Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по дисциплине "Родная литература" для СПО»
1
ЗАНЯТИЕ №1.
Тема «Общее понятие о дисциплине «Родная литература»
План занятия:
1. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.
2. Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры.
Литература:
В помощь учителю: Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html
Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/
Мифы и легенды Крыма http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/
1. Литературное краеведение - особая учебная и научная дисциплина.
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка,
на котором она выражена». Д.С. Лихачев. Основные понятия:
1. Краеведение – это познание человеком места, где он живёт.
2. Литературное краеведение - это основа, расширяющая и обогащающая знания о литературных традициях родного края и страны в целом. Литературное краеведение призвано осознать это место как культурное пространство. Литературное краеведение помогает в понимании культурных и литературных традиций многих народов. Особенно это актуально в Крыму, где проживают разные народы со своими традициями и литературной историей.
Основателем художественного краеведения Крыма считается Евгений Львович Марков (1835-1903 г.г.), - историк, педагог, кандидат естественных наук и просто любитель путешествий. Уроженец Курска, он в 30-ти летнем возрасте получил назначение в Симферополь на пост директора мужской гимназии. При участии Маркова в городе было основано женское училище, впоследствии преобразованное в гимназию, а также были открыты русско-татарские училища и татарские учительские школы.
3. Этнос – это исторически сложившаяся устойчивая группа людей разных возрастов и обоих полов, проживающая на определённой территории и связанных между собой единым языком и общими культурными признаками, отличающими её от других групп (башкиры, коми, шотландцы, марийцы, тунгусы и т.д.)
Издревле Крым был полиэтнической территорией. На протяжении длительного времени на полуострове формировалось богатое, интересное и имеющее мировое значение историческое и культурное наследие. Этническая история Крыма сложна и драматична: никогда национальный состав полуострова не был однообразным.
Сегодня в Крыму проживает более семидесяти этносов и этнических групп, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.
Попав в Крым, многие новые его жители оседали здесь, воспринимали культуру предыдущих обитателей и развивали свою, становясь частью крымского этнического конгломерата. Может быть, историческое предназначение Крыма в том и заключается, чтобы сквозь время связывать разные наро-ды, культуры, государства и цивилизации? Быть тем местом, где разрабатывается опыт совместного проживания. Об этом строки из стихотворения современной крымской поэтессы Ольги Голубевой:
...Мой смуглолицый, синеглазый Крым, Мы собраны под парусом твоим, Вскормленные степною кобылицей, Мы пили воду из одной криницы, Вернемся к чистым помыслам былым... | Мой смуглолицый, синеглазый Крым, Блуждающий ранимый пилигрим, Ведет тебя негаснущее слово Гаспринского, Мицкевича, Толстого Навстречу вечным истинам простым... |
4. Крымская литература — литература, написанная крымчанами, и литература, написанная о Крыме.
КРЫМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
Фольклор народов Крыма | Русскоязычная литература | Крымскотатарская литература | Литература других народов Крыма | Переводная литература |