СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Определение компонентов, влияющих на органолептические характеристики хлебобулочных изделий».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие разработа для детей 11-12 лет и направлено на развитие исследовательских навыков путем повторения элементов структуры исследовательской работы (цель работы, гипотеза, объект и предмет исследования, варианты опыта, результат исследования, анализ результатов исследования и выводы по работе) с применением презентации, визуального осмотра хлебобулочных изделий, тактильного восприятия анализируемых объектов, определения их вкусовых качеств методом дегустации, работы с таблицей наблюдений «Органолептические характеристики хлебобулочных изделий» и последующим её анализом, выполнения лабораторного практикума. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Определение компонентов, влияющих на органолептические характеристики хлебобулочных изделий».»

Конспект занятия

«Определение компонентов, влияющих на органолептические характеристики хлебобулочных изделий».


Цель занятия: познакомить обучающихся с органолептическими характеристиками хлеба, и с их изменениями под влиянием дрожжей через поисково-познавательную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Формировать представление детей о взаимосвязи микроорганизмов (дрожжей) с окружающей средой и их ролью в хлебопечении, при помощи оценки органолептических характеристик хлебобулочных изделий.

  2. Учить обучающихся наблюдать, сравнивать и делать умозаключения по результатам экспериментальной работы.

  3. Развивать навыки исследовательской деятельности путем осознания детьми взаимосвязи научных познаний с повседневной сферой человеческой жизни.

  4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности и взаимопомощи по отношению к кружковцам, аккуратность во время проведения лабораторно-практических заданий.


  1. Организационный. (2 минуты)

ПЕДАГОГ: Здравствуйте ребята! Наше занятие я предлагаю начать с приветствия друг к другу. Давайте встанем в круг и по приветствуем друг друга, касаясь пальцами. При этом нужно сказать при каждом соприкосновении следующие слова:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, проговаривая слова.

ПЕДАГОГ: Молодцы! Ребята, а что сегодня у вас было на завтрак?

Ответ детей: каша, хлеб, масло, чай и т.д.

А на обед? (ответ детей)

Ребята, без какого продукта не обходиться ни один завтрак, обед и ужин?

Ответ детей: без хлеба.

Слайд 1: Педагог: Верно. Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Почти каждая хозяйка умеет их печь. Аромат домашних пирогов создаёт в доме уют и праздничное настроение. Ведь не зря существует народная пословица " Не красна изба углами, а красна пирогами". Ребята, а что такое хлеб?

(ответ детей)

Слайд 2: Педагог: Хлеб — пищевой продукт, получаемый путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды.


2. Мотивация (5 минут)

Педагог: Перед тем как идти к вам на занятие я зашла в магазин и купила несколько видов хлебобулочных изделий, чтобы вас угостить. Но к сожалению, на ценниках не указывают какого качества изделия. Ребята перед тем как попробовать булочки я предлагаю вам определить некоторые параметры качества хлебобулочных изделий.

Слайд 3: Одним из качеств хлеба - его органолептические характеристики. А что такое органолептические характеристики? Кто из вас ответит?

(ответ детей)

Слайд 4: ПЕДАГОГ: Органолептические характеристики - это такие свойства продукта, которые человек может оценить с помощью органов чувств (зрения, обоняния, вкуса, осязания), не проводя анализ. Собственно, само слово органолептика переводится как восприятие органами чувств.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (10 минут)

Слайд 5 (слайд 3): ПЕДАГОГ: При органолептической оценке хлеба основное внимание обращают на такие характеристики, как состояние корки, свойства мякиша, легкость хлеба, вкус и запах (педагог указывает на каждую характеристику). Ребята, у каждого из вас по две булочки на столе. Я предлагаю вам провести оценку качества булочек, сначала булочки 1, затем под номером 2, данные я буду заносить в электронную таблицу, которую затем мы проанализируем и сделаем вывод о качестве булочек по органолептическим характеристикам. Предлагаю начать с оценки корки, её цвет и целостность (нет ли растрескивания).

(дети рассматривают корку изделия и определяют цвет и целостность корки, педагог заносит данные в электронную таблицу).

ПЕДАГОГ: Следующий параметр – свойства мякиша. Определяем высоту мякиша и свойство восстанавливать первоначальную форму.

(дети определяют высоту булочек: больше или меньше, педагог заносит данные детей в таблицу).

ПЕДАГОГ: Теперь определим пористость, т.е. величину пор или дырочек в мякише. Разломите сначала одну булочку и надавите на неё, а затем отпустите и посмотрите, восстанавливается ли форма, затем вторую булочку. У какой булочке восстановление происходит быстрее? Далее обратите внимание на размер пор в булочках. В какой булочке поры больше, а где меньше по размеру.

(дети определяют качество эластичности и пористость хлебобулочного изделия педагог заносит данные детей в таблицу).

ПЕДАГОГ: Следующий параметр это запах и вкус. Сейчас предлагаю вам на минуту стать дегустаторами. Ребята, а кто такие дегустаторы?

(ответ детей)

ПЕДАГОГ: Верно, дегустаторы – это люди которые от природы обладают способностью различать тончайшие нюансы вкуса и запаха. Определите сначала есть ли запах у булочек и если можете, то определите какой.

(дети определяют запах булочек, педагог заносит в таблицу: есть запах или нет, пахнет выпечкой или иной запах по мнению детей).

ПЕДАГОГ: Отломите небольшой кусочек булочки и попробуйте его на вкус. Какие булочки на вкус, сладкие или не очень сладкие?

(дети пробуют булочки, данные педагог заносит в таблицу)

ПЕДАГОГ: И так мы определили органолептические характеристики булочек и все данные занесли в таблицу. Посмотрите пожалуйста на результаты нашего исследования и ответьте на вопрос Какую булочку вы бы выбрали себе на завтрак?

(педагог демонстрирует электронную таблицу, дети отвечают на вопрос).

ПЕДАГОГ: Ребята, а почему именно эта булочка вам понравилась?

(ответ детей: она мягче, вкуснее, приятнее есть и т.д.)

ПЕДАГОГ: Как вы думаете, почему булочки отличаются по органолептическим характеристикам? Какие у вас гипотезы?

(Версии детей - сода, дрожжи, мука, сахар и т.д.)

ПЕДАГОГ: Однозначного ответа нет. Тогда предлагаю Вам отправиться на экскурсию в хлебопекарню и провести небольшое исследование. Таким образом темой нашего сегодняшнего исследования (занятия) будет: Слайд 7: Определение компонентов, влияющих на органолептические характеристики хлебобулочных изделий.

Слайд 6 (термин - гипотеза): ПЕДАГОГ: Чтобы доказать или опровергнуть ваше предположение, давайте проведем эксперимент.

(дети переходят к столу, где подготовлено необходимое оборудование для замеса теста).

Слайд 7 (термин объект и предмет исследования): ПЕДАГОГ: Для начала давайте определим, что будет являться объектом нашего исследования? (на экране термин – объект исследования). Если затрудняетесь с определением объекта, можете подсмотреть на экране что такое объект исследования.

(ответ детей: качественные показатели хлеба)

ПЕДАГОГ: Верно объект исследования – то что нас интересует в данном случае -органолептические характеристики хлеба: высота, пористость и запах. Что будет являться предметом исследования?

Ответ детей: влияние дрожжей и соды на качество хлеба.

ПЕДАГОГ: Верно! Предмет исследования - влияние дрожжей и соды на органолептические характеристики хлеба.

ПЕДАГОГ: Ребята, а что такое дрожжи? Кто ответить?

(ответы детей)

Слайд 8: ПЕДАГОГ: Дрожжи – это одноклеточные грибы, которые в процессе эволюции утратили мицелий (грибницу) в виду того, что среда их обитания водная, но сохранили все признаки грибов. Один из таких признаков – питание готовыми органическими веществами. В качестве органического вещества дрожжи используют сахаристые вещества муки. Так происходит процесс брожения.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10 минут)

«Замес теста дрожжевого и без дрожжевого».

ПЕДАГОГ: Предлагаю провести небольшой эксперимент. Перед вами емкости с водой, суспензия дрожжей или раствор дрожжей, сахар-песок и сода. Какие варианты опыта будут в нашем исследовании?

Ответ детей:

Описание эксперимента.

ПЕДАГОГ: 1 вариант опыта вода+сода; 2 – вода+сахар; 3- вода+дрожжи; 4 – вода+сахар+дрожжи и 5- вода+сахар+дрожжи+сода. Перед вами несколько емкостей, при помощи мерного стаканчика налейте в емкости по 200 мл теплой воды из подготовленных банок. Осторожно! Вода в банках горячая, нам нужна вода с температурой не более 42 С. Добавляем в емкости с водой необходимые добавки согласно вариантам опыта: 1 - 50 г сода; 2 – 50 г сахара песка; 3 – 10 мл. суспензии дрожжей; 4 – 50 г сахара+10 мл. суспензии дрожжей и 5 - 50 г сахара+10 мг дрожжей +50 г соды. Аккуратно перемешиваем. Дадим немного постоять, а пока предлагаю поиграть в игру «Закончи пословицу».

Слайд 9 (пословицы): (2 минут)

ПЕДАГОГ: Обратите внимание на экран. Перед вами несколько пословиц о хлебе вам нужно их закончить. На выполнение задания у вас будет 2 минуты.

(дети выполняют задание)

ПЕДАГОГ: Проверяем выполнение задания.

ПЕДАГОГ: Возвращаемся к эксперименту. Посмотрите внимательно на результаты опыта, что-то изменилось?

Ответ детей: в емкости 4 вариант опыта - дрожжи+сахар+вода выделяются пузырьки.

ПЕДАГОГ: Как вы думаете, что за пузырьки выделяются?

Ответ детей: воздух, углекислый газ, кислород

ПЕДАГОГ: Вариантов несколько, но доказать очень просто. Вы знаете, что кислород поддерживает горение, углекислый газ нет. Мы можем это проверить. Заранее я провела такой же эксперимент и дрожжи простояли сутки. Теперь проверим какой газ выделяется. Зажжём лучину и поместим в емкость. Что произошло с лучиной?

Ответ детей: она погасла, значит выделяется углекислый газ.

ПЕДАГОГ: Верно! Во время процесса брожения происходит выделение углекислого газа,и он поднимается к верху. А теперь предлагаю в емкости добавить муку, замесить тесто. После замеса протрите руки влажными салфетками.

(дети месят тесто)

ПЕДАГОГ: Тесто поставим в теплое место и продолжим знакомиться с дрожжами. Кто напомнит мне, что такое дрожжи?

Ответ детей: это одноклеточные грибы.

4. Экскурсия в микробиологическую лабораторию. (5 минут)

ПЕДАГОГ: Предлагаю продолжить нашу экскурсию и отправиться в микробиологическую лабораторию. Как вы думаете, что изучают в микробиологической лаборатории?

Ответ детей: В микробиологической лаборатории изучают организмы, которые не видно обычным глазом, одноклеточные организмы, к которым относятся дрожжи.

ПЕДАГОГ: Молодцы! И сейчас нам предстоит сначала визуально постараться определить дрожжи, затем экспериментально изучить их под микроскопом.

Перед вами 3 емкости с содержимым. Определите в какой емкости находятся дрожжи? (дети определяют емкости с дрожжами и выбирают их).

ПЕДАГОГ: По каким признакам вы определили, что это дрожжи?

Ответ детей: по запаху.

ПЕДАГОГ: Молодцы! Дрожжи можно определить по характерному запаху. Значит мы можем сделать уже некоторые выводы. Что придает запах хлебу?

Ответ детей: Дрожжи.

На слайде Выводы: 1. Характерный запах хлебу придают дрожжи.

ПЕДАГОГ: Верно! Следующий этап определить, как выглядят дрожжи под микроскопом. Перед вами готовые микропрепараты дрожжей, поместите микропрепарат на предметный столик микроскоп, установите малое увеличение и при помощи винтов грубой настройки установите четкость изображения.

(дети работают с микроскопами)

ПЕДАГОГ: Ребята, что вы видите?

Ответ детей: маленькие пузырьки, шарики и т.д.

ПЕДАГОГ: Верно! Дрожжи имеют форму шара. И если вы повнимательнее посмотрите, то увидите процесс их размножения – почкование (педагог на экране компьютера показывает почку и почкующиеся дрожжи). Поэтому дрожжи часто называют почкующиеся грибы. Благодаря почкованию дрожжи очень быстро образуют большие колонии.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. (5 минут)

ПЕДАГОГ: а теперь возвращаемся в пекарню и посмотрим на результаты замеса теста. Посмотрите, что-то изменилось?

Ответ детей: в емкости 4 вода+дрожжи+сахар тесто поднялось выше. В других вариантах опыта без изменений.

ПЕДАГОГ: а что вы можете сказать про запах?

Ответ детей: Запах так же в емкости с дрожжами.

ПЕДАГОГ: а теперь посмотрите на тесто со стороны наружной части стеклянной миски. Что вы видите?

Ответ детей: тесто пузыриться в емкости с дрожжами.

ПЕДАГОГ: Появление пузырей в емкости с дрожжами указывает на выделение углекислого газа.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. (5 минут)

ПЕДАГОГ: Молодцы! Итак, ребята какие выводы мы можем сделать по результатам исследования?

Ответ детей: 1. Дрожжи придают характерный запах хлебу; 2. В процессе брожения дрожжей выделяется углекислый газ, который поднимает тесто, поэтому хлеб высокий; 3. Углекислый газ оказывает влияние на пористость хлеба. 4. Хлеб из дрожжевого теста вкуснее.

ПЕДАГОГ: В заключении занятия хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что сегодня, проводя небольшое исследование, мы прошли все этапы исследовательской работы. Обратите внимание на экран. И теперь думаю у вас не возникнет трудностей с проведением и оформлением исследовательской работы. Спасибо всем за работу! И сейчас, приглашаю вас на чай с пирогом, который приготовили специально для нашего занятия из дрожжевого теста. А наше занятие окончено. До следующей встречи! Приятного аппетита!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!