Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОТ ЗЕРНЫШКА ДО ХЛЕБУШКА»
Разработчик:
Фомина Наталья Константиновна,
педагог дополнительного образования
тел: 8-927-794-11-68
E-mail: 79379939855@yandex.ru
Декабрь, 2023 г.
https://drive.google.com/file/d/1myOC9JZvy-FMPhOa9jEQeX6pUxlh8CR7/view?usp=drive_link
Аннотация.
Занятие «От зернышка до хлебушка» предназначено для учащихся 2-3 класса (8-9 лет). Тема о хлебе всегда актуальна и связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к данному продукту. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: Изучение нового материала, игра.
Разные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном занятии, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены здоровьесберегающие технологии. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка, задействованы различные органы чувств к восприятию. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность.
Занятие организовано и проведено с целью расширения кругозора и всесторонней ориентации в окружающем мире. Содержание материала будет полезно воспитателям ДОУ и педагогам дополнительного образования.
Актуальность проблемы: отношение младших школьников к хлебу.
Оборудование. Ноутбук, проектор, музыкальная колонка, мультимедийная презентация. Класс украшен колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими рисунками, на большом столе мука, хлебобулочные изделия.
Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.
Задачи:
1. Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях.
2. Расширять знания о процессе создания хлеба.
3. Продолжать знакомство с народными традициями.
4. Учить детей работать в группах.
5. Воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к труду.
Ход занятия
Сл.1. Орг. момент
Дети заходят в класс, их встречает бабушка Арина в русском народном костюме.
Здравствуйте ребятишки, девчонки да мальчишки!
Давно вас поджидаю, рассказывать не начинаю.
Быть внимательными и смышлёными вам сегодня предлагаю.
- Я бабушка Арина из русской народной сказки «Колобок»
- Знаете такую сказку? Тогда сидите тихо и слушайте.
В давние времена холодной долгой зимой собирался народ не для безделья, а для рукоделья. Вечерами шили-вышивали, да за прялками сиживали, песни напевали да сказки сказывали. А я пригласила вас кое – что рассказать, своими знаниями поделиться, да на вас посмотреть.
(под минусовку песни «К нам гости пришли»)
А поговорим мы сегодня о нашем добром друге. Мы встречаемся с ним каждый день, без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
Сл. 2 Кто же этот наш добрый друг, о котором сегодня пойдет речь?
Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна – в муку и тесто
В магазине принял место
Вырос он под синим небом
А пришел на стол к нам?
Сл.3 (ХЛЕБОМ)
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе.
Ход занятия:
Сл. 4 Тема нашего занятия звучит так: «От зернышка до хлебушка».
Сл.5 Хлеб – главный продукт. Человек может обойтись без много, а без хлеба нет. Хлеб никогда не надоедает и считается главной пищей для человека. Всегда на Руси встречали, величали гостей хлебом-солью. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.
Я сейчас вам загадаю загадку, послушайте внимательно и постарайтесь отгадать.
Сл. 6 Он встает, когда Вы спите,
И муку просеет в сите
Докрасна натопит печь
Чтобы хлеб к утру испечь!
Сл.7 Предполагаемые ответы детей – пекарь, кондитер, повар.
Сл.8 Профессия пекаря очень ответственная и тяжелая, люди этой профессии работают в горячем цеху у жарких печей, готовят для нас вкусные хлебобулочные изделия из различных сортов муки.
Какие сорта муки вы знаете?
Сл. 9. Предполагаемые ответы детей – пшеничная, ржаная
Сл. 10 Из этих сортов муки пекут пшеничный и ржаной хлеб.
Ой ребята, а в моей корзинке есть разные кусочки хлеба, может вы мне поможете определить из какого сорта муки они приготовлены?
Я предлагаю вам всем зажмурить глаза и определить на вкус кому из вас достанется пшеничный хлеб, а кому ржаной.
(Проводится игра «Угадай на вкус» , каждому ребенку предлагается попробовать по кусочку хлеба. После узнать кому из детей достался пшеничный, кому ржаной хлеб).
-Ребята, какие вы молодцы! Вы такие смышленые и даже на вкус смогли определить из какого сорта муки приготовлен хлеб!
- Не даром говорят «чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд». Хлебный каравай начинается с маленького зернышка. Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Посмотрим, какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на столе.
Просмотр видео «От зернышка до хлебушка»
https://www.youtube.com/watch?v=6cPuZ3JRP24
После просмотра видео, детям предлагается поиграть и проверить знания, полученные при просмотре.
Сл. 11 Игра «Как на стол хлеб пришел».
На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе.
Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстроить по очереди все действия.
1. Обработка земли
2. Посев зерна
3. Уход за растениями
4. Сбор урожая
5. Сортировка зерна
6. Помол зерна в муку
7. Замес теста
8. Выпечка.
- Именно в таком порядке. Для того, чтобы зернышко стало хлебом, очень много людей долго и упорно трудятся. Трудиться начинают ранней весной с обработки полей и до осени, когда собирают созревший урожай.
Физкультминутка
https://www.youtube.com/watch?v=EW2jaKt7Wpo
Облако, облако!
Белое, хорошее,
Подари нам, облако, капельку дождя,
(Дети поднимают руки вверх.)
Маленькое зернышко
Нами в землю брошено,
(Дети изображают сеятелей.)
Маленькому зернышку
Без воды нельзя.
(Дети через стороны поднимают руки вверх.)
Сл. 12 В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.
Сл. 13 На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Старались использовать только свежие продукты, такие как муку, молоко, масло, творог, сахар, соль, дрожжи, воду.
Сл. 14 О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.
Сл.15 Хлеб в старину называли «жито», от слова жить. Что означало: есть хлеб, есть и жизнь
Сейчас, ребята, вы будете тоже в роли пекарей:
1 команда будет печь блины
2 команда печет пироги
3 команда печет сладкие булочки
У вас на столах лежат карточки с названиями продуктов. Вы должны правильно подобрать продукты для блинов, пирогов, булочек.
Молодцы! Справились с заданием.
Старинная народная пословица гласит: «Если хлеб на столе, то и стол – престол!
А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!»
Сл. 16 Вот и подошло к концу наше занятие. Помните, ребята, в хлебе – душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.
Каравай земли и неба на твоем столе –
Ни чего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля.
А на каждом колосочке держится земля.
И растет под небом светлым, строен и высок.
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
Ребята, у кого вы сегодня в гостях? О чём мы с вами говорили?
- Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – всему голова? Вы с этим согласны?
Наше занятие закончено. Спасибо за участие и внимание.
Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пиру.
(угощение пирогами и блинами)
Литература:
Р. И. Зотова “Пекарь – это хорошо!” Москва, “Московский рабочий”,1986 г.
В. Д. Кармазин “Наш хлеб” Москва, “Правда”, 1986 г.
Б. А. Алмазов “Наш хлеб” Ленинград, “Детская литература”, 1985 г.
Сборник “Делу - время, потехе – час”. Москва, “Детская литература”, 1986 г.
М. М. Люфти “Разные песни разных профессий” Москва, “Детская литература”, 1987 г.
Журнал “Начальная школа” №3, 1986 г. Москва, “Просвещение”.
Интернет ресурсы.