Конспект занятия "Основы журналистики" по теме "Интервью"
Цель занятия: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.
Задачи.
Образовательные: познакомить типами интервью, с этапами подготовки и проведения.
Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к родному языку, создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.
Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.
Ход занятия
1. Обсуждение работ учащихся, занимающихся в кружке и опубликованных в СМИ.
А) Интервью юнкоров с заместителоем главы района.
Б) Репортаж “Школа 21 века”.
2. Закрепление материала предыдущего занятия.
(Руководитель зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля) (Слайд 2. Презентация)
А) Заметка – краткое сообщение в печати.
Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).
В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Г) Хроника – отдел сообщений в газете.
Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Слайд
2 Объявление темы занятия.
Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с жанрами публицистики и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью”, чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете или городских СМИ.
Вопросы для обсуждения:
1) Какие виды интервью могут быть?
2) Интервью «Диалог».
3) Интервью «Портрет».
4) Интервью «Монолог».
Вывод: Итак, интервью – это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и самостоятельным материалом. В такой передаче аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. Тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. Интервью, будь оно в форме личной беседы либо по телефону, не проходит по разработанному сценарию, и вы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы, ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Как мы уже говорили, интервью требует от репортера владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос.
Вывод: Чтобы интервью удалось, к нему нужно тщательно готовиться.
3. Составление правил для начинающего журналиста.
Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос
Перед интервью:
1. Постараться узнать больше о собеседнике.
2. Продумать вопросы.
3. Подумать о месте интервью.
4. Уделить внимание своему внешнему виду.
Во время интервью:
1. Чётко формулировать свои вопросы.
2. Не оказывать давление на собеседника.
3. Внимательно выслушивать его рассуждения.
4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.
После интервью:
1. Анализ записей.
2. Отбор главного материала.
3. Корректирование материала.
4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.
Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.
Вопросы для подведения итогов занятия:
О чём мы узнали сегодня?
О чём можно было ещё поговорить?
Какие чувства вызвала тема занятия?
Что было трудно, проблематично, негативно?
Что дало это занятие каждому?