СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Деревья и их одежда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с понятием «кора» и  дать представление о её значении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Деревья и их одежда»»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Деревья и их одежда»

Автор: Бурдынюк Оксана Яковлевна, воспитатель муниципального казенного дошкольного учреждения Чулымский детский сад «Тополёк» Новосибирская область Здвинский район с. Чулым

Цель занятия: познакомить детей с понятием «кора» и дать представление о её значении.

Задачи:

1. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева).

2.Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом.

3.Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.

4.Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.


Предварительная работа:

1. Экскурсия в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину.

2. Наблюдение за дятлом.

3. Беседа о том, что производят из древесины.


Материал: Кусочки коры деревьев (березы, ели, осины, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; картинки разных пород деревьев, предметы из дерева и бересты.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, в выходные дни я шла через рощу и встретила там знакомого Лесовичка. Он мне передал для вас конверт и посылку. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

(Слайд 3)

Я знаю, что любите, дети

Вы тайны мои открывать.

Наверно поэтому здесь все

Собрались сегодня опять?

Ну, что же, готовы вы слушать?

Вопрос мой не прост, а мудрён

Мне хочется, милые дети,

Чтоб здесь он был вами решён.


«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)

Дети: Дерево.

Воспитатель: Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как вы думаете, дерево живое или нет?(Слайд 4)

Дети: Живое.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что оно дышит, питается, растет и размножается.

Воспитатель: А как дышит дерево?

Дети: Листьями.

Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни.

Воспитатель:Ребята, а ведь Лесовичок нам ещё посылку передал, давайте откроем её и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?

Дети: Кора.

Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Дети: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защищать?

Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

Воспитатель: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Дети: Нет, и ветки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней?

Дети: Древесина.

Воспитатель: А какая сама кожица?

Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.

Воспитатель: Да, мы легко отделили её от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же на ветках кожица?

Дети: Потому что кожица и есть кора, только молодая. Кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

Воспитатель: Кожица- это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?

Дети: Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Представьте себе, что вы молодые деревья. Придумайте каждый себе название (дети называют разные деревья), а теперь выходите в круг.

(Физминутка: слайд 5)

Выросли деревья в поле, хорошо расти на воле (руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется (руки вверх)

Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветви (машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперёд)

Влево-вправо, взад-вперёд, так деревья ветер гнёт (наклоны в стороны )

Он их вертит, он их крутит, да когда же отдых будет? (вращение туловищем )

Ветер стих, взошла луна, наступила тишина( все садятся за столы).

Воспитатель: Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?

Дети: Потому что она тонкая, мягкая.

Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?

Дети: Старая кора толстая, жесткая (дети находят и определяют кору деревьев).

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?

Дети: Больные.

Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет?

Дети: Листья вянут, кора трескается.

Воспитатель: А от чего болеют деревья?

Дети: Поселились вредные насекомые.

Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим (дети находят и показывают).

Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья?

Дети: Дятел.(Слайд 6)

Воспитатель: Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?

Дети: Лесной доктор.

Воспитатель: А от чего ещё болеют деревья?

Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель: Да, дети, кто так поступает - приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами. Ребята, а кто знает, как правильно собирать берёзовый сок?

Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Этот запах нам напоминает Новый год и ёлочку. Поэтому, ребята, по коре можно определить не только возраст, но и название дерева. У меня на столе три образца коры. Давайте попробуем определить с какого они дерева.

(дети определяют, с какого дерева кора)

Проводится игра из книги Н.Пикулевой «Слово на ладошке».

Воспитатель: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите (яблоня, груша, малина, апельсин, липа, береза, черемуха, лимон, рябина…).

Молодцы, ребята. Вы хорошосправились с заданием. Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого?

Дети: Со спиленного.

Воспитатель: Конечно со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом

(слайд 6)

Кто знает, как называется эта профессия?

Дети: Лесник.(Слайд 7)

Воспитатель: Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов. Что же ещё можно сделать из коры и древесины деревьев? (слайд 8).Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.

Воспитатель: Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такоеписьмо «Берестяная грамота».

(Слайд 9)Включается запись с голосами птиц (встревоженных).

Воспитатель: Что мы слышим?

Дети: Птичий переполох.

Воспитатель: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Оно погибло.

Воспитатель: Почему вы решили, что оно погибло?

Дети: Нет коры, нет листьев.

Воспитатель: Давайте поможем дереву, давайте, чтобы дерево ожило - назовём пословицы и поговорки о деревьях.

(Дети, каждый по очереди, называют поговорку или пословицу о лесе).

Воспитатель: Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева.

Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной…

Воспитатель: Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. (Слайд 10) Весной, может быть к нему прилетят птицы, совьют гнезда и выведут птенцов.

Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшения нашей земли. Так давайте же беречь их! А Лесовичок вам за ваши знания и заботу о деревьях дарит подарок.