СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Весна. Перелетные птицы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет воспитателям ДОУ обогатить и систематизировать знаниядетей о весне и перелетных птицах, о пользе, которую они приносят людям и природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Весна. Перелетные птицы."»




















Конспект ООД  с детьми подготовительной группы

на тему «Весна. Перелётные птицы»


















Подготовила воспитатель:

Ирошникова Елена Александровна



Конспект ООД  с детьми подготовительной группы

на тему «Весна. Перелётные птицы».


Цель. Обогащение и систематизирование знаний детей о весне и перелетных птицах, о пользе, которую они приносят людям и природе.

Задачи.

Образовательные.  Уточнять и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении. Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, условия проживания. Формировать гуманное отношение к птицам, воспитывать заботливое отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Развивающие .  Развивать монологическую речь, развивать интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи)

Воспитательные. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах, бережное к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность. 

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме. Беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц, разными видами гнезд, загадывание загадок о птицах. Беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада, прослушивание записей с пением птиц.

Словарная работа: Активизация словаря по теме. Формирование грамматического строя речи.


Методы и приемы: словесные (разгадывание загадок, беседа), наглядные (на основе просмотра изображений, мультфильма, прослушивания аудиозаписи), практические (дидактические задания, практическая работа).

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативно развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.



Ход ООД

1. Организационный момент

Доброе утро! Добрый час!

Очень рада видеть вас.

Доброе утро! – нам птицы щебечут,

Доброе утро! – нам шепчут деревья,

Доброе утро! – нам солнышко светит.

Доброе утро! Здравствуйте дети!

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!

Воспитатель: ребята я сегодня проснулась от красивого, радостного пения птиц за окном. Как вы думаете, чему радуются птицы? (Приходу весны). Предлагаю, вспомним признаки весны. Передавайте цветок друг другу и тот, у кого он окажется, должен назвать один из признаков весны. (Весной день становится длиннее, а ночь - короче. Весной ярче светит солнце. Весной небо становится выше. Весной тает снег. Весной бегут ручьи, появляются лужи. Весной на деревьях набухают почки. Весной появляются первые проталины.  Весной появляются первые весенние цветы. Весной просыпаются звери. Весной прилетают птицы из теплых краев)

Примерный рассказ: Весной солнца светит ярко и согревает землю. На улице становится теплее. Небо высокое, голубое и чистое. По небу плывут легкие облака. С приходом весны снег начинает таять. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход . Вскоре появится зеленая трава и первые цветы. На деревьях набухают почки. Дикие животные начинают линять. Просыпаются медведи, ежи. Весной у животных рождаются детеныши. Просыпаются насекомые. С наступлением теплых дней люди надевают демисезонную одежду. Дети гуляют, пускают кораблики.


Воспитатель: Как называют птиц, которые прилетают из теплых краев? (Перелетные)

Перечислите перелетных птиц, которых вы знаете.

Воспитатель: ребята сегодня нам пришло очень странное письмо. Как вы думаете, от кого оно? (на конверте нарисован скворец). Какая здесь птица изображена? (скворец). Да, видимо, это письмо от скворца. Хотите прочитать письмо?

Открываю конверт. В нём буквы: Г, Н, Е, З, Д,О.

«Здравствуйте, дети! Пишет вам скворец. Совсем скоро я и мои друзья скворцы, вернёмся из дальних стран, а  у многих из нас нет……»

И дальше ничего непонятно.

О чём же хотел попросить нас скворец?  

Я знаю. Буквы, которые в конверте  и составляют то слово, о чём нас хотела  попросить птица. Смотрите, на каждой карточке с буквой написаны задания, если мы выполним все задания, то получим все буквы, из букв сложим слово и тогда узнаем, что же хотел сказать нам скворец. Вы хотите узнать, о чем нас просит скворец? Готовы выполнить все задания? Тогда проходим за столы.


Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)

1 задание.

Отгадать загадки про птиц и рассказать о них СЛАЙДЫ

Загадки про птиц:

Грач

Всех прилётных птиц черней, 
Чистит пашню от червей. 
Взад-вперёд по пашне вскачь. 
А зовётся птица ... (грач) СЛАЙД 2

Рассказ о граче. Лида

- Грач самым первым возвращается на родину. Это большая птица, перья у него черные с фиолетовым отливом. Грач похож на ворону, у него большой клюв. Питается он червяками, жуками, личинками, семенами растений.

Трясогузка

С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ...(Трясогузки) СЛАЙД 3

Рассказ о трясогузке (ребенок) Егор

- У трясогузки спинка и бока серые, брюшко белое, грудка, хвост и крылья черные, блестящие. Прилетает она в наши края, когда на реках начинается ледоход. Птица бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком, в народе говорят – «лед ломает». Едят трясогузки насекомых, гусениц, жуков, мух, бабочек, пауков, иногда мелких рачков, семена и растения.

Скворец

На шесте веселый дом
С круглым, маленьким окном.
Чтоб уснули дети, Дом качает ветер.
На крыльце поет отец,
Он и летчик и певец! Скворец СЛАЙД 4

Рассказ о скворце (ребенок) Саша

Скворец - перелетная птица с черным, блестящим оперением с белыми крапинками. Хвост у скворца короткий. Скворцы любят петь и подражаний другим птицам и различным шумам. Скворцов называют очень полезной птицей, так как они истребляют различных огородных гусениц и насекомых.

Жаворонок

В синем небе голосок, 
Будто крохотный звонок,
Он взовьётся в высоту,
И поёт там на лету. (Жаворонок) СЛАЙД 5

Рассказ о жаворонке (ребенок) Саша

Маленькая певчая птичка. Окрашена неярко – коричневые с пестрыми крапинками перья помогают прятаться в траве. Жаворонки - помощники человека. Они поедают множество опасных для поля насекомых, а также семена сорняков.

Кукушка

Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка серая подружка,
А зовут ее (Кукушка) СЛАЙД 6

Рассказ о кукушке (ребенок) Кира

Кукушка – среднего размера птица. Оперение – серо-коричневое, со светлым брюшком и грудкой. По всему телу видны поперечные полосы. Кукушки совсем не приспособлены к перемещению по земле, зато в полете кукушки виртуозны и стремительны. Кукушки питаются преимущественно крупными насекомыми, древесными жуками и мохнатыми, ядовитыми гусеницами.

Соловей

Эта маленькая птица
Петь большая мастерица
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (соловей) СЛАЙД 7


Рассказ о соловье (ребенок) Кирилл

Соловей - один из самых знаменитых певцов среди птиц. А сам певец - серенькая, невзрачная птичка, чуть больше воробья. Увидеть соловья трудно: это скрытная и осторожная птица. Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками. Клюют семена и ягоды.

Ласточка

- Очень любят провода, И сидят на них всегда. И щебечут под окном Утром, вечером и днём. И с птенцами ласковы, И красивы. .. Ласточки СЛАЙД 8

Рассказ о ласточке (ребенок) Соня

У ласточки стройное, обтекаемое тело и длинные узкие крылья. Клюв короткий, но открывается довольно широко, хвост длинный вилочкой. Лапки слабые, поэтому никогда не ходят по земле. Питаются и пьют ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков.

Вы отгадали все загадки и за это получайте первую букву.



Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть.

Физминутка «Птицы». Встаем в круг

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

плавные покачивания поднятыми вверх руками.

Локти согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.

встряхивание рук перед собой.

В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят.

горизонтальные одновременные движения руками вправо, влево.

Как они сядут, тоже покажем- Крылья сложили назад.

убирают руки за спину.


Воспитатель: Отдохнули, проходим за столы, нас ждет второе задание


2 задание. Определи, где чье гнездо (на доске размещены картинки с птицами, а на мольберте и на дереве - картинки с гнездами птиц).

Воспитатель: ребята, а кто знает, чем занимаются перелетные птицы весной? (строят гнезда, поправляют старые, откладывают яйца, высиживают их, кормят птенцов, заботятся о них, учат их летать)

- А из чего птицы строят гнезда? (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры и т. д.)

Сейчас вам нужно выбрать картинку с птицей и прикрепить рядом с картинкой, на которой изображено ее гнездо.

- Покажи гнездо грача ЛИДА СЛАЙД 9

- Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева, а внутри выстилают сухой травой и тонкими ветками. Грачи живут большими группами, их гнезда образуют целые грачиные деревни.

Найди гнездо жаворонка. САША СЛАЙД 10

Свое гнездо жаворонок строит в ямке на земле, среди травы, выстилает его травой, шерстью, пухом.

- Найди гнездо ласточки СОНЯ СЛАЙД 11

- Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей земли или глины, соединяя их слюной. Внутри выстилает его травой, шерстью, пухом.



- Найди гнездо трясогузки Егор СЛАЙД 12

Трясогузка гнездо устраивает на высоких деревьях, стоящих среди поля или луга. Стенки вьет из травы и корешков, переплетенных паутиной, снаружи встречаются мох, лишайник, березовая кора, дно выстилает пухом ивы или тополя, шерстью, перьями.

- Найди гнездо скворца. Макар СЛАЙД 13

Место для будущего гнезда скворца – это дупло, отверстие в стене дома или скворечник. В качестве подстилки используются сухие веточки деревьев, мох, листья, шерсть и перья.



- Найди гнездо кукушки КИРА СЛАЙД 14

Кукушка не вьет гнездо, а подкладывает свои яйца в чужие гнезда. Хозяева гнезда не замечают подкидыша и высиживают яйцо кукушки вместе со своими собственными. Когда птенец кукушки вылупляется, он выталкивает из гнезда других птенчиков и приемные родители кормят его одного.

- Найди гнездо соловья КИРИЛЛ СЛАЙД 15

Соловей обитает в сырых зарослях кустарника. Строит свое гнездо на земле или очень низко в кустах из тонких веток, травы. Внутри выстилает его травой, шерстью, пухом.

Воспитатель: все птицы – заботливые родители СЛАЙД 16

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете вторую букву.

3. Назови, у кого – кто

Воспитатель: Проходим на ковер. Сейчас мы расскажем нашим гостям, как называются птенцы у разных птиц. Я буду бросать мяч каждому из вас, и называть взрослую птицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне. 

Дидактическая игра «Назови птенцов».

У грача – грачата У утки – утята У гуся – гусята У аиста – аистята У скворца – скворчата У чибиса - чибисята У соловья – соловьята У журавля – журавлята У кукушки – кукушата У жаворонка – жаворонята У ласточки – ластушата У стрижа – стрижата У лебедя – лебедята У орла - орлята

Воспитатель: Как называются детеныши птиц одним словом? (птенцы)

 Молодцы, справились и с этим заданием и получаете ещё одну букву.

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть.



Воспитатель: А сейчас присаживаемся за столы, я читаю следующее задание

4. Игра «Четвертый лишний»: Слайды

Утка, ласточка, кукушка, грач СЛАЙД 17, 18

  • Соловей, жаворонок, скворец, воробей СЛАЙД 19, 20

  • Аист, иволга, журавль, цапля СЛАЙД 23, 24

  • Жаворонок, соловей кукушка, грач. СЛАЙД 25, 26

Воспитатель:  Молодцы, справились и с этим заданием и получаете ещё одну букву.

Воспитатель: А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Для этого проходим на ковер. Она называется "Перелетные и зимующие птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы изображаете летящую птицу, передвигаясь по ковру. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть и «сделать домик». Грач, ворона, ласточка, снегирь, скворец, воробей, кукушка, синица, жаворонок, сорока, соловей, свиристель, трясогузка, голубь. Молодцы!



5. Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы послушать пение знаменитого соловья? Тогда садитесь на ковер и слушайте, только прошу соблюдать тишину, чтобы его не спугнуть. (звукозапись).

Воспитатель: Понравилось? Ну, а я читаю следующее задание. Какие правила поведения нужно соблюдать весной в лесу? (карточки)

ПРАВИЛА.

Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники.

Не прикасайся к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть его.

Не бери с собой в лес весной и в начале лета собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете следующую букву.

6 . Почему птицы умеют летать

Воспитатель: Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам пройти в нашу мини-лабораторию и почувствовать себя маленькими исследователями. Посмотрите на экран, как выглядит птица в полете(Слайд 25)


Давайте посмотрим, как же устроено перо птицы? (Слайд 26)

У вас на столах вы видите разные виды перьев: маховые и пуховые. Виды перьев 

Найдите самое длинное перо.

Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. 

Где оно находится у птицы?

Рассматриваем.

Маховое перо — от жесткого, но упругого центрального стержня отходят в обе стороны под углом боковые пластинки, называемые бородками. На них есть сложная система крючочков и выемок, благодаря чему опахало пера представляет собой цельную, достаточно плотную пластинку. Если перо растрепалось, птица пропускает его через клюв, и оно принимает первоначальный вид. Перья на крыльях называются маховыми, а на хвосте - рулевыми. Рулевые перья помогают птице менять направление полета.

Пуховые перья согревают птицу. 

Воспитатель:

Опыт 1.

Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Интересно, легкое оно или тяжелое? Давайте сравним.

Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое.

Воспитатель: Подбросьте перо. Что вы видите?

Дети: Падает медленно, плавно.

Воспитатель: Как вы думаете, почему оно не падает вниз, а плавно планирует? Возьмите перо, давайте рассмотрим его. Посмотрите на край срезанного пера, что вы видите?

Дети: оно пустое внутри.

Воспитатель: вот почему оно легкое - стержень пустой. Подобно перу и скелет птицы легкий, косточки – полые (пустые).

Опыт 2.

Воспитатель: почему птица не падает вниз, а держится на воздухе, плавно планируя, расправив крылья?

Ответы детей:

Можно показать на примере двух листов бумаги – один смять в комок, другой оставить в расправленном виде и отпустить их одновременно с высоты вытянутой руки.

Воспитатель: Помашите пером перед собой, что вы ощущаете?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу (или схема пера под увеличительным стеклом).

Посмотрите, на бородках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, «застегивая» поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. (Сначала птица трет клювом о сальную железу у основания хвоста и размазывает жир по какому-либо пучку перьев, а затем пробегает по ним клювом, пощипывая. Эта процедура, помимо удаления грязи распрямляет смявшиеся бородки и «застегивает» расстегнувшиеся крючочки. Особое внимание птица обращает на маховые и рулевые перья).

Опыт 3.

Воспитатель: Помимо маховых у вас на столах лежат и пуховые перья. Давайте сравним их

Дети: водят по руке – оно мягкое, пушистое.

Воспитатель: Зачем такое перо птице?

Ответы детей: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Воспитатель: Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Ответы детей:

Воспитатель: Как называются перья на хвосте птицы и для чего они нужны?

Дети: Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета.

Воспитатель: Так зачем птицам перья?

Дети: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.


Воспитатель. Как вы думаете, мы справились с последним заданием?. Тогда получайте еще одна букву. Теперь попробуем составить слово. Что у нас получилось. Г Н Е З Д О

КАК ЖЕ ТАК, РЕБЯТА, скворцы прилетят, а всем гнезд не хватит, что же делать?

Предлагаю, сделать скворечники для наших пернатых друзей.

Пальчиковая гимнастика
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – жаворонушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!

Воспитатель. У вас на столах шаблоны скворечников, клей, ножницы. Сначала склеиваем стенки скворечника, затем приклеиваем дно, последним – крышу. Скворечник готов. А теперь сделаем фото, которое я отправлю скворцу.

Но, ребята, как вы сами понимаете, наши скворечники из бумаги не подходят для проживания в них, но я, надеюсь, что вы со своими родителями смастерите настоящие домики для птиц, и тем самым проявите свою заботу о них.



Воспитатель: наше занятие подходит к завершению.

И сейчас я хотела бы услышать, что вам на занятии понравилось больше всего, может у кого-то возникли какие-то трудности в чем-то.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!