Конспект НОД педагога-психолога с детьми «Цвет настроения»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закреплять знания детей об основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении,
2. Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать способность узнавать эмоции по пиктограммам, музыкальным произведениям.
2. Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние, передавать его через мимику. Пластические движения.
3. Учить воспринимать состояние природы через призму настроения, передавать эмоциональное состояние через рисунок и цвет.
4. Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа, произвольное внимание.
5. Развивать речь и коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.
Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:
1. Социально-коммуникативное развитие:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- развитие эмоционального интеллекта.
2. Познавательное развитие:
- развитие любознательности и психически-познавательных процессов.
3. Речевое развитие:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной речи.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- восприятие произведений художников, фрагментов музыкальных произведений.
Оборудование:
1. Пиктограммы следующих эмоций: радость, грусть, страх, злость, удивление.
2. Репродукции картин русских художников: И. Шишкин «Осень», И. Айвазовский «Бурное море», И Прищепа «Край березовый», И Левитан «Осень», И. Шишкин «Темное дерево».
3. Музыкальные произведения: П. И. Чайковский - «Октябрь», В. И. Ребиков - Вальс из оперы "Ёлка", Э. Григ - «Утро», «В пещере горного короля», Д. Д. Шостакович - «Вальс-шутка», С. В. Рахманинов - «Итальянская полька», «Танец утят»
Релаксационная музыка - звуки природы
Содержание НОД:
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Педагог-психолог: А теперь поприветствуем друг друга. По кругу желаем своему соседу «Доброе утро» и делимся своим настроением. Не забывайте называть имя того, к кому обращаетесь. Я начинаю. Доброе утро, Олечка!
Педагог – психолог: Ребята, а с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Давайте каждый из вас определить свое настроение с помощью смайликов. Подойдите к столу и выберете смайлик, который соответствует вашему настроению. Дети выбирают смайлики.
Педагог – психолог: Ребята, а кто из вас знает, что такое настроение?
Когда у вас бывает хорошее настроение?
Когда мы испытываем чувства радости, в каких случаях?
А когда мы злимся, в каких ситуациях испытываем гнев?
Педагог – психолог: Подойдите к зеркалу. Давайте изобразим:
- радость,
-злость,
-грусть,
-удивление,
-тревогу,
-обиду.
Педагог – психолог: А кто знает, как избавиться от плохого настроения? Правильно, можно включить весёлую музыку, посмотреть весёлую передачу, пойти или поехать на прогулку.
Ребята, а ещё можно избавиться от плохого настроения нарисовав его. Предлагаю сесть за стол и нарисовать своё плохое настроение. А после рисования мы с вами порвём рисунки и выкинем его в мусорное ведро.
Рисование плохого настроения (дети рисуют плохое настроение, затем рвут «его» и выкидывают)
Педагог-психолог: А можно передать настроение через рисунок? Посмотрите на картины художников. Как вы думаете, какое настроение хотел передать нам художник? Вы видите картину И. Шишкина «Осень». Какая здесь погода? С каким настроением можно сравнить солнечную погоду? (ответы детей)
Следующая картина – «Бурное море» И. Айвазовский. Какие эмоции вы ощущаете, когда смотрите на картину?
Далее дети рассматривают репродукции картин и обсуждают настроение, которое несут пейзажи.
Да, действительно наше настроение может иногда зависеть от погоды.
Педагог-психолог: Ребята, а музыка влияет на настроение? Музыка может передать любое настроение: и весёлое, радостное, и грустное, печальное, и сердитое, злое, и спокойное, умиротворённое. Музыка, лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания. Послушайте отрывки музыкальных произведений и скажите, какое настроение звучит, что она выражает?
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский - «Октябрь»,
В. И. Ребиков - Вальс из оперы "Ёлка", Э. Григ - «Утро», «В пещере горного короля», Д. Д. Шостакович - «Вальс-шутка», С. В. Рахманинов - «Итальянская полька».
Педагог-психолог: Человек должен слушать такую музыку, чтобы она его радовала, пробуждала свет и красоту в душе!
Физминутка под «Танец утят». А сейчас я предлагаю вам превратиться в веселых утят и потанцевать под музыку.
Педагог-психолог: А ещё музыка помогает расслабиться, отдохнуть.
Дети вместе с педагогом выполняют релаксационное упражнение «Чудесная поляна».
Педагог-психолог: Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня: Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте, на красивой лесной полянке, где много цветов, птиц, бабочек.
Солнце светит так ярко, и это заставляет чувствовать себя лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучики, согревают вас. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы отдыхаете.
Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно свободны.
Мимо пролетела бабочка и слегка коснулась вас своим крылышком. Она легкая и пушистая. Движения её крыльев медленные и плавные.
Но вот подул свежий ветерок. Появляются ощущения обдувающего всё тело легкого и спокойного ветерка. Воздух чист и прозрачен.
А сколько на этой поляне ярких, замечательных цветов? Можно насладиться приятным запахом и ароматом. Вдохните этот аромат.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии.
Открывайте глаза и расскажите, что вы чувствуете?
Педагог-психолог:
А еще наше настроение можно сравнить с цветом. Я предлагаю вам собрать цветок настроения нашей группы. Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость - это желтый, оранжевый, красный цвета, спокойствие - это зеленый, печаль - коричневый, черный, темно-синий.
Аппликация коллективная «Цветок настроения группы» - каждому ребенку предлагается выбрать лепесток того цвета, который соответствует его настроению. После этого дети с педагогом приклеивают лепестки цветка и образуется «цветок настроения группы» детей.
Обращается внимание на «лепестки», имеющие темные цвета, спросить у детей, почему у них такое настроение.
Педагог-психолог: Ребята, а когда вас любят, у вас хорошее настроение?
Каждый из нас что- то или кого-то любит. Я люблю свою семью, свою дочку, своих родителей, свою работу, всех вас. А сейчас предлагаю вам построить «Пирамиду любви» из наших рук и поделиться своею любовью со всеми вокруг. Я назову что-то любимое и положу руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть руку поверх моей по очереди. Психолог вытягивает руку и говорит: “Я люблю всех ребят в этой комнате”. Дети, по очереди, кладут свою ладошку на ладонь психолога, объясняя, что они любят. Затем все вместе резко кидают руки вверх, расцепляя и отдавая свою любовь окружающим.
Рефлексия.
Педагог-психолог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам занятие? А чему мы с вами учились на этом занятии?
Ритуал прощания «Мыльные пузыри»
Инструкция. У меня есть волшебные мыльные пузыри, которые заряжают всех на кого попадают добром, любовью и хорошим настроением на весь день. Подходите ближе, я буду выдувать пузыри, а вы дотрагивайтесь до них, чтоб они лопнули у вас в руках.
Педагог-психолог: Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
А теперь возьмёмся за руки, закроем глаза, мы будем посылать искорки добра, хорошее настроение, радость и приятные воспоминания друг другу, гостям. Похлопаем друг друга! На память о нашем занятии я приготовила для вас значки-смайлики с хорошим настроением. До свидания ребята, до новых встреч.