МАДОУ Детский сад № 12
Конспект занятия
по экспериментированию в средней группе "Волшебный воздух ".
Подготовила воспитатель 1 категории
Сидельцева Вероника Валерьевна.
Пермь 2015г.
Программное содержание:
-расширить представления детей об основных свойствах воздуха;
-учить способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом;
-научить фиксировать результаты наблюдений;
- развивать навыки устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
-развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать дружеские отношения между детьми, бережное отношение к воздушному пространству.
- формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, большой, маленький, лаборатория, исследователи.
Оборудование:
игрушка – Чебурашка;
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, трубочки для сока (по количеству детей);
-салфетки бумажные (по количеству детей);
- воздушные шары; мыльные пузыри, веер.
Предварительная работа:
подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».
Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.
ХОД занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Я пришла к вам в гости не одна. Вы узнали, кто это?
Дети: Да! Это Чебурашка.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Воспитатель: Ребята, Чебурашка спрашивает, что это такое? И кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?
Дети: Есть.
Воспитатель: Ребята, что же мы будем делать? Чебурашка пришел к нам из мультика и действительно ничего не знает о воздухе. Давайте попытаемся доказать ему, что воздух есть. Вы поможете мне?
Дети: Да!
Воспитатель: И так. Для того чтобы выяснить, существует ли воздух, нам нужно провести исследование, как это делают настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория, с помощью которой мы определим, существует ли воздух.
Хотите стать исследователями?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? 2.
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Я воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Воспитатель: Попробуйте помахать на себя руками. Чувствуете, что воздух около вас? А теперь помашите веером. Ветер усилился?
Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуем ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт № 1. Ловим воздух полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет.
Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Попытайтесь с помощью пакета поймать воздух?
Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Вывод: воздух можно поймать.
(Дети зарисовывают результаты опыта)
Опыт № 2. С помощью воздуха можно двигать легкие предметы.
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот.
Воспитатель: Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
А сейчас положите на стол бумажный комочек из салфетки и выдохните быстро на неё воздух.. Что произошло? (ответы детей)
Дети: Комочек упал (другие варианты) .
Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом. А теперь подуйте на кубик. (кубик почти не двигается). Почему трудно кубик сдуть с места? А подуйте друг на друга…. Получается сдвинуть друг друга с места? Почему? 3.
Вывод: . С помощью воздуха можно двигать легкие предметы.
(Дети зарисовывают результаты опыта)
Физкультминутка.
Кто скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму. (Это тоже я могу).
Вправо – влево разведу (Это тоже я могу).
И как птица полечу, (Это тоже я могу).
Головою заверчу. (Это тоже я могу).
А потом присяду, встану
И нисколько не устану.
Я попрыгаю немного(Это тоже я могу).
И пешком пойду в дорогу. (Это тоже я могу).
Опыт 3. В стакане с водой тоже есть воздух.
Воспитатель: Ребята, вдохните воздух и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: А в пузырьках что находится?
Дети: Воздух.
Вот видите! Вывод: значит, мы вдыхаем воздух, а когда дуем в трубочку, он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: . В стакане с водой тоже есть воздух
(Дети зарисовывают результаты опыта)
Опыт № 4. Без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)
Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать. А вот, Чебурашка говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем ему, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)
Ребята, что скажите? Прав ли был Чебурашка? (нет)
Вывод: без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: Давайте рассмотрим наши рисунки- схемы и вспомним, что мы сегодня делали с воздухом.
Воспитатель: Ребята, Чебурашка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе и дарит вам мыльные пузыри, чтоб вы дули на них и ловили. А ещё он хочет дать вам воздушный шар. Чтобы вы его надули и поиграли. (Ребята благодарят, прощаются, всем гостям посылают воздушный поцелуй. После занятия дети играют в мыльные пузыри и с надувным шаром.)
4.