Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Земля - наш дом»
Цель: показать, что природа на планете Земля болеет и что она нуждается в помощи.
Задачи:- помочь увидеть красоту родной природы;
- воспитать любовь и уважение к родной природе;
- раскрыть экологическую проблему;
- развивать речь воспитанников, познавательную активность.
Воспитатель: Был, говорят, где - то случай такой,
Ехали люди с работы домой
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица, где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
(Воспитатель спрашивает адреса: номер дома , название улицы , страну)
Воспитатель. На свете много стран, много людей, проживающих в этих странах, но я считаю, что у нас у всех один дом. Вы согласны со мной?
Дети. Да этот дом, это наша планета – Земля.
Воспитатель. Хочется, чтобы в доме, где живу я, где живете вы, всегда были все здоровы. Но, к сожалению, это не так. И когда кто-то заболевает, что вы чувствуете?
Дети. Мы чувствуем тревогу, волнение, заботу, мы переживаем.
Воспитатель. А как же быть нам с нашим общим домом? Природа волнуется, она неспроста волнуется, почему?
Дети. Она тоже больна. В природе все взаимосвязано. Если в одном месте что-то нарушается, то в другом месте отзывается.
Проводится интерактивная игра. Условие игры: Всем участникам раздаются карточки. Часть карточек чистая, на одной написано не принимать участие в игре, участник, получая карточку с такой записью, не принимает участия в игре. Остальные должны взять автографы у трех любых участников. Через несколько минут, когда автографы взяты, дети садятся на свои места. Ведущий спрашивает у участника, который не принимал участие, что написано у него в карточке. Тот читает. «Я болен» , Ведущий поднимает тех, кто сидит с ним рядом. Они были в контакте. А кто взял автографы у двух последних? Поднимаются еще 6 человек. Кто был в контакте с этими детьми? Поднимаются еше несколько человек и так вся группа
Вот так и в природе. Где-то заболит , нарушится равновесие в одном месте, начинает болеть вся Земля.
Воспитатель.(Показывает Красную книгу). Почему она называется Красной книгой? В этой книге изображены прекрасные творения природы. Мы могли бы бесконечно восхищаться ими, если бы не одно обстоятельство- все они занесены в Красную книгу. Это означает, что им всем угрожает исчезновение с Земли. Ученые подсчитали, что за последние четыреста лет вымерло около 150 видов животных. Причем более половины вымерших исчезло за последние 50 лет и почти все по вине человека. Красный цвет книги - это сигнал опасности.
Для того, чтобы сохранить красоту родной природы, люди создают заповедники, национальные парки.
Мы сейчас посмотрим фильм о таком национальном парке.
Просмотр фильма «Национальный парк «Нижняя Кама»». (10 мин.)
У нас над головой одна общая крыша - небо, под ногами общий пол - земля или почва, общая лампочка и общая печка - солнце. У нас один общий водопровод - вода морей и океанов, у нас общий вентилятор - ветер, наши легкие - это наши леса.
Воспитатель . Наш общий водопровод- это вода рек и океанов. Вода занимает три четвертых части нашей планеты. На Земле существует соленая и пресная вода. Если всю воду Земли принять за 100 частей, то соленая вода составляет 97 частей. Она не пригодна, Только 3 оставшиеся части – это вода пресная. но для человека доступна лишь одна часть и то только ее половинка, а две другие части находятся в замороженом состоянии ледников. Главное свойство воды – ее единство. Все, что происходит с водой в одном месте , отражается и в другом месте. Вода - бесцейнейшее полезное ископаемое. Вода нужна всегда. Человек без воды не может прожить и двух суток. Что же делать , чтобы на земле было много чистой воды?
Воспитатель. А сейчас я расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину- вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Издавна кормит людей земля - матушка.. Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры. Как это так: все у земли брать , а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Что нужно давать земле, чтобы она не пустела?
Что нужно делать людям, чтобы сохранилась чистой вода, леса, воздух, почва?
Воспитатель. Может быть нам, всем людям на Земле пора остановиться и превратить всю Землю в парк.
(На столах разложены 2 карточки двух цветов : « зеленая - согласен», «красная - не согласен»,
Как бы вы ответили на вопрос? соответственно встаньте около этих карточек.
Каждая группа отвечает, почему она выбрала такое утверждение.
( Дети встают в круг и рассчитываются по порядку: воздух, лес, земля, вода)
Группа разделился на 4 команды. «вода», «лес», «земля», «воздух».
Каждая команда получает задание.
Составить обращение к человеку, который находится в лесу, около воды, на земле, около автомагистрали. «Человек!.............................................................!
На выполнение задания отводится 10 минут.
Следующий этап- продукт команд. Каждая команда показывает свой плакат.
Итог. Земля больна. Она нуждается в нашей защите и помощи. Нужно беречь и охранять природу. Завтрашний день Земли будет таким, каким создадим мы его сегодня.
Мы хотим, чтоб птицы пели
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала
Чтобы радуга сверкала
Чтобы летом лил веселый дождь.