Конспект по познавательному развитию в средней группе
на тему: «Насекомые»
Подготовила: Иванова Е. А.
Цель: закрепление у детей представления о насекомых
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, связную речь
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание картинок насекомых, иллюстраций в энциклопедии, в детских книгах, муляжи насекомых; чтение художественной литературы, придумывание и отгадывание загадок.
Методы и приёмы: беседы, рассказы, наблюдение, рассматривание насекомых на прогулках, в иллюстрациях книг, подражательные упражнения, дидактические игры.
Ход занятия
Ребята и воспитатель встают в круг
Воспитатель: - Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И гостям мы улыбнёмся, скажем «Здравствуйте!»
Ребята, к нам в группу попал паучок. Он собрался плести сети. Вам интересно узнать, кто может попасться в сети к нему? Если мы отгадаем загадки, то поможем живым существам избежать ловушки.
1.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её (пчела)
2.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза называют её (стрекоза)
3.Он работник настоящий, очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может (муравей)
4.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок (бабочка)
5. Не жужжу, когда сижу, не жужжу ,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)
6. Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки(божья коровка)
7. Те, с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я (оса)
8. Мужички без топоров. Рубят избу без углов. (Муравей)
Воспитатель: - Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку. (Ответ детей – насекомые)
Воспитатель: - А где живут насекомые? (Ответы детей)
Воспитатель: - Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки, кузнечики живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.
Воспитатель: - Чем питаются насекомые?
(Ответы детей - цветочным нектаром, листьями растений, крупные насекомые питаются более мелкими)
Воспитатель: - Это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: у них 6 лап, голова, крылышки, брюшко, усики)
Воспитатель: - Какие насекомые приносят пользу людям?
Многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми. А мы — получаем урожаи! Пчелы дают мед
Воспитатель: - А какие вредные насекомые для человека?
(Ответы детей - муха, комар, гусеница)
Какой от них вред? (Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
Воспитатель: - А какую приносят насекомые пользу природе? Назовите полезных насекомых? (Ответы детей - бабочка, пчела, муравей, стрекоза, божья коровка, кузнечик)
Воспитатель: - Какие насекомые жужжат? (жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)
- Какие пищат? (комары) Какие стрекочут? (кузнечики)
- А бабочка? (не издает звука)
Дидактическая игра
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу - жу - гу - жу
Я любого разбужу
Физкульминутка «Гусеница»
Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму(ладошки поменять)
Но,зима проходит мимо (взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня - сонюшка (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце)
Гусенице не до сна (грозят пальцем)
Стала бабочкой она (машут руками крыльев)
Игра «Назови-ласково»
Комар - комарик; Жук - жучок; Пчела - пчёлка; Усы - усики; Лапы - лапки
Муравей - муравьишка; Стрекоза - стрекозка; Муха - мушка
Воспитатель: - Насекомые это хорошо или плохо? (предположения детей)
Воспитатель: - Нельзя однозначно сказать, что насекомые это только хорошо или только плохо. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы, потому что они питаются насекомыми. В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое занимает свое место в природе. За ними можно наблюдать, ими можно любоваться
Природе все нужны и послушайте об этом стихотворение.
Стихотворение Б. Заходера «В лесу»
В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки.
Природа – всем им жизнь дала, у них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути - не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой, и одинокий, и пустой.
Воспитатель: - Ребята, кому мы сегодня помогли избежать ловушки?
О ком мы сегодня говорили?
Воспитатель: - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят природе, человеку?
Ребята, а когда мы выйдем на прогулку, посмотрим какие насекомые обитают у нас.