делают выставку из поделок.


-У вас получились настоящие русские матрёшки, мы украсим наш класс и будем любоваться ими.


Воспитатель:

- Какие игрушки были популярны в народе?
- Какие матрёшки в России самые известные?
- Какие костюмы носили матрёшки?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!